Урок окружающего мира по теме "Известное море Черное – неизвестное". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: формирование и систематизация знаний о растительном и животном мире Чёрного моря.

Задачи урока.

  • Учить выделять главное в тексте, записывать информацию, используя ключевые слова.
  • Содействовать развитию познавательного интереса.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование: “Шкатулка Чёрного моря”, карта моря, фотографии, слайды.

Урок построен по ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Основной прием: “Бортовой журнал”.

Ход урока

1. Подготовка к изучению новой темы.

– Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в глубины Чёрного моря. Знания, которые мы получим, будем записывать в “Бортовой журнал”. Работать будем в парах, а результатами делиться со всеми. Чтобы наш урок получился увлекательным и познавательным, будем соблюдать определенные правила:

  • Отвечает только тот, кто поднимает руку.
  • Не повторяем того, что уже сказано.
  • Будем активными.
  • Не перебиваем говорящего, умеем слушать.

– На карте прикреплены магнитами названия растений, рыб и птиц Чёрного моря. Читаем их и определяем направление изучения.

  1. Растения.
  2. Птицы.
  3. Рыбы.

Сначала исследуем растительный мир, затем узнаем новое о рыбах, потом познакомимся с птицами.

Учащиеся получают лист “Бортовой журнал” с таблицей.

В глубинах моря: Предположения Новая информация
Что нам известно по данной теме? Что нового мы узнали из слайда? Что нового мы узнали из текста?
Растения
Рыбы
Птицы
     

Далее весь материал урока делится на смысловые части.

– В нашей “Шкатулке” несколько свитков с текстами. Они нам понадобятся по мере знакомства с морем.

2. Изучение новой темы.

Работа с каждой смысловой частью темы проходит в три этапа: вызов-осмысление-рефлексия.

Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть “ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ” “бортового журнала”.

На смысловой стадии дети читают текст и продолжают работу с таблицей “бортового журнала”: один из учеников в паре работает со списком в графе “ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ”, ставит знаки “+” или “-”, в зависимости от правильности предположений; второй записывает новую информацию в графу “НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ”.

На стадии рефлексии идет подведение итогов: сопоставление двух частей “бортового журнала”.

– Начнем мы наше путешествие со знакомства с растениями Чёрного моря. Обсудите в парах ваши предположения, какая растительность может быть в море, и запишите их в левую часть таблицы.

– А сейчас посмотрите на слад и поработайте с “бортовым журналом”.

Один из вас оценит правильность ваших предположений, а другой запишет новую информацию в правую часть таблицы.

Теперь прочитайте текст и дополните свою работу.

– Что вы узнали о растительности Чёрного моря?

Текст “Растения моря”

Водные растения Чёрного моря осваивают различные участки. Водоросли занимают обширные морские пространства, концентрируясь вдоль мелких побережий. Это бесцветковые растения без стеблей, корней или листьев. Водоросли имеют самые разнообразные формы.

Некоторые из них живут на морском дне мелководий (это фитобентос), покрывая камни, скалы, раковины или подножия пирсов зелёными матами, состоящими из мельчайших клеток, разглядеть которые можно лишь при сильном увеличении.

Другая группа водорослей живёт в толще воды, в слоях, куда проникает свет. Это фитопланктон. Загрязнение воды, повышение её мутности, угнетает жизнь фитопланктона. Для роста водорослям нужны питательные вещества – соединения азота и фосфора. Эти элементы играют важную роль в метаболизме клеток.

Цветковые морские растения, или макрофиты, живут в прибрежье, укореняясь на морском дне. Макрофиты образуют заросли, подобные лугам. Поэтому их также называют морскими лугами. Они размножаются как цветковые растения, но опыление происходит под водой. Из шести морских высших растений самым распространённым видом является морская трава зостера.

Морские луга создают особые экологические условия, сокращая силу волн и укрепляя морское дно. В экосистеме Чёрного моря виды бентических водорослей играют очень важную роль. Помимо продуцирования органического вещества они обеспечивают укрытие и среду для мелких донных рыб, ракообразных и моллюсков и защищают их от хищников.

– Продолжаем наше путешествие и подумаем, что мы знаем о рыбах Чёрного моря. Обсудите в парах и запишите их в левую часть таблицы.

– А сейчас посмотрите на слад и поработайте с “бортовым журналом” и запишите новую информацию в правую часть таблицы.

Теперь прочитайте текст и оцените свою работу.

– Что вы узнали о рыбах Чёрного моря?

Текст “Рыбы”

Рыбы могут осваивать самые разные участки морской среды, начиная от мелководий и заканчивая огромными океаническими глубинами. Рыбы Чёрного моря включают в себя представителей трёх классов.

Один из них круглоротые, объединяющий представителей очень древней группы примитивных позвоночных животных, ведущих происхождение от древних рыб. Круглоротые появились около 400 млн. лет назад. К ним принадлежат, например, миноги, которые отличаются отсутствием челюстей и круглой формой рта, похожего на присоску. Миноги размножаются только в пресной воде, мигрируя для этого в реки. После выхода из икринки они в течение 4-5 лет живут в реке и после дальнейшего превращения выходят в море в виде взрослых особей. Взрослые особи ведут паразитический образ жизни, присасываясь к телам крупных рыб, питаясь их соками. Через 3-4 года взрослые миноги мигрируют в пресные воды для размножения, после которого погибают. В Чёрном море зарегистрировано всего несколько видов круглоротых. Имеются сообщения, что их численность значительно сократилась и в настоящее время они находятся под угрозой исчезновения.

Другой класс – это хрящевые рыбы, к которым относятся акулы и скаты. Это также очень древние и довольно примитивные рыбы. От других видов они отличаются такими чертами, как хрящевой скелет, наличие пяти (иногда 6-7) жаберных щелей и отсутствие плавательного пузыря, рядом других признаков.

Чёрное море небогато акулами, здесь обитает только два вида акул: катран и кошачья акула – сциллиум.

Катран ведёт придонный образ жизни и редко достигает 120 см в длину. Катран имеет одну колючку в спинном плавнике. По образу жизни это типичный хищник, который, однако, не представляет угрозы для человека. Его мясо употребляют в пищу, а из печени извлекают масло и витамины. Популяция катрана в Чёрном море сильно сократилась из-за перелова, и сейчас этот вид находится под угрозой исчезновения.

В отличие от акул скаты имеют плоское тело и хвост в форме удлиненного хлыста. В Чёрном море водится два вида скатов – морской кот и морская лисица. Черноморские скаты живут на дне, зарываясь в песок. Они питаются мелкими беспозвоночными и рыбой. В хвосте морского кота есть, по крайней мере, один зазубренный ядовитый шип, который опасен для человека. У морской лисицы шипами усеяна вся верхняя часть тела, имеются они и на хвосте. Эти шипы, однако, не ядовиты и не несут опасности для человека.

Морская лисица, как и катран, имеет хозяйственную ценность и интенсивно отлавливается.

Наиболее богатыми по числу видов являются костные рыбы. Их отличительными чертами является наличие лёгкого и прочного костного скелета, жаберных крышек и плавательного пузыря. Костные рыбы осваивают самые разнообразные участки Чёрного моря. Их длина варьирует от 5 см (например, бычок-жаба) и до 400см (например, белуга).

К наиболее известным видам относятся стайные, живущие в пелагиале, хамса, сардина, пеламида и луфарь, а также ведущие придонный образ жизни мерланг и барабулька.

Морская игла и морской конек обитают в зарослях водорослей, где они искусно маскируются, защищаясь так от хищников.

Довольно мелкая морская собачка живёт в расщелинах между скалами и среди камней, на глубине, не превышающей 10 см.

Время от времени они выпрыгивают из воды, принимая короткую “солнечную ванну”.

Камбаловые рыбы (камбала-калкан, тюрбо, морской язык) живут на морском дне и имеют ряд интересных черт. На стадии мальков они неотличимы от других рыб. Затем происходит процесс изменения, в ходе которого их глаза перемещаются на один бок. Этот бок превращается в спину камбалы. Другой бок, который становится нижней стороной тела, приобретает светлую окраску, а верхняя сторона (на ней располагаются глаза) приобретает почти неотличимый от донного грунта цвет. Во время охоты камбалы всплывают над морским дном, ловят добычу и вновь ложатся на дно.

Черноморские рыбы, ведущие придонный образ жизни, питаются мелкими беспозвоночными, такими как артроподы, моллюски и кольчатые черви.

Хамса и сардина практически полностью покрывают свои потребности в пище за счёт зоопланктона. Крупные рыбы, такие как атлантическая пеламида и луфарь, ведут охоту на рыб, которые мельче их по размеру. У взрослых и молодых особей предпочтения в пище могут меняться. В Чёрном море редко встречаются растительноядные виды.

Среди рыб довольно важным этапом развития является миграция. Рыбы обычно совершают миграцию в зимний период, откочёвывая в места с лучшими условиями питания или в районы, где происходит их размножение.

