Применение модульно-рейтинговой технологии обучения и оценивания как средство развития учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


В настоящее время внутри образования возникли существенные противоречия, которые не позволяют школе получать ожидаемые результаты обучения. Они наблюдаются как на социальном уровне, так и на педагогическом. К ним относятся:

  • моделирование учебного процесса по логике содержания образования, а не по логике развития личности;
  • доминирование в преподавании коллективных и фронтальных форм обучения, которые часто не соответствуют ярко выраженной индивидуальности в освоении и применении знаний отдельными учащимися;
  • неадекватность традиционно сложившихся приемов учебной деятельности индивидуальным потребностям и возможностям школьников.

Для разрешения этих противоречий выдвигаются приемы и методы индивидуализации и дифференциации обучения в школе, которые позволяют оказывать существенное влияние на целостное развитие учащихся, решать вопросы получения каждым учеником образования в соответствии с его индивидуальными особенностями и способностями, жизненными планами и профессиональными (проектируемыми) потребностями.

В настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Работы Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и других исследователей, являясь научно-методической основой педагогических исследований, позволяют рассматривать индивидуализацию обучения как необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности ученика.

В самом общем плане основная цель обучения – всестороннее развитие учащихся. В соответствии с этой целью в дидактике центральное место занимают те направления, которые исследуют развивающее обучение. Под развитием ребенка в широком смысле слова понимают психические и физические изменения в его организме, переход в любых его свойствах от простого к сложному, от низших форм к более высоким. Если эту проблему рассматривать с точки зрения взаимоотношения обучения и развития, то под развитием обычно понимают умственное развитие.

Исходя из концепции умственного развития ребенка в процессе обучения, мы выделяем индивидуализацию обучения как необходимое условие эффективности развивающего обучения.

В школьном образования индивидуализация обучения может выступать и средством, и целью, так как учет индивидуальных особенностей учащихся, с одной стороны, позволяет сделать процесс преподавания более эффективным, и, с другой стороны, способствует более полному раскрытию потенциальных возможностей учащихся и сохранению уникальности личности.

В индивидуализации обучения можно выделить следующие аспекты:

  • построение школьной системы (создание разных типов школ и классов);
  • программно-содержательные и дидактические особенности образовательного процесса (ориентация на личностные структуры, программно-методическое объединение);
  • процессуальные характеристики (особенности методики, отбор методов и средств обучения, организационных форм образовательного процесса).

В настоящее время ярко выражена тенденция к интегральному исследованию индивидуальности ребенка посредством индивидуализации обучения.
Анализ аспектов индивидуализации обучения позволяет выделить педагогические условия формирования и развития каждого ученика в процессе обучения.

Социально-педагогические условия:

  • коллектив учащихся с адекватно сформированной ценностной ориентацией и место ребенка в нем;
  • диалогичные отношения между учащимися внутри класса, учащимися и учителем, основанные на взаимном уважении;
  • квалифицированный, творчески работающий учитель.

Психолого-педагогические условия:

  • учет факторов, которые обуславливают дезадаптацию школьников в учебном процессе (проблемы в знаниях, дефекты в мышлении, навыках учебной работы, пониженная работоспособность, неразвитость мотивации и др.);
  • уровень обученности учащихся, соответствующий стандартам образования;
  • соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;
  • оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся;
  • сформированность когнитивных процессов;
  • согласованность индивидуальных когнитивных стилей учащихся с технологией обучения.

Дидактические условия:

  • использование индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочих тетрадей на печатной основе;
  • использование заданий, обеспечивающих учет индивидуальных познавательных стилей учащихся;
  • задания, предполагающие разные способы решения одной и той же задачи;
  • задания, в которых варьируется форма презентации знания;
  • задания без жесткой регламентации, с максимально открытыми условиями;
  • задания, на которых демонстрируются разные способы познавательной деятельности;
  • самостоятельное составление заданий в заданном или произвольном виде;
  • использование разноуровневых дидактических материалов;
  • использование индивидуальных компьютерных обучающих программ (разветвленных, адаптивных).

Большая часть из заявленных педагогических условий реализуется в модульно-рейтинговой технологии обучения и оценивания учащихся, позволяющей:

  • повысить объективность оценивания знаний, умений и навыков школьников по математике за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля над выполнением детьми учебной работы;
  • создать информационный банк данных, отражающий в динамике успеваемость каждого ребенка;
  • развить положительную мотивацию школьников, их самостоятельность и ответственность за результаты обучения.

При применении этой технологии обучения учитель разбивает содержание программного материала на дисциплинарные модули (ДМ), то есть части учебной дисциплины, по окончании изучения которых осуществляется контроль над знаниями учащихся в виде рубежного рейтинг-контроля.

Рубежный рейтинг-контроль (РРК) – оценка ЗУН по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование, контрольная работа, зачет, экзамен) по освоенному материалу.

