Разработка сценария урока и презентации по
окружающему миру для 1 класса на тему «Мир за
стеклянным берегом».
Работа с интерактивной доской, учебником и
рабочей тетрадью.
На уроке используются различные формы работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе работы на уроке учащиеся узнают,
что аквариум – не просто сосуд с водой, а целый
уникальный мир с небольшими рыбками, моллюсками
и водорослями.
Знакомясь с историей появления аквариума,
учащиеся получают информацию о том, что первый
настоящий аквариум появился в 19 веке у
англичанина, который назвал его «управляемый
человеком прибор».
Учащиеся узнают на уроке правила ухода за
аквариумом и его обитателями, рассмотрят
специальные инструменты необходимые для этого.
Вниманию учащихся предлагается рассмотреть в
сравнении (общее и различия) основных
представителей, обитающих в аквариуме.
Аквариумные рыбки рассматриваются 3 группами. В
первой группе – скалярия, данио рерио и барбус
суматранский. Во второй группе рассматриваются
сомик и гурами. В третьей группе – меченосец и
вуалехвост.
Учитель рассказывает об особенностях
поведения и назначения жителей аквариума.
При групповой форме работы учащимся
предлагается «заселить» свои аквариумы рыбками.
Аквариумные растения роголистник и элодея также
рассматриваются учащимися в сравнении.
При индивидуальной форме работы учащиеся рисуют
аквариумные растения в рабочих тетрадях.
Учителю необходимо акцентировать внимание
учащихся на том, что не всегда представители
флоры и фауны получают свои названия по внешнему
виду или месту обитания. Наглядным примером
этого на уроке является этап знакомства с
аквариумными моллюсками лужанкой и катушкой
роговой.
В конце урока учащиеся проводят анализ своей
работы на уроке, а также знаний, полученных в ходе
своей деятельности на уроке.
Цель урока: сформировать представление об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.
Задачи урока:
- Образовательные: научить распознавать обитателей аквариума.
- Развивающие: познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом; развивать речь, умение сравнивать и анализировать, познавательные способности, устойчивое внимание, память, логическое мышление
- Воспитательные: формирование ответственности и интереса к обитателям аквариума; воспитывать чувство коллективизма.
- Здоровьесбережение: физминутка для глаз; смена видов деятельности; индивидуально – дифференцированный подход.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация «Аквариум».
Ожидаемый результат: знать, что аквариум – целый мир, с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изложение нового материала.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление.
Конспект урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент | Прозвенел у нас звонок – Начинается урок! Так что время не теряем И работать начинаем. Тихо сядут девочки, еще тише – мальчики |
Садятся |
Актуализация знаний | – А урок у нас какой? – Ребята, давайте отгадаем загадки: |
– Окружающий мир |
1. Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. |
– Аквариум | |
2. В воде мы живём, Без воды пропадём. Перья есть, а не летаем. Ног нет, а не догонишь. |
– Рыбка | |
3. Он высокий, бархатистый, Если отцветёт – пушистый, И растёт на речке, В низеньком местечке. Ты ответь скорей, малыш. Что же здесь растёт? |
– Камыш | |
4. Кто она, ответьте мне? Возит домик на спине, А вот ползает не прытко. Называется… |
– Улитка | |
– Кто догадался, о чем будем сегодня говорить? | Предположения учащихся (о рыбках, об аквариуме, о рыбках в аквариуме) | |
Целеполагание | – Посмотрите 2 фрагмента из мультфильма «Приключения Немо» (в одном фрагменте рыбка живет в океане, а в другом – попадает в аквариум). | Смотрят фрагменты мультфильма |
– Смог Немо жить в аквариуме? | – Нет | |
– А кто жил в аквариуме? | – Другая рыбка | |
– Сегодня на уроке мы познакомимся с
рыбками, которые живут в аквариуме и другими
обитателями этого уникального мира. – А из чего сделан аквариум? |
Ответы учащихся (из стекла, из пластика) | |
– Чаще всего аквариум действительно делают из стекла. Как вы думаете почему? | Ответы учащихся (прочное, прозрачное) | |
– Итак, тема нашего урока «Мир за стеклянным берегом». А почему мир? | – Это не только рыбки, но и растения, и моллюски, и вода | |
– Они связаны между собой? – Сегодня мы узнаем, как все они уживаются в одном «мире за стеклянным берегом» |
– Да | |
Изложение нового материала I |
– Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума! | Показывают свою готовность начать знакомство |
– Первыми держать рыбок дома придумали в Китае. В основном аквариумные рыбы – это декоративные небольшие виды. – А почему небольшие? | – Чтобы поместились в аквариуме | |
– Рассмотрим трех рыбок: Скалярия – одна из самых красивых аквариумных рыб. Родина – Южная Америка. Данио рерио – изящные, проворные рыбки. Обычно держатся стайкой. Находятся в беспрерывном движении. Данио рерио успокаивают агрессивных рыб. Родина – Индия. Барбус суматранский очень популярные аквариумные обитатели. Эти рыбы миролюбивы и очень активны. Барбусы тщательно подбирают остатки корма со дна. – Скажите, что у них общего и чем они различаются? – Рассмотрим еще двух рыбок: |
Рассматривают фотографии | |
II | Сомики – обычно держатся у
дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина – Южная
Америка. Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками. Родина – Юго-Восточная Азия. |
Рассматривают фотографии. |
– Скажите этих рыбок можно перепутать?
