Раздел I. “От звука к слову”.
1. Дифференциация звуков [с – ш] на слух.
Цель: учить детей различать звуки [с – ш] в словах.
Таблица 1.
Дошкольники | Школьники |
Дидактическая игра “Свистульки-шипульки”. Дети делятся на две команды. Инструкция для команды “Свистульки”: Встаньте, если услышите в слове звук С. Инструкция для команды “Шипульки”: Встаньте, если услышите в слове звук Ш. Примерный перечень слов: собака, шапка, мишка, крыса, шишка, нос, сушка и т.д. Примечание: если в слове два звука (сушка), встают одновременно две команды. Оборудование: символы звуков С и Ш (свисток и змейка). |
Дидактическая игра “Турнир Звукознаек”. Дети делятся на три команды. Инструкция для первой команды “Свистульки”: Встаньте, если услышите в слове только звук С. Инструкция для второй команды “Шипульки”: Встаньте, если услышите в слове только звук Ш. Инструкция для третьей команды “Шустрики”: Встаете, когда услышите в слове сразу два звука С и Ш. Примерный перечень слов: старушка, шалаш, пушистый, сосны, шустрый, смешить и т.д. |
2. Произношение звуков [с – ш] в словах.
Цель: учить детей правильному произношению слов с оппозиционными звуками, формировать и совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова, активизировать словарь и расширять знания ребенка об окружающем мире.
Таблица 2.
Дошкольники | Школьники |
Дидактическая игра “Веселые
паровозики”. Дети получают билетики (предметные картинки). Инструкция. Выдели звук С или Ш в слове и найди свой паровозик. Ребенок со своим словом “садится” в соответствующий паровозик. Логопед (контролер) проверяет билетики – ребенок четко произносит свое слово, выделяя соот. звук в слове Оборудование: символы звуков С и Ш для машинистов паровозиков, предметные картинки-билетики (санки, шапка, маска, кошка и др.). Примечание: количество картинок должно соответствовать количеству детей. |
Дидактическая игра “Новоселье”. Детям раздаются предметные картинки. Инструкция. 1. Выдели звук С или Ш в слове и найди свой подъезд. Ребенок прикрепляет картинку и произносит слово, доказывая правильность своего выбора. Примерный перечень слов: сыр, шар, мышка, крыса, лошадка, самолет, карандаши, самовары. Оборудование: предметные картинки (слова со звуками С и Ш разной слоговой структуры), панно “двухподъездный четырехэтажный дом”. |
Раздел II. “От слова к предложению”.
1. Произношение звуков [с – ш] в предложении.
Цель: учить правильному произношению звуков в предложении, формировать представление детей о структуре предложения, увеличивать объем вербальной памяти, концентрировать внимание детей.
Таблица 3.
Дошкольники | Школьники |
Дидактическая игра “Живые слова”. Каждому ребенку предлагается запомнить одно слово. Инструкция. Давайте поиграем в игру “Живые слова”. Ты будешь слово “старушка”, ты – слово “на”, ты – “сушила”, ты – “сушилке”, ты – “шарфик”. Встаньте в таком порядке, в каком услышите слова в предложении. Логопед произносит предложение (Старушка сушила шарфик на сушилке.). Дети-слова встают в том же порядке. Проверяется правильность построения предложения. Логопед меняет порядок слов в предложении, дети перестраиваются. |
Дидактическая игра “Живые слова”. Ученикам раздаются полоски с напечатанными словами (старушка, шарфик, сушилка, сушила, на). Дети выстраиваются в том порядке, в котором слышат эти слова в предложении, сказанные логопедом. Шарфик на сушилке сушила старушка. Оборудование: полоски с напечатанными словами. Примечание: школьникам можно предложить предложение с большим количеством слов. |
Дидактическая игра “Протопай
предложение ножками”. Логопед произносит предложение, дети (или логопед) выкладывают схему этого предложения на полу. Инструкция: “Скажи” предложение ножками. Дети вышагивают рядом с полосками (слово-полоска – шаг), четко проговаривая каждое слово в предложении. Оборудование: картонные полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка. |
Дидактическая игра “Прочитай”
предложение шагами”. Оборудование: полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка. Примечание: школьникам предлагаются предложения с большим количеством слов. |
