Урок окружающего мира по теме "Дикие животные: лось"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания о диких животных;
  • расширить представления о них на основе знакомства с лосем;
  • формировать умение составлять повествовательный рассказ;
  • воспитывать доброжелательное отношение к животному миру.

Оборудование: таблички: с пословицей, с новыми словами, с планом для составления рассказа, с ребусом; предметные картинки домашних и диких животных; геометрические фигуры; карточки с тестами; выставка книг.

Ход урока.

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

– Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. (Улыбаются друг другу и учителю.)

Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока, это зависит от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

– А с какой целью вы пришли на урок? (Чему-то научиться.)

На доске: Век живи – век учись! (Пословица. Постоянно узнавать что-то новое.)

– Что записано на доске? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока.

II. Актуализация знаний.

На моем столе вперемешку лежат картинки с изображением домашних и диких животных. Я загадываю загадки, ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит ее на доске.

Её мы утром гоним в стадо.
Не обижается … Так надо.
Набродится по травке вольной
И к нам домой придёт довольной.
Она для нас, как член семьи.
Мы с ней на “ты”, мы с ней – свои.
Хлопочет бабушка над ней,
Чтоб та была здорова,
И поит много-много дней
Нас молоком …(Корова.)

Что за зверь со мной играет? –
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кошка.)

Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Олень.)

Любит в лужице купаться,
Травкой сочной наслаждаться.
В тепле на солнышке лежать,
Громко хрюкать и визжать.
Он, конечно же, не львёнок,
А капризный.... (Поросенок.)

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь.)

Хвост пушистою дугой, – 
Вам знаком зверек такой? 
Острозубый, темноглазый, 
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка.)

– Перечислите еще раз отгадки.
– Как, одним словом, можно их назвать? (Животные.)
– Как вы думаете, на сколько групп можно разделить этих животных? (На 2. Домашние и дикие.)
– Чем отличаются домашние животные от диких? (Ответы детей.)
– О каких животных мы с вами разговаривали на прошлых уроках? (О домашних.)

III. Введение в тему.

1. Сообщение темы.

– А о каких животных мы с вами сегодня поведем разговор вы узнаете, если расшифруете это слово. (Ответы детей.)

– Каких диких животных вы знаете? (Перечисляют животных.)

– А о каком именно, животном, вы узнаете, если расшифруете ребус. (Расшифровывают ребус.)

– Так о ком мы будем говорить? (О лосе.)

2. Изучение нового материала.

– Посмотрите, какой красавец (показываю иллюстрации). Лось самый крупный и сильный зверь наших лесов. Это зверь растительноядный, но вступить с ним, а бой осмелится не всякий волк или медведь. Взрослые самцы бывают более 2м в высоту и весят до 570 кг.

– Посмотрите на картинку и скажите, какие большие части тела есть у лося? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.)

а) Строение лося.

– Поговорим о каждой части. ГОЛОВА какая? (Большая, тяжелая, вытянутая, узкая.)

Учитель обобщает: крупная, массивная.

– Что есть на голове? (Нос, глаза, уши, рога, рот, губы (рассказывают о каждом органе).)

Дополнения.

Нос волосатый, за исключением маленького, голого ромбовидного промежутка между ноздрями. Для чего нужен нос? ОБОНЯНИЕ.

Глаза маленькие.

– Как вы думаете, у лося хорошо или нет, развиты обоняние и зрение?

Уши большие, подвижные, длиной до 25 см, слух у них развит очень хорошо. Двигая ими во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходят в заросли, где чувствуют себя более безопасно.

Рога у самцов лопатообразные, они похожи на человеческую ладонь с раздвинутыми пальцами, по количеству этих отростков можно вычислить года зверя. Зимой рога у самцов отпадают, а к лету вырастают заново. Самки безроги.

– Кто знает, как по-другому называют лося из-за рогов? (Ответы детей.)

СОХАТЫЙ.

Рот, губы. Обратите внимание – верхняя губа очень большая и массивная, как бы вздутая, и сильно нависает над нижней.

– Что есть во рту? Лоси травоядные или хищные животные? Да, эти животные травоядные, жвачные. Как вы понимаете – жвачные? С какими из жвачных животных мы с вами уже знакомы? Почему их называют жвачными? (Ответы детей.)

