Цель урока: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, основными чертами толерантной личности.
Задачи урока:
Образовательная: помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих; объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём;
Развивающая: развивать речь, обогащать словарный запас учащихся; развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
- заготовка (солнечный диск или Земной шар);
- цветные листы бумаги, ножницы, клей (для вырезания ладошек, листочков);
- презентация “Планета толерантности”;
- аудиозапись со спокойной классической музыкой;
- мультфильм “Рыжий” из цикла “Карусель” по произведению Э.Успенского
Источники:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность
- http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-tolerantnost
- http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-tolerantnost-prezentaciya
- http://www.uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/toler/toler.htm
- https://urok.1sept.ru/articles/501446/
- http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27001
- http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-tolerantnost/
Ход занятия
– Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово и звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
– 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди по своей природе разные, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способа проявлений человеческой индивидуальности. Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность (терпимость) основополагающим принципом морали.
– Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
– Какое из определений вам более понятно? (Ответы).
– Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
– А что же объединяет эти определения? (Ответы).
– Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
– Существует несколько направлений исследования толерантности в социологии: гендерная (по половому признаку: девочки – мальчики), национальная, религиозная, политическая, образовательная, межклассовая, толерантность по отношению к инвалидам.
– Из всего сказанного, давайте сделаем вывод, что толерантность – не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не терпение, а психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия и общения между людьми в обществе. Она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
– Слово толерантность я изобразила в виде солнца (или Земного шара), ведь оно всем нам таким разным дает свет, тепло, жизнь (или является нашим домом и терпит нас всех таких разных). А так как все вы разные я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги свои ладошки (двух одинаковых не найдете!) и прикрепить к солнышку (или Земному шару).
– Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: “Что посеешь, то и пожнешь”, “Яблоко от яблони не далеко падает”, “От плохого семени не жди доброго племени” и другие. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей. Воспитание начинается в семье, и дети являются своеобразными зеркалами той обстановки, в которой живут. Родители и общество должны дать детям столько заботы, добра и ласки, чтобы они смогли дарить их всему миру.
– Давайте обсудим с позиции толерантности несколько ситуаций, с которыми можно столкнуться в жизни.
1. На катке. В.Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно… – сказал он, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку…
Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
– Что скажете? Почему сложилась такая ситуация? А как вы поступили бы в этом случае? (обсуждение ситуации с детьми)
2. Плохо. В.Осеева
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
– Что скажете в этой ситуации? Это поступки из одной серии, или разные?
3. Синие листья. В.Осеева
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш.
Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
– Что скажете в этой ситуации? А как бы поступили вы?
– Готовясь к классному часу, вы тоже искали литературные произведения о толерантности и, я знаю, даже принесли мультфильм. Давайте предоставим слово тем, кто готов выступить.
1. Э. Успенский “Рыжий”
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
– Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил…
(Просмотр мультфильма “Рыжий” из цикла “Карусель”)
2. На огромной на планете очень разные есть дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
3. О.Григорьев. Яма
– Яму копал?
- Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой!
– Какой чуткий и внимательный собеседник, не так ли?
4. П.Синявский. Штранная иштория
Встретил Жук в одном лесу
Симпатичную Осу:
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
– Увазаемый прохозый,
Ну, на сто з это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица Оса
Улетела в небеса.
– Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка… -
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком!
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!
– Выскажите свое мнение об услышанном. Какое стихотворение вам очень приглянулось?
– Замечательные произведения вы нашли, а главное все по данной теме! Молодцы!
– Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. Чтобы быстро адаптироваться в новом социальном статусе – школьник, необходимо обладать определенными качествами личности.
Работа в группах
– Сейчас я предлагаю каждой группе собрать “Цветок толерантности”. На лепестках написаны качества человека, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:
- уважение мнения и прав других,
- доброжелательность,
- желание что-либо делать вместе (сотрудничество),
- уважение человеческого достоинства,
- чуткость, милосердие,
- сострадание,
- прощение,
- принятие другого таким, каким он есть,
- жестокость,
- неуважение,
- эгоизм,
- нетерпимость,
- пренебрежения,
- зависть,
- равнодушие,
- агрессивность.
– А если вы хотите прожить интересную и полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению и толерантному поведению.
– Давайте составим “Правила толерантного общения и поведения”:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
- Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми, внимательными, терпеливыми, умейте прощать.
- Будьте надёжными и честными, выполняйте свои обещания.
- Будьте щедрыми: не жадными, готовыми помочь.
– И в заключение классного часа я предлагаю вам создать “Дерево толерантности”. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
– В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царила атмосфера толерантности, добра, уважения, взаимопонимания, не было бы ссор и обид.
– Спасибо за работу!