Одним из эффективных приемов выполнения требований к результатам освоения основной образовательной программы является знаково-символическое моделирование.
При проектировании урока на тему «Механизм
эволюционного учения Ч. Дарвина»
использовала два вида моделей:
готовую модель «Механизм эволюционного учения»;
незаконченную модель «Определение основных
понятий эволюционного учения».
Работу с моделями можно разделить на три этапа:
Первый этап.
После уяснения проблемы урока, школьники, используя готовую модель, называют все элементы механизма эволюционного учения и их последовательность. Это позволяет представить весь процесс в целом. Представление целостности процесса в восприятии школьников делает возможным осознанию и пониманию его, то есть осознанному запоминанию.
Второй этап
Школьники дополняют, конкретизируют модель эволюционного учения, составляя определения биологических понятий темы. При этом они используют модели содержания отдельных биологических понятий и путем наблюдения изображения известных им ситуаций, построения логических цепочек выходят на словесный уровень определения биологических понятий. Обсуждение содержания определения биологических понятий осуществляется в малых группах по 2-3 человека. Эффективно осуществляется само и взаимоконтроль Затем каждая группа представляет свой вариант определения биологического понятия с обоснованием его.
Третий этап
Ученики обосновывают порядок расположения биологических понятий в модели эволюционного учения. Подбирают примеры.
На диске представлены слайды для организации урока по теме «Эволюционное учение Ч. Дарвина»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для формирования у учащихся системы знаний о механизме эволюционного учения.
Задачи:
- создать условия воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений по теме урока, стимулировать их поисковую деятельность;
- способствовать обучению школьников умению комментировать рисунки, схемы, слайды, находить необходимые сведения в тексте статьи;
- развивать коммуникативные способности посредством работы в малых группах.
Технологические стадии урока
1. Вызов
1) Учитель предлагает сравнить модели
механизмов эволюционных учений Ж.Б. Ламарка и Ч.
Дарвина. Найти сходство и отличие. Чем они могут
быть обусловлены?
Мотивация.
2) Учитель предлагает отрывок из текста Ч. Дарвина «Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения, но «владельцы» последних как правило уничтожаются» О каких факторах эволюции идет речь в отрывке?
3) Исходя из ответов учащихся учитель организует совместное планирование деятельности по решению учебной задачи «воспроизведение механизма учения Ч. Дарвина».
План
- Перечислить элементы механизма эволюционного процесса
- Дать определение каждого элемента (фактора) эволюционного учения
- Обосновать последовательность действия факторов
2. Осмысление
1) Учитель демонстрирует слайды « Механизм эволюционного учения» и просит учеников перечислить все элементы механизма учения Ч. Дарвина
2) Учитель демонстрирует слайды на которых в
знаково-символической форме изображено
содержание понятий, относящихся к механизму
эволюционного учения.
Организует работу учеников в малых группах по
переводу информации из одной знаковой формы в
другую (из знаково-символической формы в
словесный ряд)
Консультирует учеников, участвует в обосновании
словесных определений понятий.
Организует само и взаимопроверку.
3. Рефлексия может осуществляться по вопросам:
- Может ли эволюционный процесс осуществляться без наследственной изменчивости? Почему вы так думаете?
- Можно ли считать все причины, вызывающие гибель организмов естественным отбором? Почему? Приведите примеры.
- Между особями в стае ворон идет борьба за существование. За что конкретно она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущества?