Конспект занятия по теме "Звуки [к], [к']. Буквы К, к" на лексическом материале "Насекомые"

Разделы: Логопедия


Цель: развитие фонематического восприятия.

Программное содержание:

  • Актуализировать словарь по теме “Насекомые”;
  • Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звуков [К] – [К’];
  • Закреплять образ буквы К;
  • Тренировать умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные на слух;
  • Отрабатывать умение выделять одинаковый звук в словах;
  • Продолжать формировать умение определять примерное место звука в слове;
  • Уточнять понимание значения предлогов В, НА, НАД, ПОД, ЗА;
  • Учить узнавать предлог на фоне предложения;
  • Работать над закреплением умения отвечать на вопрос полным предложением;
  • Развивать мелкую моторику, выполняя самомассаж ладоней и выкладывание буквы из палочек,
  • Развивать зрительное внимание и зрительную память;
  • Способствовать развитию координации речи с движением;
  • Воспитывать умение слушать других;
  • Создавать предпосылки дружеских взаимоотношений между детьми.

Оборудование и материалы:

  • Телевизор, ноутбук;
  • Картинка или слайд с изображением муравейника;
  • На электронном носителе: отрывок из м/ф “Приключения муравья”, 7 слайдов “заколдованной картины”; буква К из палочек;
  • Игрушки: муравей, кузнечик, паук, паутина;
  • Картинки-символы для составления характеристики звука;
  • “Дорожка”, шишки, палочки;
  • Волшебный цветок с заданиями;
  • Мяч;
  • Картинки, с изображениями насекомых для игр “звуковые жучки” (жук, жуки, паук, пауки, стрекоза, стрекозы, комар, комары, бабочка, бабочки) и “разноцветные гусеницы” (бабочка, паук, таракан, комар, жук, стрекоза.)
  • Синие и зелёные жучки для каждого;
  • Разноцветные гусеницы для каждого;
  • Большая ромашка на ковролине, насекомые для игры “Ромашка и насекомые”;
  • Карточки-схемы предлогов В, НА, НАД, ПОД, ЗА;
  • Разноцветные бабочки зелёные, жёлтые и красные (по 5 шт. каждого цвета).

Предварительная работа:

  • Логопедическое занятие “Знакомство со звуками [К] – [К’]”;
  • Занятия по лексической теме “Насекомые”;
  • Разучивание физминутки “Пауки”;
  • Просмотр м/ф по мотивам произведения Бианки “Муравьишка – Хвастунишка.

1. Организационный момент.

Дети здороваются с гостями и садятся.

Логопед загадывает загадку.

В городочке у пня –
Суета, беготня,
Тут народец рабочий
Снуёт и хлопочет. (Муравейник.)

Демонстрация картинки.

Логопед:

– Как вы догадались, что это муравейник? (Муравьи всё время работают, что-то куда-то несут, быстро бегают; муравейники часто бывают у пней, у деревьев.)

– Кто живёт в муравейнике? (В муравейнике живут муравьи.)

Логопед рассказывает:

– Однажды вечером, прямо перед закрытием муравейника, один муравьишка-шалунишка забрался высоко на берёзу и …(показ отрывка из м/ф “Приключения муравья” как муравей улетает на листочке)
– подхватил ветерок листок и унёс его на восток, оказался муравьишка на незнакомой полянке. А солнце уже садится, муравейник вот-вот закроется.

Хотел было наш шалунишка домой бежать со всех ног, чтобы к закрытию поспеть, да не тут-то было: сразу за полянкой открылась перед ним большая пропасть, которую не обойти, а прыгать муравьишка и не умеет.

Вдруг, откуда ни возьмись, выскочил на полянку Кузнечик.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед рассказывает:

– Здравствуй, Муравьишка, чего пригорюнился?
– Здравствуй, Кузнечик! Как же мне не тужить, не горевать, был я дома, залез на берёзу, да подхватил ветерок листок и унёс его на восток…
– Ой, как здорово, я услышал свой любимый звук.
– Ребята, послушайте слова и попробуйте догадаться, какой звук нравится Кузнечику: ветерок, листок, восток. (Кузнечику нравится звук [К].)

Если дети затрудняются, помочь вопросом: Какой последний звук в этих словах?

– А как вы думаете, почему звук [К] нравится Кузнечику? (Слово Кузнечик начинается и заканчивается на звук [К]).

3. Составление характеристики звука [К].