Кроме РРК, предусмотрен и текущий рейтинг-контроль (ТРК), предполагающий оценку в баллах обязательных результатов обучения математике каждого учащегося по освоенному материалу дисциплинарного модуля.

Суммарный рейтинг по предмету (СРП) – сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по ДМ, а также дополнительной урочной и внеурочной деятельности учащихся: проектно-исследовательская деятельность; участие в олимпиадах и математических конкурсах; консультирование по предмету; создание моделей и презентаций и т. п.

Приведем пример урока-РРК, разработанного в рамках этой технологии. Перед уроком каждый ученик получает листы с учебными элементами и инструкциями.

Модульный урок-РРК по теме: «Целые числа» (6 класс)

Инструкция: выполнить самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверить их по эталонам решений, которые находятся у учителя, исправить ошибки. Если получили менее указанного количества баллов, то можно набрать дополнительные баллы в корректирующих заданиях (задания другого варианта, которые аналогичны тем, где допущена ошибка). Оценка за весь модуль зависит от суммы набранных баллов по всем учебным элементам.

Критерии оценок: «5» – 22 – 28 баллов, «4» – 17 – 21 баллов, «3» – 1 – 16 баллов, «2» – менее 10 баллов.

Учебный элемент № 1

Цель: закрепить умение применять правила действий с целыми числами в текстовых заданиях.

Задание. Верно ли высказывание?

а) Частное двух отрицательных чисел – положительное число 1 балл Ответы: 1) да; 2) нет.
б) Произведение двух чисел с разными знаками – положительное число 1 балл
в) Любое число от прибавления отрицательного числа уменьшается 1 балл
г) Сумма двух чисел с разными знаками всегда отрицательна 1 балл
д) Если длина отрезка изменилась на минус 2 мм, то значит, он стал длиннее на 2 мм 1 балл

Указание: если набрал 4 балла или больше, то переходи к следующему учебному элементу.

Учебный элемент № 2

Цель: закрепить умение решать двойное неравенство в целых числах.

Задание. Выпишите все целые числа х, для каждого из которых верно двойное неравенство.

Примеры Ответы Баллы
а) – 4 < x < +2 1) х = –4; –3; –2; –1; 0; 1; 2;   2) х = –3; –2; 0; 1; –1;
3) х = –3; –2; –1; 0; 1; 2.
1
б) – 2 < x < 0 1) х = –2; –1; 0;   2) х =–2; 0;   3) х = –1. 1
в) – 13 < x > –8 1) х = –11; –10;   2) х = –12; –11; –10; –9;
3) х = –12; –11; –10; –9.
1

Указание: если набрал 2 балла или больше, то переходи к следующему учебному элементу.

Учебный элемент № 3

Цель: закрепить умение применять правила сложения и вычитания целых чисел, законы сложения.

Задание. Найти значение выражения.

Примеры Ответы Баллы
а) (– 13) + 29 + (– 9) + 13 1) 64;      2) –20;   3) 20;       4) –64. 1
б) – 28 + (28 + 29) 1) –29;    2) 87;     3) –87;     4) 29. 1
в) (– 48 + 91) + (– 91) 1) –48;    2) 48;     3) 182;     4) –182. 1
г) – (69 – 24) – (23 – 24) + (23 – 24) 1) –47;    2) 0;       3) 138;     4) 46. 2

Указание: если набрал 4 балла или больше, то переходи к следующему учебному элементу.

Учебный элемент № 4

Цель: закрепить умение применять правила умножения и деления целых чисел.

Задание. Найти значение выражения.

Примеры

Ответы

Баллы
а) (–2) . (–99) : (–3) 1) –198;     2) 66;         3) –66;     4) 198. 1
б) 14 : (–7) . 5 1) –10;       2) 10;         3) –35;     4) 35. 1
в) 51 . (– 2) : (– 3) 1) 306;       2) –306;     3) 34;       4) –34. 1

Указание: если набрал 2 балла или больше, то переходи к следующему учебному элементу.

Учебный элемент № 5

Цель: применение знаний и умений при решении примеров на совместные действия с целыми числами.

Задания.

1) Последовательно решая пример, получи набор чисел, каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора.
2) Из набора букв сложить слово, которое является ответом на вопрос: В народе их называют «земляными огурцами». Что это за растение?

к и а и л с р н
300 5100 17 –17 43 –300 –43 –5100

Пример. 5100 : (– 2279 : 53 + 26) . (– 17)

За выполнение заданий – 5 баллов.

В ходе урока заполняется «оценочный лист учащегося», который получает каждый ученик.

Оценочный лист учащегося

Фамилия
Имя
Учебные элементы Количество баллов за выполнение основных заданий Корректирующие задания Общее количество баллов за этап
№ 1      
№ 2      
№ 3      
№ 4      
№ 5      
№ 6      
Итоговое количество баллов  
Оценка за урок