Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению основных типов тканей человека.
Задачи:
– личностные: способствовать повышению мотивации к выполнению учебных действий, интереса к окружающему миру; развитию способности к самооценке своих действий;
– предметные: дать понятие о науке гистология, сформировать знания о строении и функциях тканей человека, определить взаимосвязь строения с функциями;
– метапредметные: развивать умения осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; ИКТ– компетентность; планировать в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия; осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. [Приложение 1 – слайд 2]
Оборудование: таблицы “Виды тканей”, микроскопы, микропрепараты тканей человека, тексты, презентация, мультимедиа, мобильный класс, ЦОРы единой коллекции - http://school-collection.edu.ru.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация [Приложение 1 – слайд 3]
Беседа:
– Что является структурно-функциональной единицей живого?
– Что общего в строении всех клеток?
– Почему клетки имеют отличительные особенности строения даже в пределах одного организма?
– Как же называются группы клеток сходных по своему строению в связи со сходными функциями?
Это действительно ткани, запишем тему урока “Ткани организма человека”.
Постановка проблемы:
Установлено, что в организме человека четыре типа тканей, обладающих своими особенностями строения и функционирования. И в тоже время каждый орган, выполняющий определенную функцию, образован сразу несколькими различными тканями. Каким образом осуществляется выполнение одной функции органом, образованным тканями с различными функциями?
Изучив строение и функции разных тканей организма человека, мы сможем разрешить сложившуюся проблему. [Приложение 1 – слайд 4]
III. Изучение нового материала
1. История науки гистологии (Проект учащегося) [Приложение 1 – слайд 5]
Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Существует отдельная наука о тканях – гистология. (Проект учащегося) [Приложение 2]
Итак, гистология – это наука о тканях, изучающая их строение, гистогенез, взаимодействие в пределах многоклеточного организма. Название “гистология” введено немецким учёным К. Майером. Основным методом гистологии является микроскопирование.
2. Основные типы тканей (Организация работы учащихся с текстами, ЦОРами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru); заполнение обобщающей таблицы “Типы тканей человека”) [Приложение 1 – слайды 6 – 10]
В организме человека выделены четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.
Схема ткани – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000055e-1000-4ddd-cdd3-340046bc500b/4_115.jpg
Изучая каждую из этих тканей, мы с вами будем работать с текстами, Интернет-ресурсами, презентацией и заполнять таблицу в тетради: “Типы тканей человека” [Приложение 3]
Тип ткани |
Особенности строения |
Функции |
Виды ткани |
1. Эпителиальная ткань | |||
2. Соединительная ткань | |||
3. Мышечная ткань | |||
4. Нервная ткань |
А. Эпителиальная ткань – клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 1]
Б. Соединительная ткань – клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 2]
В. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 3]
Г. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками, способна возбуждаться и передавать возбуждение – http://files.school-collection.edu.ru/ [Приложение 4, текст 4]
– Проверка таблицы.
IV. Закрепление (Работа с заданием, выполнение лабораторной работы)
Задание: Для закрепления учебного материала выполним задание на соответствие – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000562-1000-4ddd-b2e1-5f0046bc500e/4_314.swf
Теперь вам предстоит работа в группе по выполнению лабораторной работы № 1 “Ткани организма человека”. [Приложение 1 – слайд 11]
Лабораторная работа № 1 “Ткани организма человека”
Цель работы: научиться определять взаимосвязь строения ткани с ее функциями.
Оборудование: микроскопы, набор готовых микропрепаратов.
Ход работы
- Найдите на коже шрамы. Определите, из какой ткани они состоят. Почему они отличаются от здоровых участков кожи?
- Сравните ткани ушной раковины и костей предплечья. Какие функции они выполняют?
- Рассмотрите предложенный микропрепарат ткани под микроскопом. Определите вид ткани. Зарисуйте, отметьте клетки, межклеточное вещество, у клеток обозначьте оболочку, ядро и цитоплазму. Определите особенности строения этой ткани в связи с выполняемой функцией.
- Сделайте вывод к работе.
– Отчет групп.
Выводы: Итак, вернемся к нашей проблеме. Как вы ответите на поставленный вопрос?
Ткань – это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функций. В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре типа тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Каждый орган состоит из различных тканей, которые тесно связаны между собой. Например, желудок, кишечник и другие органы состоят из эпителиальной, соединительной, гладкомышечной и нервной тканей. Соединительная ткань многих органов образует строму, а эпителиальная паренхиму. Функция пищеварительной системы не может быть выполнена полностью, если нарушена ее мышечная деятельность.
Таким образом, различные ткани, входящие в состав того или иного органа, обеспечивают выполнение главной функции данного органа. [Приложение 1 – слайд 12]
V. Рефлексия [Приложение 1 – слайд 13]
А сейчас, пожалуйста, оцените сегодняшний урок и свою работу.
Для этого поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если вы не согласны.
1 – Я много узнал (узнала) на уроке.
2 – Мне это пригодится в жизни.
3 – На уроке было над чем подумать.
4 – На все возникшие в ходе урока вопросы я
получил (получила) ответы.
5 – На уроке я работал (работала) добросовестно и
цели урока достиг (достигла).
Сосчитайте, пожалуйста, ответы.
– Поднимите, пожалуйста, руку у кого пять, четыре, три, два!
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Я надеюсь, что такие творческие уроки, где вы самостоятельно добываете знания, анализируете, проводите лабораторную работу, дают вам возможность проявить свою творческую индивидуальность. Вы все молодцы.
VI. Домашнее задание
- Параграфы 8, 9.
- Составить шпаргалку для учащихся по изученной теме.
Литература:
- Барабанов С.В. Биология: человек: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007.
- Колесов Д.В. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/ Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс./ – М.: Аквариум, 1998.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. –М.: “Издат-Школа”, 1998.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: из-во “Феникс”, 2002.
- http://school-collection.edu.ru
- http://lib.podelise.ru/docs/101/index-917.html