– Ветерок, листок, восток – распевал Кузнечик, – как красиво звучит ККК…
– Ребята, произнесите звук [К] вместе с Кузнечиком. Как вы думаете, он гласный или согласный? Почему? (Звук [К] согласный, потому что его нельзя петь, есть преграда для воздуха.)
– Что мешает воздуху, когда мы говорим этот звук? (язычок поднимается сзади и мешает воздуху). На доску прикрепляется схематическое изображение преграды.
– Мы говорим звук [К] твёрдо, попробуйте, сказать его мягко, с улыбочкой. Получается? (Да: [К’], [К’], [К’].)
– Значит, есть звук [К] – твёрдый и [К’] – мягкий. На доску прикрепляются синий и зелёный прямоугольники.
– Как вы думаете, звук [К] звонкий или глухой? (глухой) Почему? (потому что голосок спит). На доску прикрепляется перечёркнутый колокольчик.

Итак, какой звук [К]? (Дети делают обобщение: звук [К] согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой.)

4. Обозначение звука буквой.

Логопед:

– Пока мы с вами говорили о звуке [К], Кузнечик нашёл три палочки и выложил букву К. А вы сможете? (Да.)
– Давайте, пройдём на дорожку, где вы сможете найти подходящие палочки, чтобы выложить букву.

Дети подходят к дорожке, на которой лежат палочки и шишки.

– Из чего удобнее сложить букву К из палочек или из шишек? (Из палочек.)

– Конечно, из палочек. Зато шишками удобно разогреть руки, чтобы они стали более ловкими. Возьмите каждый по шишке и покатайте между ладонями, чтобы они стали тёплыми. Почувствовали тепло? А теперь возьмите по три палочки, вернитесь на свои места и сложите букву К.

Дети садятся за столы и выкладывают букву К.

– Проверьте, правильно ли вы сложили.


Слайд 1

Логопед прикрепляет на доску букву К.

– Давайте ещё раз повторим, какой звук [К]? (Звук [К] согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой.)

5. Физкультминутка.

Логопед рассказывает:

Кузнечик продолжал радоваться своему любимому звуку, он хотел, чтобы и муравьишка с ним поиграл, но муравьишке было совсем не весело.

– Я домой хочу, – хныкал муравьишка, – а мне пропасть не перепрыгнуть…

– Ну, хорошо, – сказал Кузнечик, – я тебе помогу. Садись. Подпрыгнул и полетел, и вдруг рраз, резко остановился Кузнечик и упал Муравьишка во что-то липкое, лапки прилипли, пошевелиться трудно. И Кузнечик рядом бьётся, не может освободиться.

– Куда попали Муравьишка и Кузнечик? (Они попали в паутину.)

А вот уж и хозяин к ним поспешает, лапки свои потирает. Кто хозяин? (Паук.) Давайте, немного разомнёмся и изобразим пауков.

Дети встают рядом со своими стульчиками, выполняют физкультминутку.

Пауки пузатые, (Руки соединены впереди, имитируя большой.)
Брюшки полосатые, (Живот. Наклоны в стороны.)
Ходят на восьми ногах, (Ходьба на месте с подниманием рук вверх и опусканием через стороны вниз.)
Паутину вьют в углах.
Мухи чёрные летают, (Круговые движения вытянутыми в стороны.)
В паутину попадают – (Руками вперед – назад.)
Не порвёшь его сетей, (Руки перед грудью; рывки согнутыми в локтях Остаются мухи в ней . руками и вытянутыми в стороны руками (2 раза))

6. Задания паука.

Логопед рассказывает:

Обрадовался паук добыче:

– Ага, – говорит, – славный у меня будет ужин.

Взмолились Кузнечик и Муравьишка:

– Не ешь нас, Паук Паукович, отпусти на волю, пожалуйста.
– Что ж, – говорит Паук, – за то, что меня так уважительно назвали, дам вам шанс спастись.

Вот вам волшебный цветок с 5-ю лепестками, на каждом лепестке задание. А вот заколдованная картина.


Слайд 2.

Если вы правильно выполняете задание, то открывается одна часть картины, выполните правильно все задания – расколдуете всю картину. Расколдуете картину – отпущу вас на все 4 стороны, потому что в этой картине секрет плетения паутины от моей бабушки, а сам я никак не могу её расколдовать, не могу выполнить бабулины задания. А я пока пойду, поищу себе ужин в других паутинах, скоро вернусь, не будет картины – вас съем.

– Как же мы будем выполнять задания, Паук Паукович, – возмутился Кузнечик, – ведь ни одной лапкой пошевелить невозможно.
– А вы ребят попросите, вон их сколько, сидит, на вас смотрит.
– Ребята, спасем Кузнечика и Муравьишку, сделаем задания? (Да.)