Дидактическая игра “Шифровальщики”. Логопед произносит предложение и выкладывает его схему на полу. Детям предлагается выложить буквы С и Ш в словах с соответствующими звуками. Инструкция: Найди в предложении слова со звуками С или Ш и обозначь их буквами. Оборудование: полоски – слова, треугольник – предлог, кружок – точка, карточки с буквами С и Ш. |
Дидактическая игра “Шифровальщики”. Логопед диктует предложение. Инструкция: Изобрази графически предложение. Выдели предлоги. Найди слова со звуками С и Ш, обозначь их соответствующими буквами. (Под буквами можно цифрами указать место звука в слове). Оборудование: доска, маркеры для доски, ручки, листы бумаги. Примечание: школьникам даются задания в соответствии с программными требованиями. |
Дидактическая игра “Веселые человечки”. Цель: распространение предложения методом подбора прилагательных. Детям предлагается придумать предложение по сюжетной картинке. (Например, “кошка спит на подушке”.) По количеству слов выставляются синие фигурки человечков, предлог обозначается маленьким красным человечком. Инструкция: Подберите “красивое слово” (слово-признак) к слову “кошка”. Логопед выставляет желтую фигурку перед словом “кошка”, дети повторяют измененное предложение. (Пушистая кошка спит на подушке.) Инструкция: Подберите “красивое слово” (слово-признак) к слову “подушка”.. (Пушистая кошка спит на большой подушке.) и т.д. Учим детей распространять предложение, подбирая слова-признаки. Оборудование: разноцветные фигурки картонных человечков (много синих и несколько разноцветных), сюжетная картинка. |
Дидактическая игра “Красочное
предложение”. Ученикам предлагается придумать предложение по сюжетной картинке или с определенным количеством слов (письменно или устно со схемой). Инструкция: Найди в предложении слова-предметы (существительные) и подбери к ним по два (три) слова-признака (прилагательных). Запиши новое предложение (или Составь схему нового предложения). Выдели слова-признаки волнистой линией. Примечание: школьникам предлагается предложение с большим количеством слов. (Смешная, полосатая, пушистая кошка спит на большой, красной, шелковой, подушке.) Примечание: необходимые условия игры в данном варианте – подбор прилагательных со звуками С, Ш.
|
Дидактическая игра “Предложение по
кругу”. Дошкольникам предлагается запомнить фразу из 4–5 слов. (Пушистая кошка спит на большой подушке.) Инструкция: Каждый говорит только одно слово из предложения и передает мяч по кругу. Оборудование: мячик (плюшевая игрушка), сюжетная картинка, как зрительная опора. Примечание: игра предлагается как физкультминутка или в конце занятия для закрепления пройденного материала. |
Дидактическая игра “Предложение по
кругу”. Для школьников усложняется конструкция предложения, ускоряется темп проговаривания слов (Смешная, полосатая, пушистая кошка спит на большой, красной, шелковой подушке.) Инструкция: Называйте слова по порядку, передавая мяч по кругу. Предложение повторяется несколько раз по кругу. Допустив ошибку, ребенок выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется в круге один. Оборудование: мячик, (по необходимости, сюжетная картинка). |
Дети с ОВЗ, как все остальные дети, а может быть, даже более, нуждаются в том, чтобы окружающая их среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Игра помогает создать теплую атмосферу, доверительные отношения, дружную обстановку, зажечь соревновательный интерес. Коррекционное занятие становится более интересным и эффективным, т.к. концентрирует мыслительную деятельность и внимание ребенка, совершенствует его моторику и координацию, ускоряет реакцию ответа, привносит положительные эмоции.
Благодаря речевым играм и приемам у детей дошкольного и младшего школьного возраста расширяется словарный запас, происходит совершенствование грамматического строя речи, осуществляется переход от ситуативной формы речи к контекстной, возрастает регулирующая функция речи в поведении, формируется внутренняя речь, как основа речевого мышления.
Занимательные игры побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить. У детей с ОВЗ появляется интерес к учебной деятельности. Обучая детей в процессе игры, педагог стремится к тому, чтобы радость от игры у ребенка перешла в желание учиться. А учение должно быть с увлечением!