Зоотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями

Разделы: Коррекционная педагогика


Для более продуктивной работы педагогами МБДОУ МО г. Краснодар “Детский сад комбинированного вида № 24” был разработан проект по теме “Использование зоотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями”, который был собран в процессе работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная тема была выбрана не случайно. Сейчас детские сады посещает очень большое количество воспитанников с ограниченными возможностями. Данный проект помог детям с ОВЗ преодолеть страхи и неуверенность, оказал значительное благоприятное воздействие на дошкольников с невротическими, психическими заболеваниями, с задержкой умственного развития. Особенность проекта заключается в том, что в нем участвуют дети с различными нарушениями в здоровье.

Давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Ежедневные прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, а поглаживание кошки успокаивает нервы. Но в последнее время животных стали активно использовать и при реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями – ДЦП, олигофрения, ЗПР и т.д. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами.

Впервые зоотерапия как метод психологической помощи была использована в конце XVIII века в английской психиатрической больнице Йорк-ретрит. При клинике содержали собак, кошек, кроликов и голубей. Терапевтический эффект достигался просто: пациенты чувствовали прилив моральных сил, ухаживая за животными созданиями, еще более слабыми, чем они сами.

Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающему. Поэтому, очень важно начиная с этого возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости. И желательно это показывать детям ярко, эмоционально, интересно, дать им возможность эмоционально пережить и хорошее, и плохое, помочь им выработать свое отношение к увиденному.

Цели и задачи зоотерапии:

Проведения занятий по зоотерапии в ДОУ является развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями. Для каждой группы воспитанников в зависимости от их основного заболевания и уровня развития интеллекта существуют свои задачи зоотерапии.

Главная задача – активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций в общении с животными.

Дети на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.

Зоотерапия особенно привлекательна еще и потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях обычного детского сада или стационара, может служить базой для проведения занятий. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который бы за ними ухаживал. В условиях живого уголка дети могут не только познакомиться с животными, но и в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.

Зоотерапевтическое занятие обычно длится от 15 минут до 30–40 минут. Перед тем как его проводить, необходимо провести подробную психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня детей (норма, индивидуальная норма, задержка психического развития, олигофрения), эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.). Диагностика осуществляется коллегиально несколькими специалистами: психологом, дефектологом и в случае необходимости психоневрологом.

Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородной по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического развития. Количество воспитанников в подргуппе не должно превышать 10–12 человек.

Структура и содержание занятий для детей 4–6 лет с различной патологией: животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, удобно располагать на столе. В цикле зоотерапии могут принимать не больше 8–9 питомцев на каждом занятии. Группу следует рассаживать на расстоянии 3–5 метров от демонстрационного стола, желательно в один ряд. В занятии могут принимать участие дети, интеллектуальный уровень которых соответствует указанному возрасту.

К характеристике животного добавляется существенный элемент: оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют издавать определенные, специфические звуки. Детей просят имитировать, как “разговаривает” то, или иное животное.

Кроме того, можно ввести в речь (по крайней мере, на уровне пассивного словаря) некоторые понятия: например, “животное-хищник”, “травоядное животное”; познакомить детей с классификацией животного мира: “млекопитающие” (т.е., что вскармливают детенышей молоком), птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается включить детей в диалог и обсуждает с ними основные признаки каждой группы животных на уровне простейших сопоставлений (похож – не похож, как передвигается, умеет летать – не умеет летать и т.п.).

Ребенку предлагается выбрать из всех животных того, кто ему больше всех понравился, и объяснить свой выбор, используя слова-характеристики: “самый хитрый”, “самый безобидный”, “самый опасный” и др. В заключение занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса.

Большая часть занятия уделяется именно тактильному знакомству дошкольников с животным, так как они, как правило, испытывают страх перед животными и избегают прикосновений.

Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия.

Важно обратить внимание воспитанников на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства. Ведь главной задачей занятия является преодоление детских страхов и стимулирование положительной эмоциональной реакции на общение с животными.

Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где ребята будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни. Богатые возможности для имитации повадок и голосов животных открываются при инсценировании таких известных детям сказок, как “Колобок”, “Репка”, “Теремок”.

Для каждой группы воспитанников, в зависимости от возраста и патологии, педагог подбирает сюжеты, доступные для понимания и адекватные с точки зрения личностных проблем детей. Так, для дошкольников предпочтительней играть в сказку “Теремок” – причем использовать тот вариант, который заканчивается “бескровно”. А сказку “Колобок”, в которой животные все время угрожают главному герою и пытаются его съесть, лучше не использовать.

Занятия по зоотерапии – всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Наш проект показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей. В практике детского сада цикл зоотерапии включает в среднем 8 – 10 занятий. Увеличение их количества усилит терапевтический эффект. Но и за реально отведенное на зоотерапию время можно достигнуть неплохого результата в улучшении эмоционального состояния детей, имеющих нарушения в здоровье.

Педагогами ДОУ были разработаны занятия по зоотерапии. В них входят: беседы о животных, подкрепленные непосредственным контактом. Дети слушают рассказ о животных, рассматривают их. Но, кроме того, они могут пообщаться с ними совсем близко: дотрагиваются, гладят, ласкают. Такие занятия ускоряют процесс выздоровления у ребят с самыми разными заболеваниями. Для этого подходят не все животные, а только специально подготовленные, те, которые не могут причинить человеку вреда. Среди них черепахи, ежи, ящерицы, морские свинки, белые крысы, а также всеобщие любимцы – домашняя утка, курочка и самые обычные – собака и кот.

Используются и другие формы работы – специальные занятия, на которых можно послушать голоса животных и звуки природы, потрогать разные экспонаты, “на ощупь” получить представление о размерах и весе разных животных, о рисунке на шкурах жирафа, зебры, леопарда и других зверей, которых вряд ли удастся погладить.

Для каждого ребенка подбирается индивидуальное задание, которое он должен был выполнить. Одним ребятам предлагаем прятать предметы, чтобы собака искала их. Другие отправляются на полосу препятствий, которую дети должны пройти вместе с животными. Главное, чтобы ребенок смог выполнить задание, доказать не только себе, но и окружающим, что способен.

В практике ДОУ города и края тема “Использование зоотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями” не разрабатывалась. Поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей. Все это позволяет судить об актуальности этой темы.

Несмотря на то что терапевтический эффект от общения с животными был известен давно педагоги решили выяснить, влияет ли наличие в семье домашних животных на физическое и психическое здоровье.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1) выяснить, какие животные больше нравятся детям, с какими животными они стараются общаться в периоды плохого самочувствия или пониженного настроения;
2) изучить, зависит ли личностная особенность, проявляющаяся, в эмоциональной неустойчивости, тревоге, низкой самооценкой и продолжительность острых заболеваний от наличия домашних животных;
3) выяснить, есть ли у детей, страдающих определенным заболеванием, склонность к общению с определенными животными;
4) определить, какие хронические заболевания чаще встречаются у дошкольников;
5) определить, имеется ли связь между уровнем нейротизма и уровнем субъективного отношения ребенка к животным.

Анализируя состояние здоровья детей, уровень самочувствия детей, имеющих дома животных, оказался выше, чем у детей, не содержащих дома животных. Это может быть связано с более стабильным состоянием их нервной системы. Не исключено также, что они более оптимистично оценивают своё здоровье, что само по себе немаловажно.

Были отмечены животные, с которыми хотят общаться и иметь дома дети, страдающие разными заболеваниями. Частая встречаемость кошек, собак, хомяков и крыс как собеседников у детей, страдающих хроническими заболеваниями, видимо, связана с наиболее частой встречаемостью этих животных в семьях детей.

