Классный час по теме "Чтобы помнили"

Разделы: Классное руководство


К 70-летию снятия 900-дневной блокады Ленинграда, к 70-летию разгрома фашистов советскими войсками под Сталинградом, в преддверии 70-летия разгрома фашистов советскими войсками под Курском, в преддверии 70-летия издания «Маленького принца» Экзюпери.

Тип занятия: повторение (классный час для 11 класса, 45 минут)
Используемые методы: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые; самостоятельной работы

Используемые приемы: объяснение; практические задания; проблемная ситуация; анализ и синтез; сравнение и сопоставление

Формы организации: познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная

Средства обучения: презентация; книги, компьютер и мультимедиа-проектор

Цель занятия: формирование эмоционально-осознанного восприятия действительности

Задачи: образовательные – напомнить цепь памятных дат, конкретизировать понятия «долг, честь, подвиг»; развивающие – развивать умение анализировать и синтезировать полученную информацию; воспитательные – воспитание личностного отношения к историческим событиям, воспитание патриотизма

Музыкальный материал: песня Булата Окуджавы «До свидания, мальчики»

Литературный материал: книга – Антуан де Сент-Экзюпери, «Ночной полёт, Планета людей, Военный лётчик, Письмо заложнику, Маленький принц», Москва, издательство «Правда», 1997г.

Оборудование: компьютер, видеопроектор

Дополнительный материал: презентация, печатный вариант текста А. де С.-Экзюпери

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент и «повторение пройденного».

оформление доски:

27.01.1943г.
02.02.1943г.
23.08.1943г.
весна 1943г.

1. Вступительное слово учителя, пошаговое дополнение текста на доске и на экране:

27.01.1943г. – снята 900-дневная блокада Ленинграда
02.02.1943г. – советские войска разгромили фашистов под Сталинградом
05.07- 23.08.1943г. – длилась «Огненная дуга»
весной 1943г. – издан «Маленький принц»

Ключевой вопрос: Что объединяет эти события (Ленинград, Сталинград, Курск, «Маленький принц»)?
И как вывод – формулировка темы классного часа «70 лет… »

II. Знакомство с тематическим материалом и закрепление знаний, полученных на уроках

2. Чтение учителем фрагментов воспоминаний Ракина Николая Александровича – участника военных событий, защитника блокадного Ленинграда и жителя г. Сыктывкара (на экране текст из «Тетради воспоминаний» ветерана, портрет автора):

«В составе маршевой роты я попадаю в город Сестрорецк, в 27 бригаду пограничных войск, стоящих на границе на Карельском перешейке, в миномётную роту Белохонова. Беседы о дисциплине на переднем крае проводил он с каждым; … лошадей не было, тянули всё сами… Старшину Петрова сменил старшина Степченко (из города Калуги), с приказом обеспечить возвращение сапёров и разведчиков с «языком»…Обеспечили».
«Два солдата и пулемётчик перебежали к врагу. Краснодарского солдата нашли убитым, опознали и кинули на бруствер траншеи, как падаль… не хочется верить, что его останки будут похоронены вместе с геройски погибшими…расположение огневых точек и система ходов оказались у врага… мы вынуждены всё переделать…мёрзлый грунт…; финны не ожидали сопротивления, но мы не дрогнули…»
«…исполнял обязанности писаря, старшины роты;… наша бригада была реорганизована в 201 стрелковую дивизию…; после госпиталя был взят в штаб полка…»
«Пулково…в миномётной роте пришлось исполнять обязанности всех специальностей расчёта; … немцев отогнали, но наступление было остановлено, не помогли и прибывшие «катюши»…
«Поляна смерти» – это заболоченное место, площадью с десяток гектар, где в мирное время население Эстонии косило траву. Посреди этой поляны проходила широкая просека – единственный путь. Немцы знали это и поэтому били по поляне почти беспрерывно».
«Дорога смерти, Невский проспект» – это широкая просека, служившая… дорогой, … здесь всегда людно…немец бьёт с трёх сторон».
«Оборона –…болото каменистое…без единой вырытой траншеи; забор, шириной до одного метра, выстроен из вынутых из земли камней, между ними бойницы. Таких заборных траншей было две по всей окружности плацдарма, землянки тоже из камней, воду для питья брали тут же в вырытых до камней ямах».

