Урок окружающего мира по теме "Март-капельник. Лесные новости"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формирования знаний о характерных признаках весны в живой и неживой природе, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны и связи этих изменений с неживой природой;
  • Развития у детей наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;
  • Развития умения работать в группах;
  • Воспитания интереса и любви к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:
– понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные:
– умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,
– высказывать и аргументировать своё мнение.
– умеют работать в парах и в группах,
– отделять значимую информацию от второстепенной,
– давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные:
– ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, названия раннецветущих растений;
– учатся наблюдать за изменениями в природе.

Оборудование урока:

Лист самопроверки (Приложение 1).

Тексты для работы в группах (Приложение 2).

Учебник Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир 1 класс”, презентация , компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые образовательные технологии: исследовательские методы обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах, в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!

II. Сообщение темы.

– Сегодня на уроках вы будете работать группами, будете оценивать свою работу. Посмотрите, у вас на столе лежит листок самооценки. Давайте мы с вами договоримся, если мы выполнили задания правильно, то закрашиваем круг полностью, если ошиблись, то закрасили на половину, а если сделали не правильно, то оставляем не закрашенным. (Презентация. Слайд 2. Лист самооценки.)
– Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
– Какие времена года вы знаете? (Прослушивание звуков природы.) (Слайд 3)
– Определите тему нашего урока. Прочитайте на слайде. (Слайд 4)

– Лесные жители услышали, что пришла весна и решили собрать лесное собрание.

На нём мы побываем и узнаем, какие изменения происходят у жителей леса весной.

– Итак, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно. (Слайд 5)

Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

– Оцените себя на листках самооценки.
– Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?
– Ребята, а у нас с вами гость, о котором мы узнаем из стихотворения, которое лежит у вас на парте. Послушайте внимательно и следите глазками.

Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна.) (Слайд 6)

– Подчеркните на ваших листочках признаки весны. (Проверка и самооценка.)

III. Знакомство с признаками весны в природе.

– Давайте послушаем разговоры лесных жителей. (Слайд 7)

Заяц. Распускается первый весенний цветок – подснежник.

Волк. Стало теплее.

Лиса. Просыпаются звери от зимней спячки.

Медведь (утверждающе). Самое главное – прилетают перелётные птицы.

– Ребята, вы можете сказать об ответах зверей? (Все ответили по-разному. Получилось много мнений.)

IV. Физкультминутка

Мы шли-шли-шли,
Подснежник слева нашли,
На корточки присели
Тихонько посмотрели.
Встали и
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подснежник справа нашли,
На корточки присели
Тихонько посмотрели
Встали и
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли
На полянку пришли.
Посмотрите вокруг
Здесь подснежники цветут.
Мы опять пошли и домой пришли.

– Возникает вопрос: Кто же прав? Какое основное, главное изменение в природе весной? Как вы думаете?
– Давайте поиграем в игру “Почемучка”. Ответьте мне на вопрос почему?
– Почему прилетают птицы? (Стало теплее, появляется корм.)
– Почему просыпаются звери? (Стало теплее, можно найти еду.)
– Почему распускается первый весенний цветок – подснежник? (Стало теплее.)
– Значит, какое изменение в природе весной самое главное? (“Потепление”.)
– Сделайте вывод: кто же из животных прав? (Прав волк.)

V. Работа в группах.

– Мы сейчас с вами слышали разговоры животных. Узнали их новости, а мы с вами, откуда можем узнать о какой-нибудь новости.

Я вам предлагаю создать свой листок для стенгазеты. У вас на парте лежат зелёные листочки. Возьмите их и конверты. Распечатайте конверты и прочитайте задание, которое вам нужно выполнить.

1-я группа.

Прочитать текст, выбери из текста как в народе называют март.

Название месяца “март” пришло на Русь поздно и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: сухий, протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник и отражали они природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода.

2-я группа.

– Прочитайте народные приметы о птицах. Выберите только те, в которых говорится о первой весенней птице – граче.

Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.

Если грачи прямо на гнездо летят – будет дружная весна.

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка низко – будет дождь.

Если синица стучит в окно – ждите замечательных известий или гостей.

3-я группа.

Перед вами картина знаменитого художника Саврасова. Подберите название к картине. Объясните свой выбор.

“Подснежник”.
“Весна”.
“Грачи прилетели”.

4-я группа.

Кто из зверей просыпается весной после зимней спячки?

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А ниток ни одной.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …

5-я группа . Собери пословицы о весне.

Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Матушка весна всем красна.
Весною сутки мочит, а час сушит.

Выступают по группам. Самооценка

(Слайд 14)

Давайте вернёмся к нашей сегодняшней теме “Март-капельник. Лесные новости”. Какие вы сегодня узнали новости. Почему так называют март? (Слайд 15)

VI. Закрепление изученного материала.

– Сегодня на уроке мы с вами побывали на лесном собрании и узнали много нового. А откуда мы ещё можем узнавать новости? Я вам предлагаю экран и предлагаю сообщить нам свою новость. (Слайд 16)

Сегодня я узнал…
Мне было интересно...
У меня получилось...
Было трудно...
Я смог...
Меня удивило...
Мне захотелось...