Урок окружающего мира по теме "Мир за стеклянным берегом"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Разработка сценария урока и презентации по окружающему миру для 1 класса на тему «Мир за стеклянным берегом».
Работа с интерактивной доской, учебником и рабочей тетрадью.
На уроке используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В процессе работы на уроке учащиеся  узнают, что аквариум – не просто сосуд с водой, а целый уникальный мир с небольшими рыбками, моллюсками и водорослями.
Знакомясь с историей появления аквариума, учащиеся получают информацию о том, что первый настоящий аквариум появился в 19 веке у англичанина, который назвал его «управляемый человеком прибор».
Учащиеся узнают на уроке правила ухода за аквариумом и его обитателями, рассмотрят специальные инструменты необходимые для этого.
Вниманию учащихся предлагается рассмотреть в сравнении (общее и различия) основных представителей, обитающих в аквариуме.
Аквариумные рыбки рассматриваются 3 группами. В первой группе – скалярия, данио рерио и барбус суматранский. Во второй группе рассматриваются сомик и гурами. В третьей группе – меченосец и вуалехвост.
Учитель рассказывает об  особенностях поведения и назначения жителей аквариума.
При групповой форме работы учащимся предлагается «заселить» свои аквариумы рыбками.
Аквариумные растения роголистник и элодея также рассматриваются учащимися в сравнении.
При индивидуальной форме работы учащиеся рисуют аквариумные растения в рабочих тетрадях.
Учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что не всегда представители флоры и фауны получают свои названия по внешнему виду или месту обитания.  Наглядным примером этого на уроке является этап знакомства с аквариумными моллюсками лужанкой и катушкой роговой.
В конце урока учащиеся проводят анализ своей работы на уроке, а также знаний, полученных в ходе своей деятельности на уроке.

Цель урока: сформировать представление об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.

Задачи урока:

  • Образовательные: научить распознавать обитателей аквариума.
  • Развивающие: познакомить со средствами и способами ухода за аквариумом; развивать речь, умение сравнивать и анализировать, познавательные способности, устойчивое внимание, память, логическое мышление
  • Воспитательные: формирование ответственности и интереса к обитателям аквариума; воспитывать чувство коллективизма.
  • Здоровьесбережение: физминутка для глаз; смена видов деятельности; индивидуально – дифференцированный подход.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация «Аквариум».

Ожидаемый результат: знать, что аквариум – целый мир, с водными растениями, рыбами, улитками; научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений и улиток.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изложение нового материала.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление.

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент Прозвенел у нас звонок –
Начинается урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Тихо сядут девочки, еще тише – мальчики
Садятся
Актуализация знаний – А урок у нас какой?
– Ребята, давайте отгадаем загадки:
– Окружающий мир
1. Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
– Аквариум
2. В воде мы живём,
Без воды пропадём.
Перья есть, а не летаем.
Ног нет, а не догонишь.
– Рыбка
3. Он высокий, бархатистый,
Если отцветёт – пушистый,
И растёт на речке,
В низеньком местечке.
Ты ответь скорей, малыш.
Что же здесь растёт?
– Камыш
4. Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется…
– Улитка
– Кто догадался, о чем будем сегодня говорить? Предположения учащихся (о рыбках, об аквариуме, о рыбках в аквариуме)
Целеполагание – Посмотрите 2 фрагмента из мультфильма «Приключения Немо» (в одном фрагменте рыбка живет в океане, а в другом – попадает в аквариум). Смотрят фрагменты мультфильма
– Смог Немо жить в аквариуме? – Нет
– А кто жил в аквариуме? – Другая рыбка
– Сегодня на уроке мы познакомимся с рыбками, которые живут в аквариуме и другими обитателями этого уникального мира.
– А из чего сделан аквариум?
Ответы учащихся (из стекла, из пластика)
– Чаще всего аквариум действительно делают из стекла. Как вы думаете почему? Ответы учащихся (прочное, прозрачное)
– Итак, тема нашего урока «Мир за стеклянным берегом». А почему мир? – Это не только рыбки, но и растения, и моллюски, и вода
– Они связаны между собой?
– Сегодня мы узнаем, как все они уживаются в одном «мире за стеклянным берегом»
– Да
Изложение нового материала

