Урок-проект по литературному чтению "Зимушка-зима". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а  также на основе восприятия новых произведений искусства.
  • Развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения   работать в парах.
  • Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Проектные цели:

  • развивать умение строить монологическую речь;
  • умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
  • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.) Приложение №1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова. Приложение №2.
2. Аудиозапись.
3. Листы формата А–3.
4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент

– Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. Сегодня у нас урок –проект. Тема его “И вот сама идёт волшебница зима”. И действительно, на улице зима. – Вы любите зиму? За Что?
– Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, живописные, фольклорные и музыкальные произведения увидеть красоту русской зимней природы. Результатом нашей работы будет литературная газета. Каждая её страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Работать будете в парах. Помните, что результат зависит от вас обоих, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.
– Закройте глаза. Представьте, как вы идёте по улице. Вокруг всё покрыто пушистым снегом. На деревьях снег, на крышах домов снег, под ногами снег. Вы на него наступаете, а он поскрипывает. Мягкие снежинки падают вам на лицо и сразу тают. Вы снимаете рукавицы и берёте снег руками, чувствуя, какой он мягкий и нежный. Вам приятно, вы испытываете удовольствие от таких ощущений. Откройте глаза и улыбнитесь с таким же удовольствием своему соседу, всем ребятам в классе, гостям.
– Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?
– Как вы это понимаете? (Снежинка – снег – сугробы – зима)

2. Вступительное слово учителя

– Зима – одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
– Давайте посмотрим «Зимнюю сказку».

Чтение учителем. Видео «Зимнее настроение»

 «Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках. Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.  Их Зима тоже в белые шубки одела.  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»
–Зима это – обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка, забавы детей и даже взрослых.

3. Сообщение темы урока

– Вам понравилась «Зимняя сказка»?
– Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии – создают произведения.)
– Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка-зима»
– Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)
– Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам  в создании этой газеты.
– Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: «Снежок порхает, кружится…»
– Назовите автора и название произведения.
(Зинаида Александрова «Зима», Сергей Иванов «Каким бывает снег», Эдуард Шим «Всем вам крышка», Иван Суриков «Вот моя деревня…», Владимир Даль «Девочка Снегурочка», Иван Соколов-Микитов «Узоры на снегу», Иван Беляков «О чем ты думаешь, снегирь», Сергей Михалков «В снегу стояла елочка», Самуил Маршак «Декабрь»)
– Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.

Создание продукта проектной деятельности

4. Основная часть урока

Задание №1

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и  конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на вашу страницу.

Варианты названия странички:

1. Гостья-зима.                                2. Волшебница-зима.
3. Матушка-зима.                          4. Чародейка-зима.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор

Задание № 2.

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки.
А какие ассоциации у вас вызывает это время года?  Откройте конверты под №2. Достаньте заготовки. Подумайте и приклейте заготовку на страницу, запишите их на заготовке по вашему усмотрению.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Задание № 3.

Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. На уроке чтения мы с вами читали рассказ Сергея Иванова “ Каким бывает снег”. Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Откройте конверты под № 3. Возьмите заготовку.
Следующее задание называется – “Снежная палитра”. У каждой пары будет свой снег. У одних это октябрьский или апрельский снег, у других январский или февральский. Найдите отрывок из рассказа С. Иванова, “Каким бывает снег”. Прочитайте его, выберите понравившуюся вам часть и на “Снежную палитру”, выпишите те фразы, которыми автор изображает особенности снега.
Расположите палитру на листе и приклейте её.
– Сейчас я предлагаю вам составить цепочку “снежных слов”, то есть таких слов, которые на уроке русского языка мы называем однокоренными или родственными словами и записать их.

Проверка работ.

Художники слова, создавая свои рассказы, очень тщательно работают над словом, кропотливо подбирают их, чтобы нарисовать яркую картину.
Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть вот такая заготовка. Дополните уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте к ней название. Оформите работу.

Физминутка.

Задание № 4.

Сегодня на уроке я предлагаю вам почитать стихотворения о зиме. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворения. Чтобы они получились у вас правильными, помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Найдите у себя в файлах вот такое разрезное стихотворение,  соберите его и наклейте. Оформите работу.

Снег летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.

Всюду снег, в снегу дома –
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

Скрипит снежок на улице.
Мороз стучится в дом.
И воробей ссутулился
На ветке за окном.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Задание № 5.

Работа с пословицами.

Задание № 6.

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Картины художников.
Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У  И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.
Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку. Музыка посвящена зиме и называется “Зимнее настроение”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.
Ребята украшают рисунками свои страницы.

5. Презентация продукта

Представление (защита) работ по плану

6. Итог урока. Рефлексия

– Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось? Из ваших страничек мы обязательно сделаем зимнюю газету. А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь на  санках, на коньках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года – ЗИМЕ!
– Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, поделками. Действовали как настоящие художники, писатели, поэты, живописцы которые передают нам своё впечатление от того, что их особенно тронуло и поразило, заставило затрепетать сердце.
 – Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
Облагораживает душу, делает человека прекрасным, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
– Чему научились мы, работая над нашими  проектами?
– Удалось ли нам стать волшебниками?
– Ребята, какие вы молодцы что, сумели создать такую красоту и подарить ее  всем, и какие замечательные у вас родители, что поддержали вас и помогли. Спасибо вам всем и пусть ваш жизненный путь всегда идет только дорогою добра.

Исполнение песни.