Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов наречий после шипящих". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок решения частных задач.

Место урока в календарно-тематическом планировании – первый урок по теме.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.

Цель – создание ситуации, в ходе решения которой обучающиеся узнают о правописании суффиксов – о, е в наречиях после шипящей.

Планируемые результаты, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

Предметные:

  • Систематизировать знания учащихся о наречиях, как неизменяемой части речи;
  • Формировать умения применять орфографические правила написания суффиксов в наречиях;
  • Пополнить знания учащихся о наречиях;
  • Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

Метапредметные :

  • Познавательные: развивать общеучебные умения учащихся;
  • Способствовать в ориентировке цели и задач урока, используемых средствах.
  • Регулятивные: способствовать в постановке учебной задачи, ее сохранении, удержании, планировании учебных действий, рефлексии полученного результата, самоконтроле и самооценке своих действий.

Личностные:

  • Развивать самостоятельность в суждениях и тактичного отстаивания своей точки зрения;
  • Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;
  • Развивать умения анализировать и систематизировать полученные знания.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, схемы, учебник “Русский язык. 4 класс” (Полякова А.В. Развивающая система Л.В.Занкова).

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

– Прозвенел уже звонок
Начинается урок.

– Здравствуйте, садитесь.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: подготовить учащихся к последующим шагам в учебной деятельности;
– повторить материал предыдущих уроков;
– создать эмоциональный настрой учащихся.
– Послушайте, пожалуйста, красивое стихотворение. Подумайте, какие слова привлекли внимание автора.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: “Кругом белым – бело!” –
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Ну, а если скажешь ты “красиво” –
Пред тобою сразу вся Россия!

– Какие слова помогли описать нашу Родину и выразить свою любовь к ней? (Презентация. Слайд 2)

(Высоко, бело, красиво.)

– Что объединяет эти слова?
– Как вы думаете, о словах какой части речи мы будем говорить на уроке? (Наречие.)

Приём “Корзина идей”.

– Вспомните, что такое наречие.

(Учащиеся моделируют на доске графически все, что знают о наречиях.)

– Вернёмся к нашему стихотворению. Выберите иллюстрацию, которая подходит к стихотворению. Почему вы так думаете? Слайд 2
– Красива природа нашей Родины в любое время года, а особенно зимой. Посмотрите еще раз на картину. Какие из записанных слов подходят для описания зимы? Слайд 3
– Давайте запишем их с комментированием.

(хол…дно, пр…хладно, мя…ко, ле..ко, т…пло)

– Что общего у записанных вами слов? (Это наречия, образованы от прилагательных.)

Физкультминутка.

3. Постановка учебной задачи.

– Я предлагаю вам решить одну задачу. Слайд 4

Соберите слова: Б2А8В8 (неуклюже) и А6В3 (хорошо).

1 2 3 4 5 6 7 8
А -медл- -двиг- -крик- -ех- -уч- -хорош- -пуг- -уклюж-
Б ис- не- за- у- на- пере- вс- без-
В -а- -ся -о- -л- -н- -енн- -нн- -е-
Г -ет -ит -ть

– Чем похожи слова, а чем они отличаются? Давайте разберём их по составу.
– Можете ли вы объяснить, почему в одном слове пишется суффикс о, а в другом суффикс е?

Используя опорную запись, сформулируйте цель урока. Слайд 5

Научиться писать …

4. Обсуждение и решение проблемы.

– Ребята, вам необходимо распределить данные наречия на 2 группы по признаку, который должны определить сами. Слайд 6
– Понаблюдайте над словами. Как вы думаете, почему в одних пишется суффикс о, а в других суффикс е?
– От чего зависит написание суффиксов в наречиях после шипящих?
– Верно ли мы сделали вывод? Проверьте его по учебнику.
– Как вы думаете, могу ли я в одну из групп записать слово спокойно? Почему?
– Посмотрите на схему. (Приложение 1)
– Что в этих схемах не хватает? Допишите.
– Составим алгоритм, как правильно выбрать суффикс на конце наречий.

1) Определить часть речи.
2) Ответить на вопрос: суффикс пишется после шипящей?
3) Стоит под ударением или нет.
4) Написать суффикс.

5. Решение учебной задачи.

Цель: закрепить приобретенные знания, научиться применять их в предметно-практической деятельности.

– Спишите пословицы, поговорки и приметы, объясните написание суффикса наречий после шипящих. Слайд 7

6. Итог.

– Что нового узнали на уроке?
– Какой вопрос возник у нас на уроке?
– Вспомните, какую цель мы ставили перед собой сегодня? Слайд 8
– Удалось ли нам её решить? Как?
– Что вы можете добавить в “корзину идей”?

7. Рефлексия.

– Оцените себя, поднимите сигнальную карточку красного цвета, кому было комфортно на уроке, другого цвета, кто испытывал трудности на уроке.

– Заполните таблицу:

Не знал…
Узнал…
Хочу узнать больше…

8. Домашнее задание.

Написать рассказ “Зимняя прогулка”, употребив 5–7 наречий. Слайд 9