Вид урока. Проблемный.
Цель урока:
- формирование способности обучающихся к новому способу действий;
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, составление алгоритма умножения и деления на 10 и формирование умения его применять.
Задачи.
Образовательные – создание условий по организации деятельности обучающихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, на умение разрешать поставленные проблемы.
Развивающие – развитие математической речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы; развитие познавательного интереса к предмету, коммуникативных навыков и способностей.
Воспитательные – воспитание позитивного отношения к учебе, самостоятельности в получении знаний, стремления к совместному творчеству, чувства гордости за свою страну и людей, прославивших ее.
Валеологические – увеличение двигательной активности, предупреждение близорукости, нарушение осанки, перегрузки обучающихся.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология системно-деятельностного обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация;
- тест для организации самостоятельной работы;
- карточки;
- учебник.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на урок. Мотивация учебной деятельности.
а) Запись числа.
б) Наш урок сейчас науке посвящается.
Что математикой у нас с любовью называется,
Она поможет воспитать такую точность мысли
Чтоб в нашей жизни все понять, измерить и
исчислить.
в) – Известный русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: “Математика – гимнастика ума”. Пусть эти слова будут девизом нашего урока. (Слова девиза на доске)
II. Актуализация опорных знаний.
а) - Мы начнем наш урок с математической гимнастики. Повторите по порядку слова, которые я назову:
Умножение, деление, двести, десять, весна, один, нуль.
- воспроизведите про себя;
- воспроизведите в парах друг другу;
- воспроизведите вслух.
- Какое слово заблудилось? Почему?
- Оставшиеся слова разбейте на две группы. Какие группы получились?
На доске: Умножение 200
Деление
10
0
1
- Что вы можете сказать о числе 200?
- 2012 год объявлен в Российской Федерации годом российской истории. Как число 200 связано с историей нашей Родины.
- Как вы понимаете слово “Отечество”? /Ответы детей, словарь Ожегова/
- Нашу страну в разное время защищали разные люди, по разному одевались, разным оружием владели, но одно у них было общее – сильная любовь к стране. Сегодня мы попробуем доказать, что когда подрастем, если это будет необходимо, тоже сможем защитить нашу Родину. Для этого на уроке надо:
- уметь четко, быстро и правильно выполнять поставленные перед вами задачи;
- не бояться трудностей;
- всегда помнить о товарищах, быть готовыми придти на помощь другу в любую минуту.
- Из второй группы назовите однозначные числа.
- Вспомните особые случаи умножения и деления с 1 и 0.
ах1=а 0ха=0
а:1=а 0:а=0
б) Наблюдаем, сравниваем, думаем!
На слайде: 18х10=
- Попробуйте найти значение этого выражения? Какой прием будете использовать?
- Удобно было вычислять таким способом?
- Значит существует другой способ. Используя слова, с которыми мы сегодня уже встречались на уроке (умножение, деление, десять) попробуйте сформулировать тему урока.
Название темы вывешивается на доске.
III. “Открытие” детьми новых знаний.
а) - Вернемся к выражению, которое вызвало у нас затруднение и попробуем найти новый способ решения. Поможет вам в “открытии” этого способа стихотворение С.Маршака, только слушать его нужно очень внимательно. (Чтение стихотворения наизусть)
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
б) На слайде:
2…10=20
3…10=30
- Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы превратить 2 в 20, 3 в тридцать? Работаем в парах.
- Назовите какое-нибудь однозначное число. Пусть твой товарищ назовет число в 10 раз большее. Поменяйтесь ролями.
- Ребята ,скажите, как называется действие обратное умножению?
- Зная это, закончите фразу:
Если 5х10, то будет 50,
Если 50:10, то будет…
в) Фиксирование нового алгоритма.
- Попробуйте сформулировать правило умножения и деления на 10. /Ответы детей/
- Наш верный помощник – это учебник. Сравним ваши выводы с теми, что предлагают авторы учебника.
Чтение правила с.84. На доске запись: …х10=…0 …0:10=…
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
- Вы нашли удобный способ умножения и деления на 10. Используя эти знания, найдите значения выражений: 4х10 10х6 30:10 40:10 60:10 7х10
Чтение выражений разными способами
- Соедините по порядку ответы, которые вы получили. Если все выполнили верно, то получится фигура. /Самопроверка по слайду/
V. Физкульминутка.
VI. Повторение.
а) Включение нового знания в систему знаний.
- Вы справились с заданием на “отлично”. Александр Васильевич Суворов говорил: “Тяжело в учении, легко в бою”. Я думаю нам с вами легко будет справиться со следующими заданиями.
- Перед вами лежат карточки с заданием. На выполнение 2 минуты. Постарайтесь выполнить задание качественно и быстро. /Слайд/
Самопроверка по слайду.
- Молодцы, а следующее задание вам будет по плечу. Решаем задачу: “ Позиции русских растянулись на 10км по фронту и на 5км в глубь. Вычислите площадь, занятую русскими войсками”. /Работа у доски/
Составление обратной задачи.
VII. Домашнее задание.
- Дома вам необходимо будет составить задачу, связанную с историей нашей Родины.
VIII. Рефлексия.
- За подвиги перед Отечеством героев принято награждать. Наград существует много. Во время Отечественной войны 1812 года был знак отличия. Его называли Георгиевским крестом. Им награждали только “за отменную храбрость”.
Вы сегодня на уроке показали, что вы настоящие защитники Родины. Вспомните все, чем занимались на уроке, чему научились. Перед вами лежат “Георгиевские кресты” трех цветов, выберите один из них:
зеленого цвета - если вы научились умножать и делить на 10, можете объяснить это другому человеку, например, другу;
голубого цвета – если еще не уверены в своих возможностях;
красного цвета – если вы к сожалению ничего не поняли на уроке и работа вызывала у вас много затруднений.
- Это результат вашей работы.
- А что же еще принес нам урок?
Творческая работа.
Составление слов из слогов:
пех, ус; дость, ра; я, ни, зна. /Успех, радость, знания/
- Урок принес нам радость, успех, знания. Вы стали умнее, благодаря упорному труду.
- Спасибо за урок.