"Эвристическая дистанционная олимпиада как способ развития творческих и логических способностей учащихся". 5–6-й класс

Разделы: Математика


Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся.

Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Цель моей работы – организация и проведение домашней олимпиады по математике.

Задачи:

  • Поддержать или пробудить интерес школьников к решению логических задач, задач-головоломок, тренирующих и развивающих мышление,
  • Пропагандировать математическую науку, повышать интерес детей к ее изучению, как к науке, которая нужна всем.
  • Дать возможность буквально всем учащимся проявить смекалку и эрудицию в решении конкурсных задач, углубить знания по предмету;
  • Развить у школьников навыки самостоятельной работы, стремление к получению новых знаний, умение пользоваться различными источниками математической информации;
  • Выявить талантливых учеников и способствовать развитию их творческого потенциала

Сократ открыл миру очень важную истину, которая и "подсказала" идею этой олимпиады. Обычные люди – нематематики – применяют в своей повседневной жизни те же самые методы мышления, что и математики в своей области.
Отсюда следует, что логическое мышление – это вовсе не привилегия математиков, а это дар природы, которым обладают все люди. И что тренировать его надо всем, всем детям.
А ничего нет лучшего для тренировки мышления как решение логических задач. Но в одиночку решать задачи как-то скучно и быстро надоедает. Значит, надо пригласить всех детей на олимпиаду. Так, благодаря Сократу, пришла идея этой математической олимпиады, олимпиады на "развитие мышления".

Одно из важных направлений работы – это олимпийское движение. Сейчас проводятся предметные олимпиады разного ранга – от школьной до международной. В последнее время появилось множество заочных, дистанционных, сетевых олимпиад. Престиж этих состязаний неуклонно растет: победа на них дает преимущества при поступлении в ВУЗ.

Олимпиадные задания отличаются повышенным уровнем сложности. Они направлены не столько на контроль знаний, сколько на проверку умения логически мыслить, делать выводы, обобщения. Но задания такого рода не по силам среднему ученику. А заинтересовать своим предметом хочется каждого!

Школьная олимпиада – доступное для каждого учителя средство, позволяющее активизировать творческие и познавательные способности школьников, выявить математические таланты. Но беда в том, что такая олимпиада проходит один раз в год. А что нам мешает ежемесячно проводить математические соревнования?

Мной была придумана домашняя олимпиада “Пятачок”, которая пользуется у учеников популярностью.

Почему “Пятачок”?

  • Задания рассчитаны для учащихся 5 классов.
  • Заданий ровно пять.
  • За каждые 10 набранных баллов – “копеек” учащийся получает оценку “пять”.

Уровень заданий разный, а значит, хотя бы с одним из них справится каждый ребенок, а трудную задачу решит только сильный ученик. Меняются задания один раз в месяц – первого числа, тогда же вывешивается итоговая таблица с результатами. Это красочно оформленный лист (для подростков очень важна внешняя оценка их достижений). Ни один балл не пропадает, накопительная система позволяет детям, не теряя интереса, двигаться к “пятерке” со своей скоростью. Набрав 10 баллов, ученик получает “5” в журнал. Кому-то для этого достаточно 1 месяца, кто-то копит баллы полгода.

Скорость мыслительных процессов у детей неодинакова. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях, другие ориентированы на процесс длительного обдумывания каждого задания и никогда не могут уложиться в ограниченное время. Эта проблема также решается при проведении домашней олимпиады. Самые “быстрые” дети приносят ответы уже на следующий день и мучаются целый месяц в ожидании результата. Кстати, не всегда у торопыжек бывают лучшие работы.

Подростки стремятся к успеху, признанию. Им можно помочь добиться результата, показав путь приобретения новых знаний и навыков, которые можно применить на практике. При выполнении заданий “Пятачка” не только не запрещается, а приветствуется использование справочной литературы, сети Интернет и любых других источников знаний. Но ни одного балла не получит работа, скачанная с чужих сайтов. Нужен ответ на вопрос, а каким способом его получить – решает сам ребенок. Нередко 5 – классники привлекают родителей к решению математических задач. А что в этом плохого? Пусть мама и папа оторвутся от телевизора, пусть моя задачка хотя бы на полчаса объединит семью, а у старшего поколения будет повод вспомнить о том, как сами искали правильное логическое решение…

Задачи для олимпиады имеют комплексный характер, часто охватывают не только темы школьной математики, но и требуют определенных знаний по другим предметам, широкой эрудиции. Для меня это повод сотрудничать со своими коллегами, для детей – понять, что не бывает отдельно математики, в жизни все науки тесно переплетены и только образованный человек сможет манипулировать математическими понятиями при решении географической или исторической задачи и наоборот.

