Родительское собрание на тему "Как сказать «нет» наркотикам"

Разделы: Иностранные языки, Работа с родителями


Вы не сможете решить проблему, если решаете её на том же уровне, на котором были, когда создали эту проблему.
А.Эйнштейн.

Родительское собрание по предупреждению наркотической зависимости подростков.

Форма мероприятия – собрание для родителей учащихся 8–11 классов.

Цель: Выявить основные причины и факторы употребления наркотиков детьми в подростковом возрасте и показать родителям методы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости.

Задачи:

1) Сформировать у родителей установку на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы и тяжелых последствий наркомании;
2) обсудить причины, приводящие подростков к употреблению наркотиков, познакомить с основными признаками и симптомами употребления ПАВ, возможными способами выхода из возникшей ситуации химической зависимость;
3) моделирование поведения в сложных воспитательных ситуациях и проецирование этого опыта на будущее.
4) Показать родителям основные приемы и способы работы с детьми по предотвращению наркотической зависимости.
5) Выработать план совместной работы классного руководителя и родителей по предотвращению наркотической зависимости.

Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.

Оборудование и материал:

  • Оформить кабинет для проведения родительского собрания – это газеты “Жизнь наркоманов” и “Знаменитые люди, умершие от наркотиков”, выполненные учениками.
  • Раздаточный материал “Памятки для родителей”. (Приложение 1).
  • Компьютер.
  • Экран.
    Мульти проектор.
  • Презентации “ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ”, “Что делать, если друг вашего ребенка употребляет наркотики?”, “Как сказать “НЕТ” наркотикам” опубликованы на страницах Социальная сеть работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/nehorosheva-natalya-vladimirovna

Ход мероприятия

Классный руководитель: Сегодня наркотики предлагают на каждом углу. Каждый родитель пытается оградить своих детей от подобных предложений, но это бесполезно, если не предупрежден и не научен ребенок. Вы можете держать его дома, не отпускать от себя ни на шаг, но как раз такие поступки и могут подтолкнуть подростка на употребление. Важно, чтобы ребенок понимал, что это он принимает решение, что он свободен в выборе -употреблять ему наркотики или нет. Поэтому важно, чтобы он обладал всей такие поступки и могут подтолкнуть подростка на употребление. Важно, чтобы ребенок понимал, что это он принимает решение, что он свободен в выборе -употреблять ему наркотики или нет. Поэтому важно, чтобы он обладал всей необходимой информацией о том, какие последствия и какая ответственность ложатся на его плечи в случае употребления.

А как вы думаете, что заставляет детей употреблять наркотики?

(Проходит беседа с родителями о причинах употребления наркотиков детьми и факторов их употребления.)

Основными факторами и причинами употребления наркотических веществ детьми считаются: легко поддаются влиянию, подражают образу жизни приятелей; новые впечатления; курят, употребляют алкоголь; застенчивы, неуверенны в себе, внушаемы; сниженная самооценка; испытывают трудности в общении со сверстниками; тяжело переносят скуку, конфликты; после стрессовых ситуаций, усталость; отклонения в поведении; имеют зависимости (конфеты, компьютер); конфликты между родителями; в ближайшем окружении есть люди, злоупотребляющие наркотиками.

Формы нарушения родительских отношений

  • Первая форма – жестокость в общении с подростком.
  • Вторая форма – непонимание родителями возрастных особенностей ребенка.
  • Третья форма – низкий авторитет родителей у подростка.

Можно привести и другие классификации факторов употребления наркотиков школьниками. Например, Шабалина В.В. выделяет 3 группы социально–педагогических факторов инициализации употребления наркотиков школьниками: семья, школа, круг друзей. С.Б. Белогубов выделяет следующие предпосылки и наркотические факторы (идущие от родителей и родственников): патологии беременности; осложненные роды; тяжело протекающие заболевания в детском возрасте; многократные сотрясения мозга; воспитание в неполной семье; постоянная занятость родителей; больной и единственный ребенок в семье; алкогольная или наркотическая зависимость близких людей; психические заболевания у родственников; раннее (12–13 лет) употребление наркотиков.

