Цель педагогической деятельности:
- создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком. Формировать умение распознавать и выделять суффиксы в словах;
- создать условия для формирования мобильности и самостоятельности учащихся, умения работать в парах, в группах, вести учебный диалог;
- создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- научатся: выделять суффикс как часть слова, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь;
- получат возможность научиться: образовывать слова с заданными суффиксами и определять значение суффиксов.
- Метапредметные:
- логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;
- регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- познавательные: знают что такое суффикс, владеют последовательностью действий при обозначении суффикса;
- коммуникативные :уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование вопросов.
- Личностные: владеть приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
У. Приветствую вас на уроке русского
языка. Чтобы все у нас сегодня получилось, какие
качества нам пригодятся? Кто будет вашим
помощником на уроке? Пожмите соседу руку и
пожелайте удачи.
– Какие условные обозначения вы видите на доске?
– Что вы можете сказать о содержании нашего
урока?
Д. Сегодня мы будем говорить о том, как
устроен наш язык, откроем «Тайну языка» (ключ)
У. Посмотрите на экран. Что вы здесь
видите?
Д. Мы видим вопросы.
У. А как вы догадались?
Д. В конце предложений стоит
вопросительный знак.
2. Актуализация знаний
У. Предлагаю вам поработать в парах и
задать друг другу вопросы. Ребята 1 варианта
задают первый вопрос второму варианту, начиная
словами: «Как ты думаешь…?». Ребята 2 варианта
отвечают, начиная словами «Я думаю…». На втором
вопросе меняетесь ролями.
– А как вы проверите, правильно ответил ваш сосед
по парте или нет?
Д. Прочитаем правило в учебнике.
Вопросы на экране и у детей на партах.
– Что такое корень?
– Что такое окончание?
– А теперь продолжите совместную работу и
распределите данные на доске слова на 2 группы:
однокоренные слова и формы одного слова.
Вода, воды, водичка, водой, водный, водитель
Пара, закончившая первой, показывает у доски, дети анализируют свои ответы.
Д. Работают в паре. Распределяют слова в два столбика.
Вода водичка
воды водный
водой
Определяют лишнее слово. (Лишнее слово – «водитель», т.к. имеет другое значение.)
– Проверьте в парах правильность выполнения задания.
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
У. Итак, мы доказали, что слова
«водичка» и «водный» – однокоренные. Выделили
корень, показали окончание. А теперь попробуем
определить, с помощью какой части образовались
эти слова.
– Вы можете сказать как называются эти части?
– Откройте учебники прочитайте тему урока.
– Какое слово в теме для вас непонятно?
Д. (Выделяют слово) Слово «суффикс».
У. Какую цель мы перед собой поставим?
Д. Познакомиться с новой частью слова
суффиксом, его ролью в слове и научиться находить
суффикс в словах
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
У. Посмотрите вновь на наши слова водный
водичка . Можете ли вы уже что то сказать о
суффиксе?
Д. Найденные нами части ичк и н стоят
после корня. Значит суффикс стоит после корня и с
помощью него были образованы новые слова.
У. Где мы можем проверить правильность
наших мыслей.
– Прочитайте правило в учебнике.
– Есть ли в правиле еще что то, о чем мы не
сказали?
– Выделите суффиксы в наших словах.
– Какой цели урока мы уже достигли?
Д. Узнали что такое суффикс и какова его
роль в слове.
– А теперь поработаем а группах.
– У каждой группы лежит карточка со словами. Как
вы думаете что вам нужно будет сделать?
Д. (Определяют задание.) Найти
суффиксы в словах.
У. А можно ли сразу найти суффикс в
слове?
Дети делают вывод:
– Мы не можем сразу выделить суффикс.
У. Разделитесь на группы (по 4 человека).
С помощью данных слов определите порядок
нахождения суффикса. На листе бумаги покажите
схематично с помощью условных знаков порядок
нахождения суффиксов.
– Где мы можем проверить правильность
составленного нами алгоритма?
Д. Можем проверить по учебнику.
Работают с правилом.
5. Первичное осмысление и закрепление
Самостоятельная работа (упр.2) с самопроверкой
по эталону
Самостоятельно работают в тетрадях.
– Вставьте слова, выделите в словах окончание,
корень и суффикс, пользуясь алгоритмом
(Выполняют самостоятельную работу и проверяют
её, сравнивая с образцом. Оценивают свою работу.)
6. Итог урока
– Какие были затруднения?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Достигли ли мы этих целей?
7. Рефлексия
- Я узнал сегодня…
- Я научился сегодня…
- Мне было трудно…