Урок русского языка по теме "Суффикс как часть слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель педагогической деятельности:

  • создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком. Формировать умение распознавать и выделять суффиксы в словах;
  • создать условия для формирования мобильности и самостоятельности учащихся, умения работать в парах, в группах, вести учебный диалог;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • научатся: выделять суффикс как часть слова, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь;
    • получат возможность научиться: образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов.
  • Метапредметные:
    • логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;
    • регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
    • познавательные: знают что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;
    • коммуникативные :уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование вопросов.
  • Личностные: владеть приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

У. Приветствую вас на уроке русского языка. Чтобы все у нас сегодня получилось, какие качества нам пригодятся? Кто будет вашим помощником на уроке? Пожмите соседу руку и пожелайте удачи.
– Какие условные обозначения вы видите на доске?
– Что вы можете сказать о содержании нашего урока?
Д. Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык, откроем «Тайну языка» (ключ)
У. Посмотрите на экран. Что вы здесь видите?
Д. Мы видим вопросы.
У. А как вы догадались?
Д. В конце предложений стоит вопросительный знак.

2. Актуализация знаний

У. Предлагаю вам поработать в парах и задать друг другу вопросы. Ребята 1 варианта задают первый вопрос второму варианту, начиная словами: «Как ты думаешь…?». Ребята 2 варианта отвечают, начиная словами «Я думаю…». На втором вопросе меняетесь ролями.
– А как вы проверите, правильно ответил ваш сосед по парте или нет?

Д. Прочитаем правило в учебнике.

Вопросы на экране и у детей на партах.

– Что такое корень?
– Что такое окончание?
– А теперь продолжите совместную работу и распределите данные на доске слова на 2 группы: однокоренные слова и формы одного слова.

Вода, воды, водичка, водой, водный, водитель

Пара, закончившая первой, показывает у доски, дети анализируют свои ответы.

Д. Работают в паре. Распределяют слова в два столбика.

Вода водичка
воды водный
водой

Определяют лишнее слово. (Лишнее слово – «водитель», т.к. имеет другое значение.)

– Проверьте в парах правильность выполнения задания.

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

У. Итак, мы доказали, что слова «водичка» и «водный» – однокоренные. Выделили корень, показали окончание. А теперь попробуем определить, с помощью какой части образовались эти слова.
– Вы можете сказать как называются эти части?
– Откройте учебники прочитайте тему урока.
– Какое слово в теме для вас непонятно?
Д. (Выделяют слово) Слово «суффикс».
У. Какую цель мы перед собой поставим?
Д. Познакомиться с новой частью слова суффиксом, его ролью в слове и научиться находить суффикс в словах

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

У. Посмотрите вновь на наши слова водный водичка . Можете ли вы уже что то сказать о суффиксе?
Д. Найденные нами части ичк и н стоят после корня. Значит суффикс стоит после корня и с помощью него были образованы новые слова.
У. Где мы можем проверить правильность наших мыслей.
– Прочитайте правило в учебнике.
– Есть ли в правиле еще что то, о чем мы не сказали?
– Выделите суффиксы в наших словах.
– Какой цели урока мы уже достигли?
Д. Узнали что такое суффикс и какова его роль в слове.
– А теперь поработаем а группах.
– У каждой группы лежит карточка со словами. Как вы думаете что вам нужно будет сделать?
Д. (Определяют задание.) Найти суффиксы в словах.
У. А можно ли сразу найти суффикс в слове?
Дети делают вывод:
– Мы не можем сразу выделить суффикс.
У. Разделитесь на группы (по 4 человека). С помощью данных слов определите порядок нахождения суффикса. На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.
– Где мы можем проверить правильность составленного нами алгоритма?
Д. Можем проверить по учебнику.
Работают с правилом.

5. Первичное осмысление и закрепление

Самостоятельная работа (упр.2) с самопроверкой по эталону
Самостоятельно работают в тетрадях.
– Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом
(Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу.)

6. Итог урока

– Какие были затруднения?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Достигли ли мы этих целей?

7. Рефлексия

  • Я узнал сегодня…
  • Я научился сегодня…
  • Мне было трудно…