Цели урока:
- Познакомить детей со временем образования Древнерусского государства, с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси;
- Развивать мышление, грамотную речь, память, умение слышать товарищей;
- Воспитывать интерес к истории, навыки общения.
План урока:
- Постановка проблемы: сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?
- Версии детей, актуализация знаний.
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
а) Возникновение Древнерусского государства.
б) Изменения в жизни восточных славян после
возникновения государства Древняя Русь.
- Выражение решения проблемы.
- Применение нового знания
- Итоги урока
ХОД УРОКА
1. Постановка проблемы
Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает текст с описанием находок археологических слоёв разных времён. Текст написан шрифтом, удобным для чтения.
- 1 группа – описание находок возрастом более 10 тысяч лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток.
- 2 группа – книги XII века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.
- 3 группа – находки XVIII-XIX веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.
- 4 группа – описание предметов середины XX века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.
- 5 группа – описание предметов конца XX – начала XXI века: это компьютерный диск, плейер, сотовый телефон.
Учитель: Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?
Учащиеся: Чем глубже была обнаружена
находка, тем более древний слой земли открыли
археологи.
Представители от групп учащихся, ориентируясь по
указанным датам, распределяют листы с описанием
находок на доске, снизу вверх «по
археологическим слоям» - самые древние находки
располагаются внизу.
Учитель: Как называются свидетельства
прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические
источники)
– Посмотрите какие источники самые древние? (Предметы
возрастом 35-40 тысяч лет.)
– Эти предметы сделаны людьми? (Да)
– Можем ли мы сказать, что люди жили на
территории нашей страны 35-40 тысяч лет назад?
На доске появляется запись: «На территории нашей страны 35-40 лет назад жили люди».
Учитель: Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Илюша?
Учащиеся: Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.
На доске появляется запись «России тысяча лет».
Учитель: Посмотрите на доску. Какое вы замечаете противоречие?
Учащиеся: На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют
основной вопрос урока: «Сколько лет нашей стране
– 40 тысяч или одна?»
Проблема урока записывается на доску. К ней
необходимо постоянно обращаться по ходу урока.
– Что такое страна (территория с границами,
столицей, в которой находится правительство)
– Государство (механизм управления обществом в
какой либо стране)
2. Версии детей, актуализация знаний
Учитель: Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время?
Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит»
Учитель: Посмотрите на рисунок
учебника. Вы видите, что история нашей страны
протекала не гладко – иногда происходили такие
события, что река истории круто меняла своё
направление.
Выделив такие события, учёные-историки условно
разделили реку на несколько частей-периодов,
чтобы легче было ориентироваться во времени.
Каждому периоду придумали своё название.
Внимательно посмотрите на реку и определите, в
какую сторону она течёт. (Слева направо) Как вы
догадались?
Задание группам. Представители групп около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У первой группы возникает затруднение – к находкам 35-40 тысяч лет нет подписи. Учитель просит сделать предположения, почему река времени российской истории начинается с IX века. Что могло быть на территории России до IX века?
Учащиеся высказывают различные точки зрения.
– Страна с названием Русь, Россия появилась в IX
веке, а до IX века она называлась по другому. До IX
века люди на территории Росии жили, но единой
страны ещё не было
3. Поиск решения проблемы
– Чтобы выбрать, какая же версия правильная,
необходимо рассмотреть карты в учебнике.
Организовать проверку версий можно в ходе
беседы:
– Что вы заметили общего на первой и второй
карте? (Изображена одна и та же территория –
Восточная Европа, Есть города Киев и Новгород)
– Какое время изображено на картах? (Первая
карта – до конца IX века, а вторая карта – IX-XXI век)
– Чем ещё отличаются карты? (На второй карте
появилось государство Русь. Город Киев стал
столицей)
– Можно ли территорию восточных славян назвать
страной, государством? (Нет, т.к. в стране должны
быть граница, столица, а у восточных славян этого
не было)
– Итак, что же случилось к концу IX века в
Восточной Европе? (Появилось новое государство
Древняя Русь) История страны начинается тогда,
когда на территории складывается государство :
граница, армия, страной управляет правительство
Учитель: Обратимся к основному вопросу и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась?
После того, как учащиеся останавливают свой выбор на версии, напротив неё ставим знак «+».
Учитель: Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу IX века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?
Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки.
Примерные блоки:
- Кто такие восточные славяне?
- Как жили люди на территории России до IX века, в условиях, когда единой страны ещё не было?
- Как возникло государство Древняя Русь?
- Как стали жить люди после IX века в едином государстве?
- Как жили древние славяне, как добывали себе пищу?
- Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?
- Расскажите о том, во что верили восточные славяне? (Презентация)
а) В те далёкие времена люди верили и
поклонялись различным богам.
Самих идолов – статуй божеств сохранилось не
много. Деревянные сгорели, сгнили, многие
каменные были разрушены и утеряны... Поэтому о
языческой религии мы узнаём, в основном, из
письменных источников позднейших времён
– Есть ли среди ваших знакомых люди, которые
поклоняются древнеславянским богам, например
Перуну или Роду? (Нет)
Учитель: В современной России уже забыты традиции древних славян, хотя отголоски обрядов сохранились и сегодня. Например: Масленица – проводы зимы. А ещё одна традиция Древних славян – колядки – короткие обрядные песни, в которых пожелание хозяивам благополучия. Новогодние праздники длились около месяца и назывались Святками. На Святки в славянских селах по ночам ходили ряженые – коляды. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти/
Дополнительный материал
На нашей новогодней ёлке висят яблоки и
мандарины – такова давняя традиция:
напоминание природе о том, что она должна
позаботиться о людях в новом году и осыпать их
спелыми плодами.
А ёлочные игрушки – коровы, барашки, козы –
это может быть, воспоминание о новогодней жертве:
чтобы избежать голода и бедствий, люди
устраивали праздник в честь духов подземного
мира, принося им в жертву домашних животных.
Намного позже в нашей земле возникли каменные храмы, но их ставили в честь уже другого бога, появилась новая вера. К этому времени на просторах наше Родины сложилось государство.
Физминутка
– Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежим мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении вот под этой берёзкой.
– Какой вопрос у вас может возникнуть ? (Как произошло образования государства?)
Ответ вы найдёте на стр. 29-30
Беседа по прочтенному отрывку:
– В каком году произошло объединение племен? (в
882 году)
– Кто объединил племена? (Князь Олег)
Слайд 5. Рассказ учителя о князе Олеге: Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, заключил первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.
– Что возникло благодаря объединению племен ? (Древнерусское государство)
Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя учащиеся переходят к выводу, что история страны начинается с времени возникновения государства. До IX века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.
б) Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя Русь
– Как же изменилась жизнь восточных славян после возникновения государства?
Ответ вы найдёте на ст.30-31. (Один князь – одна вера)
5. Применение новых знаний
Работа в Т.с10-11
6. Итог урока
– Что показалось на уроке трудным?
– Что показалось интересным?
– Что запомнилось.