Урок по теме "Гроза двенадцатого года" (посвящен Отечественной войне 1812 года). 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
  • показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Основная задача урока: определить главное значение Отечественной войны. Представить её как образ испытания, потребовавшего напряжения и сосредоточения всех народных сил для спасения России.

Оборудование: учебник, тетрадь, портреты Кутузова, Наполеона, Лермонтова, Чайковского, книга «Бородино», карточки с заданиями, схемы Бородинского сражения, таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, к нам сегодня на урок окружающего мира пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок.

II. Актуализация знаний

– Вот уже несколько уроков мы посвятили разделу «Времена Российской империи». Теперь вы знаете кто такой Петр I и его преобразования; знаете императрицу Екатерину II и то, какие порядки существовали при ее правлении; познакомились с материалом  « как Россия у Европы училась» и людей, прославивших нашу страну.
– Насколько хорошо вы усвоили этот материал, вы можете проверить себя с помощью теста.

1. Екатерина II  считала себя продолжательницей дела:

а) Ивана Грозного;
б) Михаила Федоровича;
в) Петра I.

2. Великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения:

а) Суворов;
б) Кутузов;
в) Румянцев.

3. Люди, которые помогали императору:

а) советники;
б) чиновники;
в) управляющие.

4. Крестьянин, с которым дворянин мог сделать все что угодно:

а) крепостной;
б) крёстный;
в) прикрепленный.

5. Золотой век русской культуры начинается:

а) Гоголь;
б) Пушкин;
в) Чайковский.

III. Постановка проблемы

(На доске заготовлена «Река времени». У учащихся в учебнике.)

– Откройте учебник на с. 26 – 27. Посмотрите на «Реку времени».
– Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству? (Примерные ответы учащихся: степняки-кочевники,  монголо-татары, немецкие и шведские рыцари, поляки, шведы, шведы (1700 – 1721 гг.)

На доске появляется запись: «Россия во все времена участвовала в войнах»

– Сегодня мы поговорим об ещё одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.
– На с. 80 в учебнике прочитайте диалог Ани и Илюши. Найдите в тексте КОГДА И С КЕМ  России пришлось участвовать в Отечественной войне? (Ответы детей: 1812 год, с французским войском…)

На доске запись: «В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне».

– Посмотрите на доску. Что интересного заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Войн было много, но только эта война имеет такое название)
– Какой будет самый основной вопрос урока? (За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?)
– Как вы думаете,  что необходимо узнать, чтобы ответить на этот вопрос?

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

– Сейчас поработаем в группах. У каждой группы задания на карточке.

1-3 группа: в теме №12   найти информацию: когда и в какой войне участвовала Россия? Кто правил в это время? Кто участвовал на стороне России? Чем закончилась война?
2-4 группа: в теме №13 найти информацию: когда и в какой войне участвовала Россия? Кто правил в это время? Кто участвовал на стороне России? Чем закончилась война?

– Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть  вот такая табличка и мы её заполним все вместе. Я на доске, а вы у себя на парте.

Участие России в войнах XVI – начала  XIX веков

Время событий

С кем была война

При каком правителе

С какой целью Россия вступила в войну

Какая часть населения принимала участие

Чем закончилась война для России

В начале XVII века          
В начале XVII века          
В начале XIX века (1812 г)   Александр Первый      

Вопросы в группах: Когда и в какой войне участвовал Россия? Кто правил? Кто сражался? Чем закончилась?
– Давайте проверим как вы справились с работой. (две группы работали над одним из одинаковых вопросов, если что исправляйте и добавляйте)
– Я буду заполнять на доске. Вот что у нас получилось.

Время событий

С кем была война

При каком правителе

С какой целью Россия вступила в войну

Какая часть населения принимала участие

Чем закончилась война для России

В начале XVII века Польша, Швеция междуцарствие Защита государства от завоевателей Ополчение (народ) изгнание захватчиков
В начале XVIIвека Швеция Петр I за выход к Балтийскому морю Армия и флот выход России к морю
В начале XIX века (1812 г)   Александр I      

– Правильно вы все заполнили. У нас осталась третья строка Война 1812 года.
– Вспомните главный вопрос урока. (За какое отличие от других войн война
1812 года получила название « Отечественная»?)

Время событий

С кем была война

При каком правителе

С какой целью Россия вступила в войну

Какая часть населения принимала участие

Чем закончилась война для России

В начале XIXвека (1812 год)   Александр Первый      

1. Ответим на первый вопрос  в таблице С КЕМ БЫЛА ВОЙНА?