– И, наконец, познакомимся с птицами Чёрного моря. Мы их часто видим, подкармливаем, но, может, вам известно больше морских птиц, запишите их названия в левую часть таблицы.

– А сейчас посмотрите на слад и поработайте с “бортовым журналом”.

Сравните свои записи с новой информацией.

Теперь прочитайте текст и добавьте недостающее.

– Что вы узнали о птицах Чёрного моря?

Текст “Птицы”

Чёрное море предоставляет птицам разнообразные местообитания. Большая часть видов птиц связана с черноморским побережьем; здесь они питаются и размножаются. Следовательно, особенности побережья являются наиболее важным фактором при выборе птицами местообитаний. Крупные реки, впадающие в Чёрное море с севера, образуют дельты и лагуны (мелкие озера, соединённые с морем); Азовское море можно рассматривать как крупнейшую лагуну. Вода в этих зонах имеет низкую солёность и более мутная из-за взвесей, приносимых реками. Эта вода богата минеральными веществами. Подобные особенности обеспечивают прекрасные условия для нереста рыб. И когда в лагуны и речные дельты устремляются стаи рыб, это привлекает сотни тысяч крачек и чаек, устраивающих гнездовья в прибрежных болотах и на песчаных дюнах. Здесь находятся основные репродуктивные колонии средиземноморской чайки и морского голубка.

Южное побережье Чёрного моря имеет свои отличия. Горные хребты здесь идут параллельно морю, глубина которого быстро возрастает. Воды южного берега более чистые и прозрачные. На скалистых островках, тянущихся вдоль побережья Турции, устраивают гнездовья бакланы и средиземноморская хохотунья.

Устья рек являются зонами, привлекающими множество птиц. Пеликаны, бакланы и крачки образуют гнездовые колонии в этих зонах, где смешивается солёная и пресная вода. Важнейшими местообитаниями птиц являются устья крупных рек, таких как Днепр, Днестр, Дунай, Сакарья, Кызыл-Ирмак, Ешиль-Ирмак и Чорох.

Птицы осваивают не только прибрежные, но и открытые морские участки. В открытом море живёт, например, буревестник, питающийся и отдыхающий здесь же. Буревестник выходит на сушу только в период гнездования. С приходом зимы многие виды рыб, в том числе хамса и европейская сардина, откочёвывают к побережью Турции. В это же время здесь образуются многочисленные группы птиц, включая чаек, бакланов, буревестника и других рыбоядных видов.

Пищей околоводных птиц являются, помимо рыбы, водные растения и беспозвоночные. Только рыбой питаются пеликаны, буревестник, сизая чайка, баклан и обыкновенная крачка. Хохлатая чернеть питается мелкими беспозвоночными, живущими в иле на морском дне, а другие утиные, в том числе гага и гоголь, питаются донными мидиями. Лебеди и лысухи едят водоросли в чистых водах гаваней, поганки предпочитают смешанную пищу, состоящую из мелкой рыбы и беспозвоночных. Объекты питания могут значительно меняться от сезона к сезону. Например, средиземноморская чайка летом гнездится неподалеку от северных побережий Чёрного моря и ищет пищу в степи и на полях. Зимой она возвращается к морю, где переходит на питание рыбой. Чайка хорошо адаптировалась к условиям, которые определяются деятельностью человека, и быстро освоила новые источники пищи. Многие чайки следуют за рыболовецкими лодками, хватая бросовую рыбу и остатки приманки и иные отбросы. Она частый посетитель свалок, где подбирает всё, что можно использовать в пищу. Она не прочь полакомиться падалью. На суше чайки часто преследуют тракторы во время пахоты, собирая насекомых и иных обитателей почвы, оказавшихся на поверхности вспаханной земли.

3. Рефлексия по мере изучения.

Демонстрация слайдов презентации: растения, рыбы, птицы Чёрного моря.

Сопоставляем две части “бортового журнала”, обсуждаем, дописываем и уточняем полученную информацию.

Итог. Рассказываем, что заинтересовало, удивило, о чём ещё хотелось бы узнать, какие вопросы возникли.

4. Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщения о Чёрном море для страниц газеты.
  2. Для использования на викторинах составить:
  • вопросы для игры “Верно ли, что…….”;
  • “тройки” для игры “Третий лишний”.

Используемая литература

  1. “Шкатулка Чёрного моря”.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Издательство “Каро”, Санкт-Петербург, 2009.