Цель урока: определить место и роль в политической структуре российского общества.
Задачи:
- Определить, что такое «профсоюз».
- Раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
- Рассмотреть ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды.
- Актуализировать знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– У нас сегодня необычный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Обратите внимание на тему и цель нашего урока.
Слайд 1.
«Российские профсоюзы. История и современность».
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества.
Учитель. Ребята, что вы знаете о профсоюзах? Кто может входить в профсоюзы? Что такое профсоюз? (Ответ учеников).
Учитель подводит итоги ответов учеников.
Слайд 2.
Профсоюз – это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.
Учитель. Откроем Конституцию РФ, ст.30., прочитаем.
Т.О. Право на создание профсоюзов законодательно гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл.1, ст.2)
Вопрос к классу: Для чего работники объединяются в профсоюзы?
Ответ: Главная цель – обеспечение представительства социально-демократических, трудовых интересов и прав работников перед работодателем.
Вопрос к классу: Как вы думаете, что относится к основным функциям профсоюза?
Слайд 3.
Основные функции профсоюза:
- Организационная;
- Регуляция социально-трудовых отношений;
- Защитная;
- Представительская;
- Контрольная;
- Информационная.
Учитель. Как вы думаете, что относится к экономическим интересам работника?
Экономические интересы:
- Уровень заработной платы;
- Достойная жизнь.
- Уровень пенсионного обеспечения.
Слайд 4.
Учитель. А что мы отнесем к социальным интересам работника?
Слайд 5.
Социальные интересы:
- Отсутствие безработицы;
- Гарантия занятости;
- Социальное страхование;
- Обеспечение льгот;
- Обеспечение жильем.
Учитель. И последнее – каков трудовой интерес работника?
Слайд 6.
Трудовые интересы работника:
- Условия труда;
- «Социальный пакет»;
- Гарантия сохранения рабочего места.
Слайд 7.
Учитель. Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения. Итак, мы отправляемся в Англию.
Ученик 1: Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появление наемного труда, товарно-денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников-собственников и работников-пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально-экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы. В Англии первые профсоюзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.
Слайд 8.
Ученик 2. Во Франции профсоюзы
создавались в форме «обществ сопротивления»,
такие как общество грузчиков парижского порта и
общества носильщиков.
На начальном этапе профсоюзы представляли собой
малочисленные организации. Они существовали
нелегально, т.к. буржуазия преследовала рабочих
за великую попытку создания рабочих организаций.
Наряду с защитой экономических прав трудящихся,
рабочие стали вступать и в политическую борьбу.
Росту политической активности в странах Европы
способствовало усиление влияния профсоюзного
движения.
До первой мировой войны рабочим в странах, где
были созданы профсоюзы (Великобритания,
Германия, Франция, США) удалось в ходе упорной
борьбы добиться в некоторых областях сокращения
рабочего дня до 8-10 часов, добиться осуществления
первых мероприятий в области социального
страхования и охраны труда.
Учитель. А как же у нас, в России?
В России профсоюзы появились значительно позже.
Это было связано с тем, что долгое время Россия
оставалась аграрной страной, где не была развита
промышленность, существовало мелкотоварное
производство. До 1861 года существовало крепостное
право. Лишь с развитием крупного
фабрично-заводского производства и
формированием рабочего класса создавались
предпосылки к появлению организаций,
отстаивающих интересы рабочих.
Вторая половина 19 века. Россия. Никольская
мануфактура Саввы Морозова.
Задание классу: Давайте прочитаем выдержки из табеля взысканий этой мануфактуры, за что могли штрафовать рабочего:
- За опоздание и брак в работе;
- За приглашение гостей в казарму без разрешения начальства;
- За не снятие шапки перед хозяином;
- За стирку и сушку белья в казарме;
- За отлучку без надобности от машин;
- За непослушание отдельным приказам и т.д.
Всего этот табель содержал 735 пунктов.
Подходило время получения заработной платы, а получать было нечего.
Вопрос к классу: Как вы думаете, как рабочие реагировали на такие действия работодателей?
– Верно, поднимались на стачку – это одна из форм борьбы рабочих второй половины 19 века.
Слайд 9.
(Выступление ученика о Морозовской стачке)
Ученик. 7 января 1885 г. На текстильной фабрике «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К», где работало 11 тыс. человек началась стачка. Накануне стачки передовые рабочие, имевшие опыт революционной борьбы провели две тайные встречи инициативных рабочих, на которых выработали план действий и составили требования. В стачке участвовало 8 тыс. рабочих. По настоянию губернатора, прибывшего с двумя батальонами войск, 8 января рабочим были сделаны незначительные уступки. 11 января губернатору были вручены «Требования по общему согласию рабочих», в которых говорилось о необходимости учреждений государственного контроля, который уровнял бы заработную плату и принятия законодательных изменений в условиях найма. Т.О. требования были предъявлены не только хозяину, но и правительству. По приказу губернатора значительная группа стачечников была арестована. Рабочие силой освободили большинство арестованных и потребовали освободить своего лидера, рабочего Волкова. Вновь произошли столкновения с войсками, и только 17 января властям удалось подавить Морозовскую стачку. Последовавшие за ней крупные стачки заставили правительство пойти на уступки. 3 июня 1886 года был издан закон о штрафах, о порядке найма и увольнения рабочих.
Вывод:
Пока выступления, в России, рабочих развивались стихийно, неорганизованно. Рабочие выдвигали только экономические требования. Они еще не имели собственных политических организаций и профессиональных союзов, но стачечные комитеты принято считать предшественниками профсоюзов в России.
Газеты писали:
«Это громоздкая стачка произвела очень сильное впечатление на правительство, которое увидело, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования.»
Слайд 10.
Учитель. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 годов. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Бутиловском и Обуховском
Слайд 11 – 1917г. Массовое профсоюзное
движение, объединившее 110 профессий.
Слайд 12 – Первый лидер советских
профсоюзов Михаил Павлович Томский.
Слайд 13 – В советский период профсоюзы
объединяли 99% граждан. Их печатным органом стала
одна из самых читаемых газет – газета «Труд».
Слайд 14 – 1990 г. Создание Федерации
Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Слайд 15 – Октябрь 2005 г. Отметили 100-летие
профсоюзному движению России.
Слайд 16 – Лидером ФНПР является Шмаков
Михаил Владимирович.
Слайд 17 – Главный лозунг современных
профсоюзов
– Зарплата!
– Занятость!
– Законность!
Слайд 18 – В настоящее время профсоюзы
объединяют 5,5 млн. чел.
Слайд 19 – Методы воздействия
профсоюзов на современное государство:
- Митинги;
- Пикеты;
- Демонстрации;
- Забастовки;
- Голодовки (крайняя мера).
Учитель. В нашей стране совсем недавно был проведен социологический опрос на тему: «Какие проблемы должны решать профсоюзные организации в первую очередь?»
Ответы распределились следующим образом:
- Повышение заработной платы – 64%
- Защита от безработицы, улучшение условий труда – 49%
- Расширение и укрепление Социальных гарантий – 36%
- Организация отдыха и досуга – 31%
Слайд 20 – Московская городская организация Профсоюза – крупнейшая среди региональных профсоюзных организаций.
Учитель. Подведем итог нашего урока. Ответим на вопросы:
- Дать определение понятия «Профсоюз».
- Назовите дату образования профсоюза в России.
- Какая газета в советские годы считалась печатным изданием профсоюзов?
- Какова роль профсоюзов на современном этапе?
- Назовите основные лозунги профсоюзов.
(Выставление отметок за урок).