А как их отличить друг от друга? Другая пара рыбок: |
Предположения учащихся | |
III | Меченосцы получили
название из-за того, что хвостовой плавник у
самцов вытянут в виде меча. Их родина –
Центральная Америка. Вуалехвост — рыбка известная удлинёнными плавниками и более длинным, пышным вуалевым хвостом. |
Рассматривают фотографию |
– Как вы думаете, почему их так назвали? – А что такое вуаль? Это тонкая и нежная ткань |
Ответы учащихся (у меченосца плавник в виде меча, а у вуалехвоста хвост похож на вуаль) | |
IV | Давайте немного поиграем. Предлагаю вам по рядам заполнить свои аквариумы рыбками. | На доске нарисованы 3 аквариума и лежат картинки с рыбками, которые учащиеся распределяют по аквариумам |
– Назовите рыбок из своих аквариумов | Каждый ряд перечисляет своих рыбок | |
– Ребята, чего не хватает в наших аквариумах? | – Растений и моллюсков | |
V | Роголистник — род многолетних травянистых водных растений с тонкими ветвями. Места распространения — водоемы со стоячей и медленно текущей водой. Растение тенелюбиво и чувствительно к свету. | Рассматривают фотографию |
– На что похожи листья этого растения? | Ответы учащихся (на иголочки, но мягкие) | |
Элодея (водяная чума) – водное растение, в культуре выращиваемое в аквариумах и для озеленения садовых водоемов. Относится к группе растений, которые вырабатывают кислород, насыщающий воду. Элодея также очищает и препятствует цветению воды. Второе название – «водяная чума» – элодея получила за способность к быстрому размножению. | Рассматривают фотографию | |
– Почему это растение так называется? | Ответы учащихся (потому что быстро размножается и ее становится много) | |
– Откройте свои рабочие тетради на странице 29 и в задание № 4 нарисуйте растения. | Выполняют задание в Р/Т | |
VI | – Внимание на экран! Лужанка широко распространена в стоячих водоемах. Раковина относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневатой окраски с зеленоватым отливом и тремя темно-коричневыми полосами. Окраска раковины сильно изменчива и бывает то более светлой, то более темной. |
Рассматривают фотографию |
– Как вы думаете, имеет ли отношение
лужанка к лугу? – А на самом деле нет! – Посмотрите, что у меня в руках (показываю катушку с нитками) Катушка роговая – представитель семейства пресноводных моллюсков с завитой раковиной. Хорошо живет в тепловодном аквариуме. Раковина коричневая или розовато-красная, тонкая, круглая, с приплюснутыми спиралями. Эта улитка принадлежит к полезным для аквариума животным, так как, питаясь нитчаткой и водорослями, счищает их со стекол аквариума. С большой скоростью двигаясь по растениям, она с аппетитом пожирает насевший на них густой зеленый налет. |
– Да | |
– Давайте дополним наши аквариумы растениями и улитками | Дополняют на доске свои аквариумы. | |
Физминутка | Следят глазами за рыбками, которые плавают по экрану | |
Закрепление | Чтобы проверить насколько хорошо мы
запомнили обитателей аквариума, давайте
выполним и другие задания из рабочей тетради. – Открыли тетради. Самостоятельно выполняем задание № 3. – В Р/т выполним задание №1. Пока вы рисуете жителей аквариума, я немного познакомлю вас с историей аквариума. Первый настоящий аквариум появился в 19 веке. Англичанин Уард поместил в свой аквариум не только рыб, но и растения и назвал его «управляемый человеком прибор. |
Выполняют в Р/Т задание № 3 Выполняют задание и слушают |
– Как вы думаете, почему он назвал аквариум прибором, да еще и управляемым человеком? | – Потому что человек ухаживает за аквариумом | |
Нам осталось в Р\Т выполнить задание №2. приготовили ножницы и вспомнили правила работы с ножницами. Из приложения вырезаем рыбок и заселяем каждую в свой аквариум. А пока рыбки ищут свой домик с вашей помощью я расскажу вам про правила ухода за аквариумными рыбками: | Достали ножницы | |
1. Аквариум не должен стоять около окна,
так как прямые солнечные лучи вредны для жителей
миниводоема. 2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически. 3. Стекла аквариума очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень бережно. Стенки аквариума необходимо регулярно чистить изнутри. 4. Обязательно кормить рыбок кормом. |
Выполняют задание №2 и слушают правила | |
Итог урока | – Какой была тема нашего урока? | – Мир за стеклянным берегом |
– Чему мы должны были учиться на уроке? | – Ухаживать за аквариумом, узнать его обитателей | |
– Как вы считаете, вы справились с этой задачей? | Ответы учащихся | |
– Покажите, кто теперь хорошо разбирается в обитателях аквариума. | Показывают карточку «+» те, кто считает, что хорошо разбирается и «–» те, кто считает, что плохо разбирается. | |
– А что мы делали для того, чтобы запомнить, как выглядят рыбки и как они называются? | – Смотрели фотографии и сравнивали рыбок по форме, по названию и по внешнему виду | |
– А кто запомнил, как нужно ухаживать за аквариумом (за правильный ответ – приз) | Ответы учащихся | |
– Покажите, кто считает, что хорошо
запомнил обитателей аквариума? (Если есть такие учащиеся, кто не уверен в своих знаниях, то обратить внимание, что дома нужно повторить) |
Показывают карточки «+» или «–» | |
– Спасибо за внимание! |
Список литературы:
- Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба».