Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Нравственные ценности". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала;
  • способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
  • способствовать развитию нравственных качеств личности.

ХОД  УРОКА

Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в проблему урока Чтение притчи (Приложение 1)

– Ребята, о чем говорится в притче?
– А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем необычном, интегрированном уроке обществознания и литературы?
– У притчи, которую вы прослушали, есть название «Остров духовных ценностей». Почему она так называется?
– А как же богатство? Драгоценности и золоте, которое оно увозило с собой и из-за которого не нашлось места Любви? Это тоже ценность?
– А можно назвать богатство вечной ценностью? Почему?
– А какие ценности, на ваш взгляд, являются вечными?

 

– О любви, о том, что в жизни во все времена была важна она, о времени, о том, что важно в жизни человека
– О любви? О радости? О времени? О ценностях?
– Потому что в ней говорится об этом. О духовных ценностях.
– Да, но только не духовная, а материальная.
– Нет, это не ценность, потому что она временная, без  золота и драгоценностей можно обойтись.
– Любовь, дружба, милосердие, доброта, честность, порядочность, справедливость и т.п.

Формулировка проблемы и темы урока – А что же означает слово ЦЕННОСТЬ? Как вы понимаете это понятие?
– А что скажут эксперты, работавшие с толковым словарем?
– Какое из 3-х значений слова соответствует нашей теме?
– А какова тема урока? О чем мы уже начали разговор?
– Верно, но не только об этом мы будем сегодня говорить. Пока запишем часть темы «Ценности и …»
–Запишем определение в тетрадь.
– Что-то важное, необходимое, дорогое, ценное, без чего обойтись невозможно.
(Дети читают словарную статью)
– Ценный предмет, явление
– О человеческих ценностях.
Словарная работа Ценности связаны с такими понятиями, как мораль, право, этикет, этика. С этими словами мы не раз сталкивались в обыденной жизни. Приведите примеры. Мораль?

– Право?
– Этикет?

– Этика?

– Посмотрите на слайд, на нем даны понятия и их значения, соотнесите их. В чем вы были правы? А что нового открыли для себя? Запишите эти понятия в тетрадь.
– Не читай мораль, т.е. не учи меня тому, что я знаю, понимаю;
– Мораль есть у басни, это вывод, поучение, главная мысль басни
– Права есть у людей, например, юридическое право, права детей и т.п.
– Есть такая наука право
– Правила хорошего тона, как надо себя вести в обществе
– Что-то связанное с этикетом? Правила?
(Дети записывают значения слов МОРАЛЬ, ПРАВО, ЭТИКЕТ, ЭТИКА)
Работа с текстом, таблицей – Мораль, право, этика и этикет – источники социальных норм, и в разное время к ним было разное отношение. Сегодня мы попробуем проследить, как менялись эти нравственные ценности и идеалы на протяжении двух веков – каковы они были в веке 19 и каковы сейчас.
– Если о современности мы можем сказать, почерпнув сведения из личного опыта, то откуда мы узнаем о веке 19?
– Сегодня вы познакомитесь с частью исследовательской работы, которая называется «Нравственная система русского дворянства». Ваша задача  – внимательно прочитать статью, заполнить таблицу.
– Итак, что мы можем сказать о нравственных ценностях и идеалах русского дворянства 19 века?
– Таким образом, мы можем сказать, что воспитание заключалось в органичном единстве моральных (этических и этичных норм).
 

– Из художественной литературы, уроки истории, фильмы о той эпохе, биографии писателей и поэтов, их письма, дневники.
Дети читают статью, выписывают необходимые сведения.
(Приложение 2)

Делается вывод по таблице

Анализ литературных произведений – Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. (Обобщающая беседа по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

– Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел противиться мне, своему государю?» комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству любви и гордости за своего мужа.
– А Марья Ивановна?

– Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются органичным, естественным свойством натуры, делают героев идеалом настоящего человека.

 

 

 

– Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.

– Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой девушкой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная, она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.

Работа  с таблицей  – Вот мы назвали с вами ценности и идеалы 19 века. А наш, 21 век? Какие ценности характерны для нашего времени? Запишите во вторую часть таблицы те ценности, которые кажутся вас наиболее важными сейчас. (спросить 2-3 человек)
– Почему вы выбрали именно эти ценности?
– Есть общее? А в чем отличие?
– В 19 веке ставка делалась на духовное, нравственное воспитание человека. В 19 веке считалось недостойным оскорбить человека, унизить его. А в наше время  – хотели бы вы, чтобы по отношению к вам проявляли подобное? Какие бы еще отрицательные качества вы могли бы назвать?
(Работа с таблицей)

 Отвечают, объясняют, почему выбрали то или другое
– Общее – любовь, доверие, ответственность и т.п., различие – в современном мире преобладают материальные ценности

– Конечно, нет
– Хитрость, зависть, злословие, непоследовательность, предательство…

Анализ литературных произведений – А эти негативные проявления характерны только для нашего времени?
– Приведите пример из русской литературы 19 века? Докажите.
– «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми»
–Можно ли смех назвать положительным героем и почему?
– «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».
Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех – это то, заставляет человека быть человеком. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека
– Нет, люди так поступали всегда.

 

 – Н.В. Гоголь «Ревизор».
Чиновники города, Хлестаков.

 

– Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех  помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.

Формулировка второй темы  – Слово идеал уже несколько раз прозвучало на нашем уроке. А что же такое идеал?
– Понятие ценностей и идеала неразрывно связаны. Это понятие и будет вторым  словом нашего урока. (Записываем тему и значение слова идеал)
– Дома вы расспрашивали родителей о том, что являлось идеалом их детства и юности, кто был их кумиром.
– А ваши?
– А можно поставить знак равенства между понятиями кумир и идеал? Почему?
 – Идеал – это что-то наивысшее, самое лучшее.

Отвечают несколько детей.

– Да, можно, это практически одно и то же
– Нет, это разные понятия

Спор – Действительно, можем, ведь и кумир и идеал по сути одно и то же.
– А я бы поспорила. Кумир  – это всегда человек, которого мы любим за талант, достижения, какую-то избранность, прощаем им их слабости и недостатки, а идеал – это и система поведения, и нормы, которым следует человек, и качества, которые мы бы хотели в себе иметь или воспитать. Не случайно в 19 веке идеалами были идеи Свободы, Равенства, Милосердия, а кумиры, такие как Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь в своем творчестве их воплощали.
– За свои идеалы готовы были и шли на смерть.
– А в наше время?
– Но это ситуации экстремальные. Сложно предугадать, как поведет себя человек в них. А в обычной жизни? Чем же руководствоваться? Что будет являться главной ценностью и идеалом поведения? Каким надо быть?
 

 

 

– Тоже (несколько примеров)

Вывод по уроку Золотое правило нравственности  – оно звучит и в русской пословице, и в высказывании Конфуция: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.  
Домашнее задание – Объяснить значение золотого правила нравственности
– Представить себя человеком 19 века и написать послание потомкам, то есть нам, сегодняшним, о том, что бы вы хотели передать, какие нравственные ценности и идеалы
– Написать письмо потомкам в 23 век о том, что бы вы хотели им передать в далекое будущее, от чего обезопасить, о чем предупредить.