Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- способствовать развитию нравственных качеств личности.
ХОД УРОКА
Организационный момент |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Погружение в проблему урока | Чтение притчи (Приложение
1) – Ребята, о чем говорится в притче? |
– О любви, о том, что в жизни во все
времена была важна она, о времени, о том, что важно
в жизни человека |
Формулировка проблемы и темы урока | – А что же означает слово ЦЕННОСТЬ? Как
вы понимаете это понятие? – А что скажут эксперты, работавшие с толковым словарем? – Какое из 3-х значений слова соответствует нашей теме? – А какова тема урока? О чем мы уже начали разговор? – Верно, но не только об этом мы будем сегодня говорить. Пока запишем часть темы «Ценности и …» –Запишем определение в тетрадь. |
– Что-то важное, необходимое, дорогое,
ценное, без чего обойтись невозможно. (Дети читают словарную статью) – Ценный предмет, явление – О человеческих ценностях. |
Словарная работа | Ценности связаны с такими понятиями,
как мораль, право, этикет, этика. С этими словами
мы не раз сталкивались в обыденной жизни.
Приведите примеры. Мораль? – Право? – Этикет? – Этика? – Посмотрите на слайд, на нем даны понятия и их значения, соотнесите их. В чем вы были правы? А что нового открыли для себя? Запишите эти понятия в тетрадь. |
– Не читай мораль, т.е. не учи меня тому,
что я знаю, понимаю; – Мораль есть у басни, это вывод, поучение, главная мысль басни – Права есть у людей, например, юридическое право, права детей и т.п. – Есть такая наука право – Правила хорошего тона, как надо себя вести в обществе – Что-то связанное с этикетом? Правила? (Дети записывают значения слов МОРАЛЬ, ПРАВО, ЭТИКЕТ, ЭТИКА) |
Работа с текстом, таблицей | – Мораль, право, этика и этикет –
источники социальных норм, и в разное время к ним
было разное отношение. Сегодня мы попробуем
проследить, как менялись эти нравственные
ценности и идеалы на протяжении двух веков –
каковы они были в веке 19 и каковы сейчас. – Если о современности мы можем сказать, почерпнув сведения из личного опыта, то откуда мы узнаем о веке 19? – Сегодня вы познакомитесь с частью исследовательской работы, которая называется «Нравственная система русского дворянства». Ваша задача – внимательно прочитать статью, заполнить таблицу. – Итак, что мы можем сказать о нравственных ценностях и идеалах русского дворянства 19 века? – Таким образом, мы можем сказать, что воспитание заключалось в органичном единстве моральных (этических и этичных норм). |
– Из художественной литературы, уроки
истории, фильмы о той эпохе, биографии писателей
и поэтов, их письма, дневники. Делается вывод по таблице |
Анализ литературных произведений | – Русская литература во все века и
времена поражала читателей глубиной анализа
поставленных нравственных проблем. Не одно
поколение решало для себя вопросы морального
выбора, противостояния добра и зла, верности
долгу и предательства, любви и ненависти, чести,
достоинства, опираясь на лучшие произведения А.
С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л.
Н. Толстого. (Обобщающая беседа по повести А.С.
Пушкина «Капитанская дочка» – Однако не только
для Петра Гринева нравственность является
природным свойством натуры, но и другие герои
поступают в соответствии со своим нравственным
идеалом и учат читателей различать добро и зло.
Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич,
который в обыденной жизни во всем подчиняется
своей жене, в экстремальной ситуации организует
оборону крепости, не желает сдаться на милость
Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать:
дело служивое!» На вопрос Пугачева «Как ты смел
противиться мне, своему государю?» комендант,
изнемогая от раны, собрал последние силы и
отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты
вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа
Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым
каторжником» и, погибая, остается верна чувству
любви и гордости за своего мужа. – Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» являются органичным, естественным свойством натуры, делают героев идеалом настоящего человека. |
– Герой повести – Петр Гринев – во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного. – Марья Ивановна, которая в начале повести
кажется тихой, скромной, даже не очень
привлекательной, трусливой девушкой,
впоследствии проявляет лучшие свои качества.
Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости
от Швабрина, больная, она отказывается выйти за
него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше
решилась умереть, и умру, если меня не избавят». |
Работа с таблицей | – Вот мы назвали с вами ценности и
идеалы 19 века. А наш, 21 век? Какие ценности
характерны для нашего времени? Запишите во
вторую часть таблицы те ценности, которые
кажутся вас наиболее важными сейчас. (спросить 2-3
человек) – Почему вы выбрали именно эти ценности? – Есть общее? А в чем отличие? – В 19 веке ставка делалась на духовное, нравственное воспитание человека. В 19 веке считалось недостойным оскорбить человека, унизить его. А в наше время – хотели бы вы, чтобы по отношению к вам проявляли подобное? Какие бы еще отрицательные качества вы могли бы назвать? |
(Работа с таблицей) Отвечают,
объясняют, почему выбрали то или другое – Конечно, нет |
Анализ литературных произведений | – А эти негативные проявления
характерны только для нашего времени? – Приведите пример из русской литературы 19 века? Докажите. – «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми» –Можно ли смех назвать положительным героем и почему? – «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех». Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех – это то, заставляет человека быть человеком. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека |
– Нет, люди так поступали всегда.
– Н.В. Гоголь «Ревизор».
– Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки. |
Формулировка второй темы | – Слово идеал уже несколько раз
прозвучало на нашем уроке. А что же такое идеал? – Понятие ценностей и идеала неразрывно связаны. Это понятие и будет вторым словом нашего урока. (Записываем тему и значение слова идеал) – Дома вы расспрашивали родителей о том, что являлось идеалом их детства и юности, кто был их кумиром. – А ваши? – А можно поставить знак равенства между понятиями кумир и идеал? Почему? |
– Идеал – это что-то наивысшее,
самое лучшее. Отвечают несколько детей. – Да, можно, это практически одно и то же |
Спор | – Действительно, можем, ведь и кумир и
идеал по сути одно и то же. – А я бы поспорила. Кумир – это всегда человек, которого мы любим за талант, достижения, какую-то избранность, прощаем им их слабости и недостатки, а идеал – это и система поведения, и нормы, которым следует человек, и качества, которые мы бы хотели в себе иметь или воспитать. Не случайно в 19 веке идеалами были идеи Свободы, Равенства, Милосердия, а кумиры, такие как Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь в своем творчестве их воплощали. – За свои идеалы готовы были и шли на смерть. – А в наше время? – Но это ситуации экстремальные. Сложно предугадать, как поведет себя человек в них. А в обычной жизни? Чем же руководствоваться? Что будет являться главной ценностью и идеалом поведения? Каким надо быть? |
– Тоже (несколько примеров) |
Вывод по уроку | Золотое правило нравственности – оно звучит и в русской пословице, и в высказывании Конфуция: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. | |
Домашнее задание | – Объяснить значение золотого правила
нравственности – Представить себя человеком 19 века и написать послание потомкам, то есть нам, сегодняшним, о том, что бы вы хотели передать, какие нравственные ценности и идеалы – Написать письмо потомкам в 23 век о том, что бы вы хотели им передать в далекое будущее, от чего обезопасить, о чем предупредить. |