Развитие связной речи и словотворчества у детей с нарушениями речи в интеграции видов детской деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления, сознания, познания окружающего мира, развитием личности в целом.

В «Концепции дошкольного воспитания» сказано, что овладение родным языком является одним их самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Что делать, если остаётся совсем немного времени до поступления в школу, а его речь отстаёт от возрастной нормы. Сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Подобные вопросы волнуют  и родителей и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудноустранимого нарушения, как общее недоразвитие речи (ОНР).

Подготовка к школе детей с ОНР актуальна, многими авторами издана специальная литература по данной проблеме: Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищева, М.А.Поваляева, Н.С.Жукова, И.Лопухина и другие.

Для подготовке детей с ОНР к школе нужно решить ряд задач:

  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности
  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность
  • сформировать навыки звукового анализа, а затем и слогового чтения
  • развить связную речь
  • предупредить нарушения письма и чтения.

В своей работе мы воспользовались универсальной методикой работы со сказкой, разработанной педагогом Л.Б.Фесюковой, которая предусматривает развитие логического и образного мышления, его творческих способностей, знакомит с миром природы, помогает подготовить их к школе. Автором разработана специальная схема работы сл сказкой, состоящая из семи разделов:

Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4.Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.

Выбранные разделы не претендуют на полноту использования сказочных произведений, их может быть меньше, может быть и больше. Предложенная схема лишь модель, на которой отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя в целях развития ребёнка.

К разделу «речевая зарядка» нами добавлено «самостоятельное творческое рассказывание», так как при подготовке к школе особое значение уделяется развитию связной речи детей. Каждый текст сказки на первый план выдвигает 1-2 из поставленных задач, например: «речевая зарядка» и «развитие мышления и воображения», а остальные разделы остаются на втором плане.

Автор Л.Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д.Родари и рекомендации авторов теории изобретательских задач (ТРИЗ – Г.Альтшуллер, М.Шустерман).

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно не только воспринимать повествование, но и преобразовывать ход повествования.  Для этого автор предлагает большой ряд методов работы со сказкой. Например, сказка-превращение (как мальчик превратился в муравья); сказка от  загадки; сказка, сочинённая от потешки: 

– Что ж ты ёж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи? –
Лисы, волки и медведи.

На основе этих методов наши воспитанники с помощью родителей  сочиняли сказки, рассказывали их сверстникам, делали книжки-малышки с рисунками по сочинённой сказке. Каждый ребёнок гордится своим сочинением и своей книгой, которая занимает почётное место в группе. Затем воспитанники становились «кукольниками» и показывали свою сказку.

Нами подобраны картотеки речевого материала (очень удобно использовать детские раскраски, так как наглядно видно содержание того или иного произведения, и детям легче его запомнить): приметы, дразнилки, считалки, скороговорки, перевёртыши, раскраски по сказкам с прописями, раскраски загадки – добавлялки.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего таблицы, наглядные модели, схемы).

Если мы хотим развить у ребёнка воображение, способность к замещениям и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязь, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Например, для разыгрывания сказки «Волк и семеро козлят» можно из цветного картона вырезать геометрические фигуры (большой серый треугольник и маленькие серые треугольники – коза с козлятами; волк – серый круг; квадрат и треугольник синего цвета – это домик с крышей). Затем педагог может ввести дополнительные модели сказку и спросить детей: кто же появился ещё в нашей сказке?

Обговорить с детьми варианты новых персонажей, героев сказки и дать возможность изменить сказку. Главное правило работы со сказкой: вначале необходимо дошкольников знакомить со структурой сказки (зачин, середина, кульминация, концовка). И ещё, взрослые должны помнить, что ребёнка нельзя принудить к чему-либо, а лишь увлечь, заинтересовать и развить те качества, которые ему необходимы для обучения в школе.

Список литературы:

  1. Большева Т.В., Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники/ М.: «Детство-Пресс», 2005. – 143с.
  2. Фесюкова Л.Б., Воспитание сказкой /М.: ООО «Издательство «АСТ», 2000. – 464с.