Нарушение чтения и письма у детей чаще возникает в результате недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Важное значение для развития письменной речи имеет сознательный анализ составляющих её звуков. Чтобы обозначить тот или Инной звук буквой при письме, необходимо выделить его из слова и обобщить выделенный звук в фонему. Таким образом, умение выделить фонемы в слове и правильно их дифференцировать является одним из самых необходимых условий для развития звукового анализа. Поэтому работа ведётся по нескольким направлениям:
- Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
- Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа.
- Формирование связной речи.
- Развитие мышления, памяти, внимания зрительного и слухового.
- Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом работы на логопункте общеобразовательной школы с детьми по преодолению специфических ошибок чтения и письма. Данные занятия даны для второго класса, по программе Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов.
Цель: Учить различать звуки и буквы. Расширение словарного запаса. Развитие фонематических процессов, внимания, памяти, мелкой моторики. Развитие связанной речи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые линейки, пластилин, набор букв.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева, присаживайтесь.
1. Отгадайте загадки.
а) Была зелёной маленькой
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
б) Низок, да колюч.
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
– Как одним словом назвать вишню и крыжовник? (ягоды)
– Назвать третий звук в слове вишня? (Ш)
– Какой четвёртый звук в слове крыжовник? (Ж)
Выставляются предметные картинки и буквы.
– Скажите, какая сегодня тема нашего урока? ( Звуки и буквы Ш – Ж)
2. Сообщение темы.
Сегодня мы продолжаем работу по дифференциации (различению) звуков и букв Ш –Ж.
а) Характеристика работы органов артикуляции.
губы | зубы | язык | Голосовые складки | |
Ш | Широкая трубочка | сомкнуты | чашечкой | Не работают |
Ж | Широкая трубочка | сомкнуты | чашечкой | работают |
б) Характеристика звуков:
– Какой буквой на письме, обозначается звук Ш и Ж?
– Сколько элементов у буквы Ш и Ж?
– Какие органы артикуляции работают одинаково?
– На что похожа буква Ш (сломанная расческа), а буква Ж (на жука) (Выставляются образы букв)
3. Работа в тетради.
Записали число, месяц, день недели.
А) работа со звуками:
Графический диктант, записать только буквы Ш или Ж, из диктуемых слов крыша, крыжовник, камыш, доска, лужи, ежи, чулки, мышка. Проверка: на доске буквы ( Ш, Ж, Ш, -, Ж, Ж, -, Ш)
б) работа со слогами:
Диктуемые слова поделить на слоги и записать только слоги со звуками Ш и Ж
Пирожок, машина, ножницы, галоши, мешок, жаворонок, жаба, кукушка, мышка. Проверка записанных слогов ( ши, нож, ши, жа, жа, куш, мыш).
4. Физминутка.
Вышли мышки, как-то раз
Поглядеть который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири,
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мышки вон!
в) Продолжаем работу в тетради.
Составить схемы предложений по картинкам, надписать над схемами буквы Ш и Ж, и записать в тетрадь. После записи, проверка.
г) Работа с текстом.
Прочитать текст, вставить пропущенные буквы Ш – Ж.
Зима не всегда злая с её морозами и сне-ными метелями. Бывают и хоро-ие деньки. Замечательно, когда падает сне-ок в тихую погоду. Несутся, слегка кру-атся сне--инки в воздухе. Ло-атся на землю, на кры-и домов. Ти-ина. Да-е сне-ок не скрипит под ногами. Прислу-ае-ься и услы-и-ь, как -ур-ат сне-инки. Подставь ладо-ку – серебристые сне-инки сразу тают.
Проверка. Сколько букв Ж – 9 , Ш – 10.
5. Слепить и пластилина буквы Ш и Ж.
6. Итог урока.
Методическая литература:
- Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». СПб., 1944.
- Волин В.В. «Учимся играя» Москва, 1994г.
- Лопухина И.С. «Логопедия, упражнения для развития речи» СПб., 1997.
- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва, 1997.