3. Просмотр документального фильма о блокадном Ленинграде (фильм к юбилею снятия блокады, исторические кадры; размещён на сайте – http://yrnishevatg.ucoz.ru ) (4 мин. 45 сек.)

4. Песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» (Приложение 1 – поём под фонограмму, на экране портрет автора) (3 мин. 44 сек.)

5.1. Учитель начинает фразы, ожидая их окончания (т.к. этот материал изучен на истории):

«В оборонительных сражениях в июле советские войска Центрального и Воронежского фронтов (генералы армии К.К.Рокоссовский и Н.Ф.Ватутин) отразили крупное наступление немецких войск групп армий «Центр» и «Юг» (генерал-фельдмаршал Х. Г. Клюге и Э. Манштейн). Чем сорвали попытку противника окружить и уничтожить советские войска на Курской дуге. В июле – августе войска Центрального, Воронежского, Степного (генерал-полковник И.С.Конев), Западного (генерал-полковник В.Д.Соколовский), Брянского (генерал-полковник М.М.Попов) и Юго-Западного (генерал армии Р.Я.Малиновский) фронтов перешли в контрнаступление, разгромили 30 дивизий противника. Освободили Орел, Белгород, Харьков … Курская битва длилась с 5 июля до 23 августа 1943 года».

5.2. Просмотр документального фильма «Курская битва глазами очевидца» (размещён на сайте – http://yrnishevatg.ucoz.ru ) (14 мин. 37 сек.)

6. Речь учителя (на экране портрет автора – Приложение 2):

«Антуан де Сент-Экзюпери родился в Лионе в июне 1900 года, а 31 июля 1944 года его самолёт не вернулся из боя. Ещё во время гражданской борьбы в Испании писал об угрозе фашизма. Любовью к людям напитал свою повесть «Планета людей» – это 1939 год, писал с ненавистью о фашистах в повести «Военный лётчик» * – это 1942 год, и в свободной импровизации «Письма заложнику» **– это 1943год. Вот послушайте (зачитывает фрагменты из перечисленных произведений Антуана де Сент-Экзюпери): *«…я не люблю войну, но… пока я не принимаю участия в войне, я морально болен … цивилизация сама повинна в том, что оказалась под угрозой. (потому что) в качестве новой морали было предложено «обогащайтесь!»
…нельзя говорить «мы», отделяя себя от других. Только подлец может при этом говорить «мы»*;
**«В нацизме я ненавижу тотолетаризм, к которому он стремится по самой своей природе. Мне безразлично, убьют меня на войне или нет… Что останется из того, что я любил?»**.
речь учителя – «70 лет назад, весной 1943 года был издан «Маленький принц». Но мы помним, что это произведение он вынашивал дольше других и по-настоящему его мотивы начали складываться у писателя именно с началом войны. Прочтите, поймите, прочувствуйте какой совет даёт Маленький принц всем людям»,
Учитель передаёт книгу кому-либо из ребят: зачитывается фрагмент главы V из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.

7.1. Учитель: «И всё-таки дурная трава проросла, а выполоть её предстояло русскому солдату…
Поворотным событием в ходе второй Мировой войны явилась Сталинградская битва. Эту битву условно можно разделить на два периода: оборонительный , с 17 июля до 18 ноября 1942 года, и наступательный, который начался 19 ноября 1942 года, а завершился победными залпами 2 февраля 1943 года! На отдельных этапах в сражении участвовало более 2 миллионов человек.

7.2. Просмотр документального фильма «Сталинград» (перед началом просмотра предложено сделать это стоя и молча – «долгая минута молчания»; (4 мин. 38 сек.) (размещён на сайте – http://yrnishevatg.ucoz.ru )

III. Итог урока

8. Заключительное слово учителя (завершение классного часа)

Р. S. – Первый классный час состоялся 28.01.2013г. (понедельник), поэтому тема звучала так, как обозначена в начале. Далее он проводился в 7-11 классах – равнодушных не было; часто вместо «заключительного слова учителя» достаточно было просто кивнуть на последних документальных кадрах о Сталинграде. Думаю, что можно проводить этот классный час с целью патриотического воспитания ребят и в последующие годы, приноравливая к календарю: годы юбилеев снятия блокады Ленинграда, разгрома фашистов советскими войсками под Сталинградом и под Курском; издания «Маленького принца» Экзюпери, к 23 февраля и 9 мая.