– Почитайте с.80 1 и 2 абзац до слов «Русская армия…
– Итак, с кем была война в 1812 г.?
– Кто возглавил французскую армию? (Наполеон)
– Что вы о нем узнали?

Дополнение:  Наполеон Бонапарт заявил: « Я буду господином мира, останется одна Россия, но я раздавлю её». К этому времени под властью Наполеона уже была практически вся Европа.
Италия, Германия. Пруссия. Польша, Испания. Австрия. Молниеносные броски наполеоновской армии приносили одну победу за другой. Перед походом в Россию в 1812г войско Наполеона насчитывала 600тыс. человек из разных стран Европы. Вот поэтому, наверное, многослойный пирог – торт назвали «Наполеон».
– Заполним первую колонку – ФРАНЦИЯ.

2. С какой целью Россия вступила в войну?

– Посмотрите на карту с 81. Прочитайте легенду.
– Какие города России удалось захватить Наполеону? (Минск, Вильно, Смоленск, Москва.)
– Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском, какой город был его целью?
– Наполеон стремился захватить Москву.
– Значит, как вы думаете, с какой целью Россия вступила в войну? (Чтобы освободить Россию от захватчиков)
– Запишем в таблицу ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВА ОТ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

3. Кто встал на защиту Отечества?

– Узнаем из текста. Прочитайте статью со слов « Русскую армию возглавил…. И до Бородинское поле.»
– Кто был главнокомандующим русской армии?
– Что мы о нем узнали? (М.И. Кутузов – опытный полководец. Не раз рисковавший , в прямом смысле, во время военных действий своей головой. Особенно опасным оказался для него бой против турок, когда пуля ударила его в левый висок и вылетела близ правого глаза. Он стал слепнуть. Врачи думали, что Кутузов умрет, но бог его хранил. Хранил настолько, что он остался жив и после второго ранения в голову, пуля ударила в щеку и вылетела в затылок. Военврач пророчески сказал после этого: «Должно быть, судьба бережет голову  Кутузова на что-нибудь великое». Так  оно  и случилось.)

– На каком поле произошло решающее сражение  с армией Наполеона? (Бородинское)
– Посмотрите на схему Бородинского сражения у вас на парте. Мы видим расположение французских войск и русской армии.

– Бородинское поле расположено у деревни Бородино, что находилось в 120 км от Москвы.
– Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Война и мир» «Бородинское сражение»
– Весь день гремела пушечная канонада над полем, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне.
– Об этом написал М. Лермонтов – прочитайте отрывок из его стихотворения « Бородино»
с. 82.
– Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю войн того времени. Погиб каждый третий солдат с обеих сторон.
– Посмотрите на таблицу «Соотношение сил обеих армий»:

Бородинское сражение

 

Русская армия

Французская армия

Число войск (тысяч человек)

155

133,8

Число орудий

640

587

Потери (тысяч человек)

45,6

50-58

– Сам Наполеон сказал об этой битве: « Французы сражались так, как сражаются победители, но русские доказали свое право быть непобежденными»
– На следующий день после Бородинского сражения Кутузов приказал своим войскам отступать к Москве. В подмосковной деревне Фили состоялся военный совет генералов. Вопрос был один:
«Возможно ли после перенесенных потерь новое сражение за Москву? Многие горячо спорили и предлагали дать еще одну битву за Москву. Кутузов терпеливо слушал долгие споры и сказал: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать».
Как вы понимаете слова Кутузова? (Пока есть армия, есть надежда победить)
– Итак, кто встал на защиту Отечества? (Армия)
– Записываем в таблицу. И продолжаем работать с ней дальше.
– Но не только армия встала на защиту своего Отечества.
– А кто узнаем из статьи в учебнике. С. 82 прочитайте.
– Кто еще поднялся на защиту Родины? (Весь народ)
– Почему весь народ  поднялся на борьбу с захватчиками? (Решалась судьба России – Отечества)
– Кто такие партизаны, о которых говорится в статье? (Словарь с .141)
– Верно. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов командовал Денис Васильевич Давыдов. Он был не только офицером ,но и поэтом и писателем.
– Дополним эту колонку, кто еще принимал участие в этой войне? (Партизаны, ополчение).

4. Чем закончилась война для России?

