Урок окружающего мира по теме "Когда на Руси появилось государство?" 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить детей со временем образования Древнерусского государства, с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси;
  • Развивать мышление, грамотную речь, память, умение слышать товарищей;
  • Воспитывать интерес к истории, навыки общения.

План урока:

  • Постановка проблемы: сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?
  • Версии детей, актуализация знаний.
  • Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Возникновение Древнерусского государства.
б) Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя Русь.

  • Выражение решения проблемы.
  • Применение нового знания
  • Итоги урока

ХОД УРОКА

1. Постановка проблемы

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает текст с описанием находок археологических слоёв разных времён. Текст написан шрифтом, удобным для чтения.

  • 1 группа – описание находок возрастом более 10 тысяч лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток.
  • 2 группа – книги XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.
  • 3 группа – находки XVIII-XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.
  • 4 группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.
  • 5 группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плейер, сотовый телефон.

Учитель: Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?

Учащиеся: Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли археологи.
Представители от групп учащихся, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описанием находок на доске, снизу вверх «по археологическим слоям» - самые древние находки располагаются внизу.

Учитель: Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники)
– Посмотрите какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35-40 тысяч лет.)
– Эти предметы сделаны людьми? (Да)
– Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад?

На доске появляется запись: «На территории нашей страны 35-40 лет назад жили люди».

Учитель:  Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша?

Учащиеся: Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.

На доске появляется запись «России тысяча лет».

Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы замечаете противоречие?

Учащиеся: На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос урока: «Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?»
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу урока.

– Что такое страна (территория с границами, столицей, в которой находится правительство)
– Государство (механизм управления обществом в какой либо стране)

2. Версии детей, актуализация знаний

Учитель: Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время?

Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит»

Учитель: Посмотрите на рисунок учебника. Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление.
Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько частей-периодов, чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо) Как вы догадались?

Задание группам. Представители групп около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У первой группы возникает затруднение – к находкам 35-40 тысяч лет нет подписи. Учитель просит сделать предположения, почему река времени российской истории начинается с IX века. Что могло быть на территории России до IX века?

Учащиеся высказывают различные точки зрения.
– Страна с названием Русь, Россия появилась в IX веке, а до IX века она называлась по другому. До IX века люди на территории Росии жили, но единой страны ещё не было

3. Поиск решения проблемы

– Чтобы выбрать, какая же версия правильная, необходимо рассмотреть карты в учебнике.
Организовать проверку версий можно в ходе беседы:
– Что вы заметили общего на первой и второй карте? (Изображена одна и та же территория – Восточная Европа, Есть города Киев и Новгород)
– Какое время изображено на картах? (Первая карта – до конца IX века, а вторая карта – IX-XXI век)
– Чем ещё отличаются карты? (На второй карте появилось государство Русь. Город Киев стал столицей)
– Можно ли территорию восточных славян назвать страной, государством? (Нет, т.к. в стране должны быть граница, столица, а у восточных славян этого не было)
– Итак, что же случилось к концу IX века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь) История страны начинается тогда, когда на территории складывается государство : граница, армия, страной управляет правительство

Учитель: Обратимся к основному вопросу и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась?

После того, как учащиеся останавливают свой выбор на версии, напротив неё ставим знак «+».

Учитель: Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки.

Примерные блоки:

  • Кто такие восточные славяне?
  • Как жили люди на территории России до IX  века, в условиях, когда единой страны ещё не было?
  • Как возникло государство Древняя Русь?
  • Как стали жить люди после IX века в едином государстве?
  • Как жили древние славяне, как добывали себе пищу?
  • Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?
  • Расскажите о том, во что верили восточные славяне? (Презентация)

а) В те далёкие времена люди верили и поклонялись различным богам.
Самих идолов –  статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, сгнили, многие каменные были разрушены и утеряны... Поэтому о языческой религии мы узнаём, в основном, из письменных источников позднейших времён
– Есть ли среди ваших знакомых люди, которые поклоняются древнеславянским богам, например Перуну или Роду? (Нет)

Учитель: В современной России уже забыты традиции древних славян, хотя отголоски обрядов сохранились и сегодня. Например: Масленица – проводы зимы. А ещё одна традиция  Древних славян – колядки – короткие обрядные песни, в которых пожелание хозяивам благополучия.  Новогодние праздники длились около месяца и назывались Святками. На Святки в славянских селах по ночам ходили ряженые – коляды. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти/

Дополнительный материал

На нашей новогодней ёлке висят яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и осыпать их спелыми плодами.
А ёлочные игрушки – коровы, барашки, козы – это может быть, воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных.

Намного позже в нашей земле возникли каменные храмы, но их ставили в честь уже другого бога, появилась новая вера. К этому времени на просторах наше Родины сложилось государство.

Физминутка

– Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении вот под этой берёзкой.

– Какой вопрос у вас может возникнуть ? (Как произошло образования государства?)

Ответ вы найдёте на стр. 29-30

Беседа по прочтенному отрывку:

– В каком году произошло объединение племен? (в 882 году)
– Кто объединил племена? (Князь Олег)

Слайд 5. Рассказ учителя о князе Олеге: Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, заключил первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.

– Что возникло благодаря объединению племен ? (Древнерусское государство)

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя учащиеся переходят к выводу, что история страны начинается с времени возникновения государства. До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.

б) Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя Русь

– Как же изменилась жизнь восточных славян после возникновения государства?

Ответ вы найдёте на ст.30-31. (Один князь – одна вера)

5. Применение новых знаний

Работа в Т.с10-11

6. Итог урока

– Что показалось на уроке трудным?
– Что показалось интересным?
– Что запомнилось.