Что идет после головы? (Шея.)

– Какая она? (Ответы детей.)

ШЕЯ короткая, толстая и мускулистая. Голову лось держит невысоко, поэтому холка у него сильно выделяется, а удлиненный волос на ней делает фигуру зверя сгорбленной и какой-то угрюмой. На нижней части шеи и у самца и у самки имеется кожный вырост – “серьга”, назначение которой неясно. “Серьга” бывает не у каждого лося и достигает особенно большого размера, до 30–40 сантиметров, у трех-четырехлетних особей.

– Шея плавно переходит …(в туловище).

– Какое оно? (Ответы детей.)

ТУЛОВИЩЕ у лося мощное, но относительно короткое, спина прямая, крестец несколько возвышенный. Оно покрыто толстым, грубым, слегка волнистым волосяным покровом. Спина и бока буровато-черные, подбрюшина сероватая. Окраска волосяного покрова непостоянная, волос ломкий. На холке и по верху шеи волосы образуют своего рода гриву – почти черный волосяной покров длиной около 15–20 см. Зимой у лося короткий (около 2 см) подшерсток.

– За тем идет …(Хвост.)

 ХВОСТ очень короткий, длиной около 5–10 см издалека не виден.

– Про что мы еще не говорили? (Ноги и копыта.)

НОГИ у лося очень высокие. Они имеют парное число пальцев, покрытых копытами. Поэтому лось относится к парнокопытным животным. Каких парнокопытных животных вы еще знаете? (Корова, свинья, овца.)

Копыта лося острые и глубоко рассечены. Боковые копытца и кожистая перепонка между пальцами помогают лосю пробираться через лесные болота и топи. Но зимой под тяжестью тела лось проваливается в снег, покрытый настом, что очень затрудняет спасение от врагов. Ударом передних копыт лось может разбить противнику голову, рассечь грудь.

б) Среда обитания.

– Где проживает? Чем питается? (Ответы детей.)

Лоси населяют самые различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озер, так – как лоси очень любят воду, они отменные пловцы! С удовольствием лакомятся водными растениями. Летом лоси предпочитают гари и лесосеки, где богатая поросль лиственных деревьев, буйно разрастается высокотравье. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском или хорошим подростом молодняка, особенно сосны, осины или березы, рябины и др.

Зимой лоси держатся группами, обороняясь от основных врагов – медведей и волков.

в) Польза.

– Как вы думаете, какую пользу приносит этот лесной великан человеку и приносит ли вообще? Может мы просто им любуемся? (Ответы детей.)

Лось – ценный зверь во всех отношениях. Охотиться на него начали еще древние люди. Мясо лося – лосятина вкусна и питательна. Добытый лось использовался полностью: из крови делали колбасу, из молодых рогов готовили студень, из шкуры – кожу, из которой шили прочную обувь и одежду. А лосиное молоко исключительно полезно не только для лосят, но и для людей!

3. Физкультминутка.

4. Обобщение – закрепление.

а) Беседа, закрепляющая рассказ учителя:

– С каким зверем мы познакомились сегодня на уроке? (Ответы детей.)

– Что интересного вы о нем узнали?

б) Тестовое задание (на карточках), выбрать правильный ответ. (Работают с тестами.)

Лось – это

дикое животное;
домашнее животное.

Лось имеет следующие части тела:

ноги, рога, хвост;
голову, длинную тонкую шею, мощное тело, ноги и очень короткий, почти не заметный хвост;
голову, шею, туловище, хвост, длинные ноги.

Рога опадают:

летом;
зимой;
весной;
осенью.

Лось –

хищное животное;
травоядное животное.

Лось живет

в лесу;
тундре;
горах;
пустыне.

в) Самопроверка, взаимопроверка.

5. Итог.

– Составление рассказа по плану.

План:

1. Кто это?
2. Какие части тела у него есть?
3. Это животное домашнее или дикое?
4. Где оно живет?
5. Чем питается (хищное или травоядное)?
6. Как называют его детенышей?
7. Какую пользу оно приносит.

– Оценивание учеников.