В результате проведенной работы было выяснено, что: больше всего воспитанникам нравятся собаки, кошки и крупные кошки (лев, тигр, гепард и т.п.); дети, имеющие домашних животных, имеют более низкий уровень нейротизма; средняя продолжительность острых заболеваний ниже у ребят имеющих дома животных; у детей, страдающих хроническими заболеваниями, есть склонность к общению с определенными животными; у дошкольников чаще всего встречаются следующие заболевания: нарушение осанки и плоскостопие, заболевания пищеварительной и сердечнососудистой, дыхательной системы, органов зрения и хронический аалергоз; имеется достоверная положительная связь между уровнем нейротизма и уровнем субъективного отношения ребенка к животным.

Жизнь детей в современном мире наполнена стрессами, и они часто страдают от их последствий, как эмоциональных, так и физических. Ежегодно тысячи из них переживают развод родителей, а миллионы растут в атмосфере семейных битв, в которых нет победителей. И если нет возможности погладить кошку, поговорить с собакой, повозиться с хомячком, забыв на это время о школьных неприятностях, ощущая домашний покой и уют, то может развиться серьёзный невроз, ухудшиться состояние здоровья.

Общение с животными доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции, которыми в обычной жизни их воспитанники не очень избалованы.

Положительные эмоции не только приятны, но и полезны. При их переживании в организме человека продуцируются эндорфины и энкефалины, которые воздействуют на “рецепторы удовольствия” в головном мозге – и заодно налаживают гомеостаз, регулируют жизнедеятельность организма. Многие врачи советуют своим пациентам завести собаку хотя бы потому, что это гарантирует такие необходимые для здоровья вещи, как пребывание на свежем воздухе и движение.

Возня с домашними животными поможет восполнить ребенку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, теплое, да еще и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя безо всяких условий и заслуг с твоей стороны – что может быть лучше для ребенка. И дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты. Они общаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют свои тайны. Ведь кошка или собачка всегда выслушают и поймут. Они никогда не сплетничают и не ябедничают.

Главная задача таких мероприятий – развитие сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Общение с животными открывает новые возможности для получения тактильных и зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих у детей положительные переживания.

Основной целью проведения занятий по проекту в ДОУ является развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями. Для каждой группы дошкольников в зависимости от их основного заболевания и уровня развития интеллекта существуют свои задачи зоотерапии.

Нельзя утверждать, что наши домашние любимцы – кошки, собаки, птички могут заменить детям лекарства, но благодаря общению с ними дети становимся чище и светлее душой, а вследствие этого и здоровее телом.

Зоотерапия – всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Такие занятия показывают, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей.

Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в современной системе дошкольного образования.

Библиографический список

  1. Арнольд Ольга. Хвостатые психотерапевты. – М., 2001.
  2. Демкин С. Цените Мурку и Жучку./ РИА “Новости”, 1998. – № 12.
  3. Дерябо С.Д.,. Ясвин В.А. Экологическая психология. Р-н-Д, 1996.
  4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера, 2009.
  5. Лобзякова М.И. Учимся правильно говорить / Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вента-Графф, 2003.
  6. Мир природы и ребёнок / Методика экологического воспитания дошкольников/Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: АКЦИДЕНТ, 1998.
  7. Никольская Л.М. Организация познавательной деятельности дошкольников всех возрастных групп/Методическое пособие. – Краснодар, 1997.
  8. Ругинис Т.В. Создание экологического мониторинга и экологической тропы в дошкольных учреждениях / Учебно-методическое пособие к спецкурсу для студентов по специальности 0313 “Дошкольное образование” педагогического колледжа и воспитателей детских образовательных учреждений. – Краснодар, 2001.
  9. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребёнка. – М.: АСТ: апрель, 2008.
  10. Чернышенко Ю.К., Баландин В.А., Соленова Р.И., Андреева Н.В., Алексеева Е.А., Поплавская М.Б. Подвижные игры и комплексы музыкально-ритмических движений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате / Учебно-методическое пособие. – Краснодар: КубГАФК, 2003.
  11. Шеврыгин, Б.В, Шеврыгина А.В. Животные – наши целители. – М., 1998.
  12. http://www.babybrand.ru