I

– Итак, начнем наше знакомство с обитателями аквариума! Показывают свою готовность начать знакомство
– Первыми держать рыбок дома придумали в Китае. В основном аквариумные рыбы – это декоративные небольшие виды. – А почему небольшие? – Чтобы поместились в аквариуме
– Рассмотрим трех рыбок:
Скалярия – одна из самых красивых аквариумных рыб. Родина – Южная Америка.
Данио рерио – изящные, проворные рыбки. Обычно держатся стайкой. Находятся в беспрерывном движении. Данио рерио успокаивают агрессивных рыб. Родина – Индия.
Барбус суматранский очень популярные аквариумные обитатели. Эти рыбы миролюбивы и очень активны. Барбусы тщательно подбирают остатки корма со дна.
– Скажите, что у них общего и чем они различаются?
– Рассмотрим еще двух рыбок:
Рассматривают фотографии
II Сомики – обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина – Южная Америка.
Гурами – рыбка, украшенная блестящими пятнышками. Родина – Юго-Восточная Азия.
Рассматривают фотографии.
– Скажите этих рыбок можно перепутать? А как их отличить друг от друга?
Другая пара рыбок:
Предположения учащихся
III Меченосцы  получили название из-за того, что хвостовой плавник у самцов вытянут в виде меча. Их родина – Центральная Америка.
Вуалехвост —  рыбка известная удлинёнными плавниками и более длинным, пышным вуалевым хвостом.
Рассматривают фотографию
– Как вы думаете, почему их так назвали?
– А что такое вуаль? Это тонкая и нежная ткань
Ответы учащихся (у меченосца плавник в виде меча, а у вуалехвоста хвост похож на вуаль)
IV Давайте немного поиграем. Предлагаю вам по рядам заполнить свои аквариумы рыбками. На доске нарисованы 3 аквариума и лежат картинки с рыбками, которые учащиеся распределяют по аквариумам
– Назовите рыбок из своих аквариумов Каждый ряд перечисляет своих рыбок
– Ребята, чего не хватает в наших аквариумах? – Растений и моллюсков
V Роголистник — род многолетних травянистых водных растений с тонкими ветвями. Места распространения — водоемы со стоячей и медленно текущей водой. Растение тенелюбиво и чувствительно к свету. Рассматривают фотографию
– На что похожи листья этого растения? Ответы учащихся (на иголочки, но мягкие)
Элодея (водяная чума) – водное растение, в культуре выращиваемое в аквариумах и для озеленения садовых водоемов. Относится к группе растений, которые вырабатывают кислород, насыщающий воду. Элодея также очищает и препятствует цветению воды. Второе название – «водяная чума» – элодея получила за способность к быстрому размножению. Рассматривают фотографию
– Почему это растение так называется? Ответы учащихся (потому что быстро размножается и ее становится много)
– Откройте свои рабочие тетради на странице 29 и в задание № 4 нарисуйте растения. Выполняют задание в Р/Т
VI – Внимание на экран!
Лужанка широко распространена в стоячих водоемах. Раковина относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневатой окраски с зеленоватым отливом и тремя темно-коричневыми полосами. Окраска раковины сильно изменчива и бывает то более светлой, то более темной.
Рассматривают фотографию
– Как вы думаете, имеет ли отношение лужанка к лугу?
– А на самом деле нет!
– Посмотрите, что у меня в руках (показываю катушку с нитками)
Катушка роговая – представитель семейства пресноводных моллюсков с завитой раковиной. Хорошо живет в тепловодном аквариуме. Раковина коричневая или розовато-красная, тонкая, круглая, с приплюснутыми спиралями.
Эта улитка принадлежит к полезным для аквариума животным, так как, питаясь нитчаткой и водорослями, счищает их со стекол аквариума. С большой скоростью двигаясь по растениям, она с аппетитом пожирает насевший на них густой зеленый налет.
– Да
– Давайте дополним наши аквариумы растениями и улитками Дополняют на доске свои аквариумы.
Физминутка   Следят глазами за рыбками, которые плавают по экрану
Закрепление Чтобы проверить насколько хорошо мы запомнили обитателей аквариума, давайте выполним  и другие задания из рабочей тетради.
– Открыли тетради. Самостоятельно выполняем задание № 3.
– В Р/т выполним задание №1. Пока вы рисуете жителей аквариума, я немного познакомлю вас с историей аквариума.
Первый настоящий аквариум появился в 19 веке. Англичанин Уард поместил в свой аквариум не только рыб, но и растения и назвал его «управляемый человеком прибор.
Выполняют в Р/Т  задание № 3
Выполняют задание и слушают
– Как вы думаете, почему он назвал аквариум прибором, да еще и управляемым человеком? – Потому что человек ухаживает за аквариумом
Нам осталось в Р\Т выполнить задание №2. приготовили ножницы и вспомнили правила работы с ножницами. Из приложения вырезаем рыбок и заселяем каждую в свой аквариум. А пока рыбки ищут свой домик с вашей помощью я расскажу вам про правила ухода за аквариумными рыбками: Достали ножницы
1. Аквариум не должен стоять около окна, так как прямые солнечные лучи вредны для жителей миниводоема.
2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически.
3. Стекла аквариума очень хрупкие и обращаться с ними нужно очень бережно. Стенки аквариума необходимо регулярно чистить изнутри.
4. Обязательно кормить рыбок кормом.
Выполняют задание №2 и слушают правила
Итог урока – Какой была тема нашего урока? – Мир за стеклянным берегом
– Чему мы должны были учиться на уроке? – Ухаживать за аквариумом, узнать его обитателей
– Как вы считаете, вы справились с этой задачей? Ответы учащихся
– Покажите, кто теперь хорошо разбирается в обитателях аквариума. Показывают карточку «+» те, кто считает, что хорошо  разбирается и «–» те, кто считает, что плохо разбирается.
– А что мы делали для того, чтобы запомнить, как выглядят рыбки и как они называются? – Смотрели фотографии и сравнивали рыбок по форме, по названию и по внешнему виду
– А кто запомнил, как нужно ухаживать за аквариумом (за правильный ответ – приз) Ответы учащихся
– Покажите, кто считает, что хорошо запомнил обитателей аквариума?
(Если есть такие учащиеся, кто не уверен в своих знаниях, то обратить внимание, что дома нужно повторить)
Показывают карточки «+» или «–»
– Спасибо за внимание!  

Список литературы:

  1. Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба».