Урок химии по теме "Щелочные металлы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель: на основе ранее полученных знаний изучить строение атомов щелочных металлов, их физические и химические свойства. Раскрыть вопрос о биологической роли щелочных металлов и их влиянии на организм человека.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся отгадать загадку (Слайд №1):

Мы – жители непростые,
Нас очень много на Земле!
Особым даром обладая,
Мы растворяемся в воде.
А как на кожу попадем,
Мы тут же сильно обожжем.
Окрасим лакмус в синий цвет,
Без нас нейтрализации нет.
Без нас не обойдетесь тут!
Скажите, как же нас зовут?

Учитель: Проанализируйте и сделайте вывод о какой группе элементов идет речь?

Учитель: Что вы знаете о щелочных металлах? У учащихся на партах лежат таблицы с двумя графами:

Учащиеся, работая в парах, заполняют первую графу таблицы:

Что я знал Что узнал новое

Итог работы подводится в виде кластера.

Учитель: Составим кластер в виде паровоза (слайд №2):

Все ответы обучающихся, как верные, так и неверные фиксируются учителем на доске и сохраняются до окончания урока.

Учитель: Что из высказанного является верным? Для ответа на этот вопрос изучим свойства  щелочных металлов.

III. Изучение нового материала

1. Характеристика щелочных металлов по положению их в П.С.

Учитель: Дайте общую характеристику элементов данной группы по положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Учитель: Охарактеризуйте строение  атомов щелочных металлов лития и натрия. Что общего в строении этих атомов можно отметить?

Учитель: каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода? Какая степень окисления характерна для щелочных металлов? Почему?

2. Физические свойства щелочных металлов

Учитель демонстрирует внешний вид лития и натрия.

Учитель: Из наблюдения опишите физические свойства щелочных металлов(цвет, агрегатное состояние, пластичность, мягкость).

3. Химические свойства

Учитель: С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

Учитель: Взаимодействуют ли щелочные металлы с водой?

Учитель демонстрирует опыт взаимодействия натрия с водой.

Опыт: В пробирку, заполненную на 2/3 водой, укрепляют горизонтально в штативе. В воду добавляют несколько капель фенолфталеина.

Учитель: Изменил ли индикатор свой цвет? Почему?

Затем в воду бросают небольшой кусочек натрия. Сверху пробирку закрывают воронкой.

Учитель: Что наблюдаете? Изменилась ли окраска раствора? Какой газ выделяется? Как химическим путем доказать образование газа водорода в лаборатории?

2Na + 2HOH = 2NaOH + H2

Учитель: Какой вывод можно сделать из эксперимента?

Учитель: Соотнесите исходные вещества с продуктами реакции и запишите уравнения реакций в тетрадь расставьте коэффициенты:

Слайд№ 3

Химические свойства

Исходные вещества

Продукты реакции

1. Na + Br2 =

А) Li2O

2. Na + O2 =

Б) K2S

3. Li + O2 =

В) LiH

4. K+ S =

Г)NaBr

5. Li + N2 =

Д) Na2O2

6. Li + H2 =

Е) Li3N

Учитель: проверьте правильность выполненной работы с помощью слайда №4

4. Биологическая роль

Учитель: Сходство электронного строения ионов щелочных металлов и физико-химических свойств их соединений определяет близость их действия на биологические процессы. Различия же в электронной структуре обусловливает их разную биологическую роль.

Учащимся раздаются карточки с утверждениями:

  1. Ежедневно население Европы употребляет 3-5 мг натрия.
  2. Рубидий и калий содержаться в картофеле
  3. Цезий улучшают кровообращение в организме человека.

Обучающиеся, работая в парах в течение 1-3 минут напротив каждого утверждения ставят знак «+», если с ним согласны, знак «-», если не согласны и «?» знак, если сомневаются. По окончании работы все ответы учащихся фиксируются на доске.

Учитель: Какие из приведенных высказываний являются верными?
Чтобы ответить на этот вопрос учащимся необходимо в течение 3-4 минут, работая в парах, прочитать информационный текст и составить сравнительную таблицу: «Щелочные металлы в организме человека» (Приложение 1)

По окончании работы учитель проверяет правильность заполнения таблицы с помощью демонстрации соответствующего слайда 6.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, какую роль в организме человека играют щелочные металлы: положительную или отрицательную?

В заключение урока, учитель предлагает в группах по 4 человека в течение 5 минут составить РАФТ. Учащимся необходимо выбрать для себя роль (житель района, администратор, президент и др.), определить свою аудиторию (дети, жители, родители, повара  и др.), выбрать форму (письмо, жалоба, просьба, агитационный плакат и др.), определить тему: чем именно он хотел поделиться, создавая текст. РАФТ оформляется на ватмане формата А3 красочно. По окончанию работы группы представляют свою работу.
Пример РАФТа: (Приложение 2). Затем учитель просит обучающихся подвести итог урока:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Обучающиеся, работая в парах заполняют вторую часть таблицы «Что узнал нового» и проверяется правильность заполнения кластера в виде паровоза.

V.  Выставление отметок, домашнее задание

Учитель оценивает работу учащихся на уроке и просит их оценить данный урок – прикрепить смайлик определенного цвета на доску (динамическая пауза)

Красный – урок очень понравился
Желтый – урок понравился
Зеленый – урок не понравился
Синий – больше бы не пришел на урок.

Домашнее задание: параграф 11 упр. 2-4 – для всех.
Если нужно повысить оценку: составить задачу на нахождение массы вещества. Эту задачу нужно красочно записать или зарисовать на отдельном листе.
В конце урока учитель благодарит учащихся за плодотворный урок, и желаем им дальнейших успехов и хорошего настроения.