Цели урока:
- Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
- Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах.
- Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.
Проектные цели:
- развивать умение строить монологическую речь;
- умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
- умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Оборудование:
1. Презентация на мультимедиа, под названием
«Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы
детей, взрослых.) Приложение №1. Репродукции
картин великих художников: «Первый снег» Аркадия
Пластова, «Русская зима» Константина Юона,
«Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея
Саврасова. Приложение №2.
2. Аудиозапись.
3. Листы формата А–3.
4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный
материал.
ХОД УРОКА
Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
1. Организационный момент
– Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей.
Пусть вас это не смущает. Будем работать активно,
творчески, с интересом и с удовольствием. Сегодня
у нас урок –проект. Тема его “И вот сама идёт
волшебница зима”. И действительно, на улице зима.
– Вы любите зиму? За Что?
– Сегодня на уроке мы попробуем через
поэтические, живописные, фольклорные и
музыкальные произведения увидеть красоту
русской зимней природы. Результатом нашей работы
будет литературная газета. Каждая её страничка
будет особенной, вы создадите её своими руками.
Проявите творчество и фантазию. Работать будете
в парах. Помните, что результат зависит от вас
обоих, трудитесь дружно, помогайте друг другу,
равномерно распределяйте выполнение заданий и
постарайтесь сделать работу интересной и
красивой.
– Закройте глаза. Представьте, как вы идёте по
улице. Вокруг всё покрыто пушистым снегом. На
деревьях снег, на крышах домов снег, под ногами
снег. Вы на него наступаете, а он поскрипывает.
Мягкие снежинки падают вам на лицо и сразу тают.
Вы снимаете рукавицы и берёте снег руками,
чувствуя, какой он мягкий и нежный. Вам приятно,
вы испытываете удовольствие от таких ощущений.
Откройте глаза и улыбнитесь с таким же
удовольствием своему соседу, всем ребятам в
классе, гостям.
– Вы согласитесь со мной, если я скажу, что
снежинка это визитная карточка зимы?
– Как вы это понимаете? (Снежинка – снег –
сугробы – зима)
2. Вступительное слово учителя
– Зима – одно из самых красивых и любимых в
народе времён года. Народ ласково называет зиму
– зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей,
матушкой.
– Давайте посмотрим «Зимнюю сказку».
Чтение учителем. Видео «Зимнее настроение»
«Побелели поля и пригорки. Тонким льдом
покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких
валенках. Заглянула Зима в лес. Обрядила она
сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые
варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри
друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу
под ними, словно детишки, разные кустики да
молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в
белые шубки одела. И на рябинку, что у самой
опушки растет, белое покрывало накинула. Так
хорошо получилось. На концах ветвей грозди ягод
висят, точно красные серьги из-под белого
покрывала виднеются.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и
долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно
её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко
сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под
её взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные,
зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на
деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей,
и в воздухе тоже заискрились, заплясали
разноцветные огоньки. Чудесная получилась
картина!»
–Зима это – обилие снега, мягкого, пушистого;
сказочная красота инея на ветвях деревьев,
морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.
3. Сообщение темы урока
– Вам понравилась «Зимняя сказка»?
– Как выражают люди свою любовь к зимней природе,
к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы,
музыку, рисуют картины, делают фотографии –
создают произведения.)
– Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви
к зимней природе через создание проекта на тему:
«Зимушка-зима»
– Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это
план, замысел, дело)
– Запомните: проект – дело, в результате
которого получается продукт. Продуктом может
быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки,
спектакль и многое другое.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет
литературная газета. А знание изученных
произведений о зиме поможет вам в создании
этой газеты.
– Давайте вспомним произведения, с которыми мы
познакомились в разделе: «Снежок порхает,
кружится…»
– Назовите автора и название произведения.
(Зинаида Александрова «Зима», Сергей Иванов
«Каким бывает снег», Эдуард Шим «Всем вам
крышка», Иван Суриков «Вот моя деревня…»,
Владимир Даль «Девочка Снегурочка», Иван
Соколов-Микитов «Узоры на снегу», Иван Беляков «О
чем ты думаешь, снегирь», Сергей Михалков «В
снегу стояла елочка», Самуил Маршак «Декабрь»)
– Работать будете в парах. Каждая пара будет
работать над созданием своей «зимней» страницы.
