С целью формирования экологической культуры учащихся во внеклассной и внеурочной работе, в школе на базе школьного лесничества “?ара?ай” работает НОУ (научное общество учащихся) “Мирас”. В 10 профильном классе (естестенно-математическое направление, биолого-экономический профиль) введен курс “Экология”. При изучении программы данного курса учащиеся разносторонне рассматривают экологические проблемы современности без отрыва от действительности, т.е. учащиеся непосредственно становятся участниками научного проекта, состоящего из совокупности теоретического и практического материала по экологии.
Разработка урока по экологии
По теме: “Экологические проблемы
современности”
10-й класс
Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.
Задачи урока:
- дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества;
- воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;
- развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Оборудование: компьютер, экран, рисунок (фото) с изображением экологической катастрофы на Земле, ОДК (организационно-деятельностная карта или оценочный лист), глобус
Интернет-ресурсы: видеоролики с www.youtube.ru “Экологические проблемы Земли”, “Экология Казахстана”
Ход урока
Организационный момент
:Внешняя готовность учащихся к уроку, доклад дежурного, мотивация учащихся для восприятия нового материала (1 минута).
Класс работает в режиме КМД (коллективная мыследеятельность по технологии К.Я. Вазиной), т. е. разбит на микрогруппы по 4-5 человек. В группе имеется капитан, который ведет оценочный лист на каждого члена микрогруппы. (Приложение 1) В конце урока отдает его учителю.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.
Просмотр видеоролика “Экологические проблемы” (3 минуты)
Учитель: Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?
Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.
Учащиеся высказывают свои предположения на листе бумаги, передавая его, членам своей микрогруппы, заворачивая свою запись. После того, когда все учащиеся ответили, члены микрогруппы знакомятся с записями своих товарищей и определяют тему урока.
Учащиеся: Дают ответ
Учитель: Верно, именно об экологических проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.
Учитель, учащиеся: Работа с тетрадью + доска:
В тетрадях записывается число и тема урока: "Экологические проблемы современности".
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов
Мозговой штурм
Учитель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.
Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
Учитель: Из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас. На прошлом уроке вы познакомились с понятием “экосистема”.
Изобразите в виде кластера, что для вас означает данное понятие.
Работа выполняется в микрогруппах. После выполненной работы каждая микрогруппа защищает свой кластер.
Учитель: Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?
Учащиеся: Экологические, демографические, продовольственные.
Учитель: Человечество ожидает серьезное потрясение. Во избежание катастрофы, что вы предлагаете сделать?
Учащиеся:
- рационально размещать производство черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности;
- промышленным предприятиям производить комплексную очистку воды (механическую, биологическую, химическую);
- переходить к биологическому земледелию, основанному на исключении или значительном сокращении применения минеральных удобрений и пестицидов;
- бережно и рационально пользоваться природными богатствами;
- принимать срочные меры по предотвращению исчезновения отдельных видов животных.
Учитель: Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки!
Настало время разработать новую категорию прав – права животных, птиц, деревьев и цветов. Общими усилиями мы должны реанимировать города, попавшие в черный экологический список. Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради)
Учащиеся:
- Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
- Истощение озонового слоя.
- "Парниковый эффект".
- Загрязнение гидросферы.
- Загрязнение и разрушение почв.
- Опустынивание.
- Радиационное загрязнение.
- Сокращение видового разнообразия живых организмов.
- Рост численности народонаселения.
Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?
Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради.
- Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
- Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т – 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали – дает экономию 10 млрд. рублей.
- Использовать фильтры, малоотходные технологии.
- Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности.
- Восстановление лесов.
- Захоронение радиоактивных отходов.
- Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
- Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо.
- Регулирование роста численности населения. Китай – “второй ребенок – налог”. Европа – выделение средств на ребенка.
- Создание сети заповедников и национальных парков.
- Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.
Учитель: Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)
Учитель: А что же должны сделать “здесь и сейчас” вы – школьники? Каждый из нас? Для нашего края, для нашей жемчужины, для своей малой Родины?
Учащиеся:
- Работа в школьном лесничестве.
- Участие в природоохранных акциях.
- Разъяснительная работа среди отдыхающих, туристов и гостей поселка по охране окружающей природы.
- Участие в Марше парков.
- Акция “Разделяя отходы – сохраняешь природу”.
- Публикации в СМИ.
- Участие в проектах SPARE/ ШПИРЕ.
- Участие в конкурсах научных и социальных проектов.
- Составление баннеров, рекламных плакатов, буклетов.
- Разработка памяток по поведению в лесу, горах, на водоеме.
- Участие в республиканских интернет-конкурсах “День гор”.
Заключительное слово учителя: Теперь, ребята, вы знаете, что сегодня необходимо не только экологическое образование, но и экологическое сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.
3. Подведение итогов.
Домашнее задание: Просмотр видеоролика “Экология Казахстана” (Приложение 2).
Написать эссе и синквейн на просмотренный видеосюжет.
Выставление оценок. Комментарии оценок капитанами микрогрупп. Учитель сообщает группам свой вывод о глубине и полноте ответов, о качестве знаний учащихся.
Рефлексия
- Выполнены ли нами те задачи, которые были поставлены в начале урока?
- Вспомните и расскажите, как вы выполняли эти задачи? Что вам удалось сделать без особых усилий? Что было трудно сделать?
- Кто и как вам помог преодолеть трудности? Чья помощь вам особенно запомнилась? Как вы думаете почему?
- Что бы вы хотели теперь сделать по-другому? Что и как вы теперь хотите изменить в своем поведении?
На эти вопросы ответы могут быть высказаны в микрогруппах, в классе в целом. В первом случае, после заслушивания всех своих членов, микрогруппа готовит одного человека для выступления перед всей группой с обобщающим сообщением.
Учитель: Уважаемые ребята, спасибо Вам за посильную помощь в решении экологических проблем нашего поселка – Жемчужины Республики Казахстан. И как говорит известный телеведущий А. Малахов “Берегите себя, своих близких” и так хочется добавить “Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!” (из “Экологического манифеста”).