Очень важно, что домашняя олимпиада не носит отборочный характер в выявлении учеников – лидеров (для них олимпиадное движение представлено полным спектром соревнований на уровне района, округа, города) и не является проверкой усвоенных знаний. Она служит пропаганде математики в обстановке соревновательного азарта и дает возможность буквально всем учащимся проявить смекалку и эрудицию в решении конкурсных задач.

Пока есть неравнодушные учителя, для которых отстоять свой предмет – дело чести, надо что-то делать. А что мы можем? Пожалуй, немногое. Но в рамках своей школы надо постараться не предать забвению любимый предмет, надо, чтобы мелькали искорки в любопытных глазах детей, чтобы зажигались новые математические звездочки!

Как же я составляю олимпиаду? Сначала это был случайный набор вопросов, которые менялись совершенно бессистемно. Со временем определился круг тем, наиболее интересных ребятам. Какие-то вопросы я придумываю сама, какие-то беру из заданий олимпиад различного уровня – от округа до МГУ, что-то предлагают сами ребята. Наибольший интерес у ребят вызывает творческий вопрос. Он оценивается “дороже” всех – полный ответ на него может принести участнику до 5 баллов.

Первый (самый легкий) вопрос – это вопрос в стихах. Отгадывание его оценивается всего в 1 балл, поэтому почти никто из участников олимпиады этим вопросом не ограничивается.

Приведу пример “Пятачка” за март месяц.

Март.

1. (1 копейка)

Волк и еж растут на грядке,
Лев и слон играют в прятки,
Лось под елкой в норке спит,
Ерш весь день в дуду дудит.

Две веселые сороки
Сочинили эти строки
Чтоб запомнить номера
(шестизначные! – учтите)
Телефонов белки, выпи,
Трясогузки и бобра.

В чем же фокус?
В чем секрет?
Догадались или нет?
Пример: Телефон медведя –
“Чиж вспорхнул с куста на елку”– 39-15-24

2. Расставь знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство

(3 копейки)

6 6 6 6 = 5
6 6 6 6 = 8
6 6 6 6 = 30
6 6 6 6 = 6
6 6 6 6 = 24
6 6 6 6 = 48
6 6 6 6 = 66
6 6 6 6 = 180

3. Каждый ребус 0,5 копейки.

4. (3 копейки.)

Оттолкнувшись левой ногой, Кенгуру прыгает на 2 метра, правой – на 4, а обеими – на 7. Какое наименьшее число таких прыжков нужно сделать, чтобы набрать в точности 300 метров?

5. Лист Мебиуса. Что это? Сделай сам! (4 копейки.)

Примеры творческих вопросов.

1.

Что символизирует этот головной убор? Где вы его видели? Расскажите его историю. (1–5 копеек.)

2. Все знают басни И.А.Крылова, но никто не задумывался, что то, о чем пишет баснописец – чистая математика! Пример? Пожалуйста!

“…А вы, друзья,
Как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.”

Или, другими словами (нашим, математическим языком): ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ.

Попробуйте и вы найти аналогии математическим понятиям и правилам в поэзии. (По 1 копейке за каждый пример.)

3. С каким известным математиком связаны эти три фотографии?

Где находятся эти места ?

(Стоимость вопроса 1 – 5 копеек.)

Итоги работы:

  • Более 70% учащихся приняли участие в домашней олимпиаде;
  • Повысился интерес учащихся к предмету;
  • Ребята овладевают работой в Интернете, навыками поиска информации в сети и работой со справочной литературой, учатся писать доклады и рефераты, а также создавать презентации в Power Point;
  • С удовольствием решают логические задачи на уроках;

А самый главный результат: это блестящие глаза моих “пятачков”, которые с нетерпением ждут следующего “Пятачка”.

Практика показала, что проведение домашней олимпиады является важным аспектом в развитии детей, поэтому она будет продолжена в следующем учебном году.