На лепестках цветка цифры от 1 до 5, расположенные не по порядку. Один ребёнок подходит, вытаскивает лепесток с цифрой 1, отдаёт логопеду. Логопед читает задание. Остальные задания выбираются аналогично.

Задание 1. Д/И “Поймай звук”.

– Послушайте названия слова. Если услышите в слове звук [К] – хлопайте в ладоши. Помните, звук [К] может быть в начале слова, а может спрятаться в середине или в конце.

Слова: насекомое, муха, комар, паук, жук, пчела, стрекоза, муравей, таракан, бабочка.

Логопед:

– Смотрите, одна часть картины открылась. Вы – молодцы. Переходим к следующему заданию.


Слайд 3.

Задание 2. Д/И “Пропавший звук” (игра с мячом, дети стоят полукругом).

В словах следующего задания звук [К] пропал. Я буду говорить начало слова, а вы добавляете звук [К] и называете какое слово получилось.

Слова: пау…, жу…, кузнечи…, , светлячо…, сверчо… .

Логопед:

– Вы правильно выполнили задание, и уже две части картины открыты.


Слайд 4.

Задание 3. Д/И “Звуковые жучки”.

– Нужно, определить какой звук в словах твёрдый или мягкий, звук [К] или [К’]. А помогут вам звуковые жучки. Если услышите [К] – поднимайте синего жучка, если [К’] – зелёного.

Логопед показывает картинки: жук, жуки, паук, пауки, стрекоза, стрекозы, комар, комары, бабочка, бабочки.

Логопед:

– Молодцы! Три части картины открыты – недолго осталось кузнечику и муравьишке томиться в паутине.

Слайд 5.

Задание 4. Д/И “Разноцветные гусеницы”.

– А разноцветные гусеницы помогут нам выполнить следующее задание паука. Нужно услышать, где в слове спрятался звук [К] в начале, в середине или в конце. Если звук в начале слова, куда положим синий квадратик? (На голову гусенице.)
– Звук в конце слова? (на хвостик)
– Звук в середине слова? (посередине)
– Всем понятно? Начинаем.

Логопед показывает картинки: бабочка, паук, таракан, комар, жук, стрекоза.

Логопед:

– Итак, осталось открыть последнюю часть – и картина расколдована!


Слайд 6.

Задание 5. Д/И “Ромашка и насекомые” (Дети стоят у ковролина).

Логопед:

– Посмотрите на ромашку. Как много здесь насекомых. Назовите их. (Пчела, бабочка, муравей, гусеница, стрекоза.) Запомните кто где сидел.
– Подул ветер и сдул всех насекомых. Надо помочь им вернуться на свои места.

Дети выполняют задания, отвечают на вопрос полным предложением, выделяют предлог.

– Где сидела бабочка? (Бабочка сидела на лепестке.) Какое маленькое слово мы слышим? (НА.) Когда говорим маленькое слово НА? (Когда предмет – наверху чего-нибудь). Посади бабочку на место.

Аналогично: пчела – в середине цветка (маленькое слово В), стрекоза – над ромашкой (маленькое слово НАД), гусеница – под листиком (маленькое слово ПОД), муравей – за ромашкой (Маленькое слово ЗА.)

Дети садятся на места.

Логопед:

– Последняя часть картины открывается.


Слайд 6.

– Вот мы и расколдовали картину.


Слайд 7.

Логопед рассказывает:

Возвращается паук:

– Ого, какие молодцы! Узнаю паутину моей бабули!!! Спасибо. Отпускаю вас, бегите на все 4 стороны.

Освободились Кузнечик и Муравьишка. Вскарабкался опять муравьишка Кузнечику на спину. Прыгнул Кузнечик и доставил муравьишку прямо к дому. Едва успел муравьишка в закрывающийся муравейник. А кузнечик к себе вернулся.

7. Итог занятия.

– Про какой звук мы сегодня говорили, спасая Муравьишку и Кузнечика? (Про звук [К]). Повторяется характеристика звука.

Подойдите ко мне.

Кому было интересно и легко – возьмите зелёную бабочку,

Кому было интересно и немного сложно – возьмите жёлтую бабочку,

Кому было сложно – возьмите красную бабочку.

Дети выбирают бабочек.

А теперь прикрепите своих бабочек на ковролин вокруг ромашки, пусть порхают и веселятся.

Логопед подводит итог, если все бабочки зелёные:

– Посмотрите, у нас все бабочки зелёные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут жёлтые или красные бабочки спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным.)

А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.