Если вы будете трудиться дружно, помогать друг
другу, то и работа ваша получится интересной и
красивой.
Создание продукта проектной деятельности
4. Основная часть урока
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.
Варианты названия странички:
1. Гостья-зима.
2.
Волшебница-зима.
3.
Матушка-зима.
4. Чародейка-зима.
Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор
Задание № 2.
Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья.
Так нежно и ласково называли поэты и писатели
зиму. Откройте конверты под №2. Достаньте
заготовки.
А какие ассоциации у вас вызывает это время года?
Откройте конверты под №2. Достаньте
заготовки. Подумайте и приклейте заготовку на
страницу, запишите их на заготовке по вашему
усмотрению.
По окончании работы дети зачитывают ассоциации.
Задание № 3.
Зима в России долгая и снег в разное время
выглядит по-разному. На уроке чтения мы с вами
читали рассказ Сергея Иванова “ Каким бывает
снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за
особенностями снега в разные месяцы зимы.
Откройте конверты под № 3. Возьмите заготовку.
Следующее задание называется – “Снежная
палитра”. У каждой пары будет свой снег. У одних
это октябрьский или апрельский снег, у других
январский или февральский. Найдите отрывок из
рассказа С. Иванова, “Каким бывает снег”.
Прочитайте его, выберите понравившуюся вам часть
и на “Снежную палитру”, выпишите те фразы,
которыми автор изображает особенности снега.
Расположите палитру на листе и приклейте её.
– Сейчас я предлагаю вам составить цепочку
“снежных слов”, то есть таких слов, которые на
уроке русского языка мы называем однокоренными
или родственными словами и записать их.
Проверка работ.
Художники слова, создавая свои рассказы, очень
тщательно работают над словом, кропотливо
подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.
Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние
зарисовки. Для этой работы у вас есть вот такая
заготовка. Дополните уже напечатанные
предложения, подобрав точные, выразительные
слова. Придумайте к ней название. Оформите
работу.
Физминутка.
Задание № 4.
Сегодня на уроке я предлагаю вам почитать стихотворения о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Чтобы они получились у вас правильными, помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Найдите у себя в файлах вот такое разрезное стихотворение, соберите его и наклейте. Оформите работу.
Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.Всюду снег, в снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Задание № 5.
Работа с пословицами.
Задание № 6.
Красота русской зимы, зимней природы
вдохновляла не только поэтов и писателей, но и
художников, и композиторов. Картины
художников.
Перед вами репродукции картин А. Пластова, К.
Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый
художник показывает снег в разные месяцы зимы. У
Аркадия Пластова – первый снег воздушный,
нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А.
Саврасова изображена русская зима с обилием
снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана
изображен снег уходящий, начинающий таять,
мартовский.
Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и
украсить страничку своими зимними рисунками.
Трудиться вы будете под музыку. Музыка посвящена
зиме и называется “Зимнее настроение”. В ней
передаются восторженные чувства людей, их
восхищение зимней природой.
Ребята украшают рисунками свои страницы.
5. Презентация продукта
Представление (защита) работ по плану
6. Итог урока. Рефлексия
– Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо
сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось? Из
ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю
газету. А зима только на пороге. Вы ещё
полюбуетесь лёгким полётом снежинок,
серебристым инеем, красотой зимних деревьев,
покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь
на санках, на коньках. А на уроках чтения мы
встретимся с новыми литературными
произведениями, которые будут посвящены
волшебному времени года – ЗИМЕ!
– Ребята, вы создали удивительную красоту –
словом, рисунком, поделками. Действовали как
настоящие художники, писатели, поэты, живописцы
которые передают нам своё впечатление от того,
что их особенно тронуло и поразило, заставило
затрепетать сердце.
– Как воздействует на человека поэзия,
живопись, музыка?
Облагораживает душу, делает человека прекрасным,
учит видеть красоту окружающего мира его
хрупкость, быстротечность.
– Чему научились мы, работая над
нашими проектами?
– Удалось ли нам стать волшебниками?
– Ребята, какие вы молодцы что, сумели создать
такую красоту и подарить ее всем, и какие
замечательные у вас родители, что поддержали вас
и помогли. Спасибо вам всем и пусть ваш жизненный
путь всегда идет только дорогою добра.
Исполнение песни.