– Ответить  на этот вопрос поможет статья в учебнике с. 82  со слов «Армия Наполеона… и до с.83.)
– Как долго была французская армия в Москве? (Не больше месяца)
– Почему она не смогла долго задержаться в столице? (Начались пожары, город полностью сгорел)
– Совершенно верно. Спустя некоторое время Наполеон с армией вынужден был уйти из города. Они были обессилены, провизии и еды не было, наступала зима, а французы не были готовы к таким погодным условиям. И тут на них неожиданно обрушились удары русских войск. Войско Наполеона было застигнуто врасплох. Кутузов приказал вести преследование врага. Русская армия погнала  врага той же дорогой, по которой он наступал и гнали француза до самого Парижа.
Так история подтвердила правоту слов великого русского полководца: «С потерею Москвы не потеряна Россия»
– Итак, чем закончилась война для России? (Изгнание захватчиков). Запишем это в таблицу.

Время события

С кем была война

при каком правителе

с какой целью Россия вступила в войну

какая часть населения принимала участие

чем закончилась война для России

в начале XVII века

Польша, Швеция

междуцарствие

Защита государства от завоевателей

Ополчение (народ)

Изгнание захватчиков

в начале XVIII века

Швеция

Пётр I

За выход к Балтийскому морю

Армия и флот

Выход Росси к морю

в начале XIX века (1812 г)

Франция, армия других стран

Александр I

Защита государства от завоевателей

Армия, ополчение (народ), партизаны

Изгнание захватчиков

– Посмотрите на таблицу и сделайте вывод, чем война 1812 г. отличалась от предыдущих? Посовещайтесь в группе.

  • впервые Россия столкнулась  с таким серьезным противником, которому подчинилась вся Европа. Отечество оказалось на пороге гибели.
  • на защиту Отечества поднялся весь народ: армия горожане, крестьяне.

– Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока.
– Что мы хотели сегодня выяснить? (За какое отличие от других войн война 1812 года получила название  «Отечественная»?)
– Какой же ответ мы можем дать  ответ на основной вопрос урока?  Посовещайтесь в группе.
– Почему эта война стала называться Отечественной? Что решалось в этой воне? (Решалась  судьба Отечества. Будет она существовать  или ее поработят армии захватчиков. Весь  народ поднялся на защиту своего отечества.)

Вывод: В Отечественной войне 1812года решалась судьба всей России – будет ли она  существовать  или ее поработят армии захватчиков.

– В 1812 г. Россия вела освободительную войну против захватчиков. В главном сражении войны Бородинской битве – русские войска проявили высокие боевые качества и беззаветную храбрость. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Россия  разгромила захватчиков. Война 1812г осталась в истории под названием Отечественной.

IV. Применение нового знания

– Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли тему урока. Перед вами лежит листок с заданием   

Тест

1. В каком году началась Отечественная война?

а) 1790 г.
б) 1812 г.
в) 1941 г.

2. Какая страна напала на Россию?

а) Германия
б) Англия
в) Франция

3. Почему Наполеон нападал на разные страны?

а) он любил войну;
б) он мечтал покорить весь мир;
в) он мстил своим обидчикам.

4. Около какого города происходила Бородинская битва?

а) Санкт-Петербурга;
б) Смоленска
в) Москвы

5. Кто был главнокомандующий русскими войсками?

а) Кутузов;
б) Суворов;
в) Ушаков

6.  Почему русские военные решили оставить Москву?

а) армия Наполеона была сильнее;
б) не было смелых командиров;
в) решили сохранить русскую армию

7. Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

а) пожары;
б) наводнения;
в) землетрясение

– Проверим. Оцените себя по эталону. Кто хочет вслух оценить свою работу?
– Люди помнят великие заслуги героев этой войны перед Отечеством. На Бородинском поле в память об этой битве поставлены  памятники. Один из них был поставлен через 100 лет после сражения французами в честь своей армии. Это памятник с бронзовым орлом на вершине, а на нём надпись: «Мёртвым Великой армии». Каждый год проходит в том месте реконструкция (игра) событий Бородинского сражения. В 2012  году 7 сентября Россия  праздновала 200-летие Бородинского сражения.

V. Итог урока

– Кому  что показалось трудным на уроке, непонятным.
– А что на уроке было самым интересным?
Оцените каждый свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание

– Напишите воспоминание от имени солдат (горожан, крестьянина )XIX века о том, почему ты принял участие в военных действиях 1812года.