Анкетирование родителей “Уровень благополучия в семья” (педагог-психолог).

Родителям предлагается небольшая анкета, которая поможет им понять, можно ли считать их отношения с детьми благополучными или необходимо что-то срочно изменить; чтобы избежать беды.

Допустимые ответы: “да”, нет”, “отчасти”, “иногда”.

За каждое “да” – 2 балла.

“Отчасти”, “иногда” – 1 балл.

“Нет” – 0 баллов.

1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними на “детских праздниках”, или предпочитают проводить их без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?

11. Обсуждаются ли в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные с детьми прогулки, ходите ли в туристические походы?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

Основные симптомы употребления наркотических веществ (презентация http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/osnovnye-simptomy-upotrebleniya-narkoticheskih-veshchestv).

Прежде всего Вы должны все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери высказывать взвешено и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка вы можете высказать в слух свои подозрения подростку. Какие же это признаки? Как вы думаете? (Ответы родителей.)

Классный руководитель:

1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Причем, эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

2. Он (она) начал очень часто врать. Причем, эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т.д. Причем, врет он как – то лениво. Версия обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: “Куда исчез твой друг Петя, с которым Вас раньше было не разлить водой?”, Ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а “забегают на секундочку” о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество “таинственных” звонков и переговоров по телефону. Причем, Ваш ребенок, практически, не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда Вы рассказываете, например, о болезни или неприятности кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Вообще, он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым “чужим”.

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону – до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно. 6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки “незаметно” что-то украсть встречаются, практически, во всех семьях наших пациентов.

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Обращаю Ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках только если Вы твердо уверены, что у Вашего ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти, описанных выше изменений поведения.

Если у вашего ребенка есть предрасположенность по приведенным выше факторам и обозначенным причинам к употреблению наркотиков, то вам необходимо знать, как на первых порах выявить, употребляет ли ваш ребенок наркотики. Как вы определяете, что у вашего ребенка что–то случилось? (хорошее или плохое) Когда ребенок начинает употреблять наркотические средства, то в его поведении, настроении происходят видимые изменения.

Давайте еще раз посмотрим, за что отвечаете вы – родители, а за что отвечает сам ребенок

Итак, ваша задача – постараться максимально оградить ребенка от алкоголя и наркотиков, насилия и давления дома, создать атмосферу тепла, уюта, открытости и взаимопонимания. Вы также должны рассказать ему о последствиях употребления каждого наркотика в отдельности: не концентрируйтесь на их действии, покажите результат. Разрушьте миф о “легких” наркотиках.

Сказать “нет” – это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые, состоявшиеся люди. Важно вместе с ребенком отыскать слова для отказа, чтобы в нужную минуту он не растерялся и вел себя уверенно.

Объясните ребенку, что, отказывая, важно:

1. смотреть собеседнику в глаза;

2. стараться остаться хозяином положения;

3.голос должен быть твердым и уверенным:

Ребенку нечего стесняться в данной ситуации и не надо испытывать неловкости. Он имеет право принимать решения, говорить “нет” и не чувствовать себя виноватым – просто помогите ему это осознать. Правильно мотивируйте ребенка на отказ. Ваши аргументы могут быть такими:

Наркодельцы делают огромные деньги на слабости зависимого человека. Оно тебе надо?

Тот, кто “по доброте душевной” предлагает тебе наркотики, отлично знает, что завтра ты станешь зависим от них и пойдешь на все ради новой дозы. Этот человек тебе друг?

Дилеры НИКОГДА сами не принимают наркотики, так как знают, что наркотики перечеркнут их жизнь.

Классный руководитель: “Какие примеры отказа вы можете предложить?”

(Ответы родителей.)

Классный руководитель:

Некоторые примеры или сценарии отказа:

(Презентация http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/kak-skazat-net-narkotikam)

  1. “Нет, я не употребляю наркотики”. Это ответ, который не требует объяснения и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков.
  2. “Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку”. Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это также не вызовет у них особых опасений – они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
  3. На вопрос “Тебе слабо?” можно ответить так: “Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь”.
  4. Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Отстань!
  5. Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал (а) “НЕТ”?
  6. Наркотики меня не интересуют.
  7. Я иду кататься на роликах. Мне это интересней. Пойдем со мной?
  8. Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать “шутливую” форму разговора, постараться сделать так, чтобы смеялись над тем, кто предложил наркотики.
  9. Если предложения повторяются, нужно предупредить: “Если ты еще раз предложишь мне наркотики, я перестану с тобой общаться”.
  10. Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.

Что делать, если друг вашего ребенка употребляет наркотики?

(Презентация опубликована http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/chto-delat-esli-drug-vashego-rebenka-upotreblyaet-narkotiki)

Если вы узнали, что друг или подруга вашего ребенка употребляет наркотики, прежде всего, постарайтесь убедиться, что их не употребляет ваш ребенок. Поговорите со своим сыном или дочерью, не устраивая шпионских расследований, не закатывая истерик и, уж тем более, не запрещая общение с другом.

Будьте честны, расскажите, какой вы обладаете информацией и что вы беспокоитесь. Объясните, что у человека проблемы и, скорее всего, он болен, болен очень тяжело и нуждается в помощи. Предложите ему лично поговорить с другом, передайте информацию о лечении и адреса, куда можно обратиться за помощью, предупредите своего ребенка, что общение с наркоманом негативно может сказаться на нем. Предостерегите его от одалживания вещей и денег.

Дальнейшим шагом может стать ваша личная беседа с другом ребенка. Покажите, что вам можно доверять, и вы понимаете, насколько это серьезно, предложите ему самому рассказать все родителям, но предупредите, что если в течение недели он не сделает это сам, вы будете вынуждены позвонить его матери или отцу Объясните, что вы не желаете ему зла, но в данной ситуации вы заботитесь не только о нем, но и о своем ребенке. Через неделю обязательно позвоните ему и расскажите все, что вам известно – просто констатируйте факты, не высказывая своего отношения к ним. Будьте готовы, что родители отреагируют бурно, вы-плеснут на вас негативные чувства – просто поймите их.

Рекомендации.

  1. Вместе учитесь таким взаимоотношениям, при которых сын или дочка придут к вам не только с радостями и достижениями, но и поделятся проблемами, заботами, сомнениями.
  2. Разговаривайте с ребенком о наркотиках, курении и алкоголе.
  3. Подумайте о своем примере.
  4. Учитесь слушать и понимать ребенка.
  5. Давайте советы, но не давите советами.
  6. Поддержите в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.
  7. Не забывайте говорить ребенку о своем доверии, о своей любви.
  8. Научите ребенка говорить “Спасибо, нет”.

Решение родительского собрания.

В решении родительского собрания принципы поддержки подростка:

– терпение;
– внимание;
– тактичность и деликатность;
– точное использование слова как важного инструмента в отношениях;
– умение поставить себя на место ребенка;
– гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;
– ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков.

Источник информации

  1. Богданчиков В., Болдарев О.,Сурайкин А. “ Энциклопедия независимости”, Москва, 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5–11 класс. + Новые собрания. М.: “ВАКО”,2005.
  3. Егорова Л.А. Родительские собрания. 9 класс. Учебный год. М.: “ВАКО”,2009.
  4. Настольная книга кл.руководителя 5, 6, 7, 8 кл. /Автор – сост. Лунина Е.И. и др. Ростов н/Д: Изд-во “Феникс”,2001.
  5. Шин С.А. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1–11 классов. Ростов – на – Дону: Феникс,2003.
  6. Шульгина В.П. 25 современных родительских собраний в школе. Настольная книга учителя/ В.П. Шульгина, заслуженный учитель РФ. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”.
  7. Электронное приложение к газете “Первое сентября” издательского дома “Первое сентября” № 12, 20, 34, 86 2003 г.
  8. http://mouchel91.ru//content/view/79/1/