Цель: на основе ранее полученных знаний изучить строение атомов щелочных металлов, их физические и химические свойства. Раскрыть вопрос о биологической роли щелочных металлов и их влиянии на организм человека.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает обучающимся отгадать загадку (Слайд №1):
Мы – жители непростые,
Нас очень много на Земле!
Особым даром обладая,
Мы растворяемся в воде.
А как на кожу попадем,
Мы тут же сильно обожжем.
Окрасим лакмус в синий цвет,
Без нас нейтрализации нет.
Без нас не обойдетесь тут!
Скажите, как же нас зовут?
Учитель: Проанализируйте и сделайте вывод о какой группе элементов идет речь?
Учитель: Что вы знаете о щелочных металлах? У учащихся на партах лежат таблицы с двумя графами:
Учащиеся, работая в парах, заполняют первую графу таблицы:
Что я знал | Что узнал новое |
Итог работы подводится в виде кластера.
Учитель: Составим кластер в виде паровоза (слайд №2):
Все ответы обучающихся, как верные, так и неверные фиксируются учителем на доске и сохраняются до окончания урока.
Учитель: Что из высказанного является верным? Для ответа на этот вопрос изучим свойства щелочных металлов.
III. Изучение нового материала
1. Характеристика щелочных металлов по положению их в П.С.
Учитель: Дайте общую характеристику элементов данной группы по положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Учитель: Охарактеризуйте строение атомов щелочных металлов лития и натрия. Что общего в строении этих атомов можно отметить?
Учитель: каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода? Какая степень окисления характерна для щелочных металлов? Почему?
2. Физические свойства щелочных металлов
Учитель демонстрирует внешний вид лития и натрия.
Учитель: Из наблюдения опишите физические свойства щелочных металлов(цвет, агрегатное состояние, пластичность, мягкость).
3. Химические свойства
Учитель: С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?
Учитель: Взаимодействуют ли щелочные металлы с водой?
Учитель демонстрирует опыт взаимодействия натрия с водой.
Опыт: В пробирку, заполненную на 2/3 водой, укрепляют горизонтально в штативе. В воду добавляют несколько капель фенолфталеина.
Учитель: Изменил ли индикатор свой цвет? Почему?
Затем в воду бросают небольшой кусочек натрия. Сверху пробирку закрывают воронкой.
Учитель: Что наблюдаете? Изменилась ли окраска раствора? Какой газ выделяется? Как химическим путем доказать образование газа водорода в лаборатории?
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑
Учитель: Какой вывод можно сделать из эксперимента?
Учитель: Соотнесите исходные вещества с продуктами реакции и запишите уравнения реакций в тетрадь расставьте коэффициенты:
Слайд№ 3
Химические свойства
Исходные вещества | Продукты реакции |
1. Na + Br2 = | А) Li2O |
2. Na + O2 = | Б) K2S |
3. Li + O2 = | В) LiH |
4. K+ S = | Г)NaBr |
5. Li + N2 = | Д) Na2O2 |
6. Li + H2 = | Е) Li3N |
Учитель: проверьте правильность выполненной работы с помощью слайда №4
4. Биологическая роль
Учитель: Сходство электронного строения ионов щелочных металлов и физико-химических свойств их соединений определяет близость их действия на биологические процессы. Различия же в электронной структуре обусловливает их разную биологическую роль.
Учащимся раздаются карточки с утверждениями:
- Ежедневно население Европы употребляет 3-5 мг натрия.
- Рубидий и калий содержаться в картофеле
- Цезий улучшают кровообращение в организме человека.
Обучающиеся, работая в парах в течение 1-3 минут напротив каждого утверждения ставят знак «+», если с ним согласны, знак «-», если не согласны и «?» знак, если сомневаются. По окончании работы все ответы учащихся фиксируются на доске.
Учитель: Какие из приведенных
высказываний являются верными?
Чтобы ответить на этот вопрос учащимся
необходимо в течение 3-4 минут, работая в парах,
прочитать информационный текст и составить
сравнительную таблицу: «Щелочные металлы в
организме человека» (Приложение
1)
По окончании работы учитель проверяет правильность заполнения таблицы с помощью демонстрации соответствующего слайда 6.
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Как вы думаете, какую роль в организме человека играют щелочные металлы: положительную или отрицательную?
В заключение урока, учитель предлагает в
группах по 4 человека в течение 5 минут составить
РАФТ. Учащимся необходимо выбрать для себя роль
(житель района, администратор, президент и др.),
определить свою аудиторию (дети, жители,
родители, повара и др.), выбрать форму (письмо,
жалоба, просьба, агитационный плакат и др.),
определить тему: чем именно он хотел поделиться,
создавая текст. РАФТ оформляется на ватмане
формата А3 красочно. По окончанию работы группы
представляют свою работу.
Пример РАФТа: (Приложение 2).
Затем учитель просит обучающихся подвести итог
урока:
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Обучающиеся, работая в парах заполняют вторую
часть таблицы «Что узнал нового» и проверяется
правильность заполнения кластера в виде
паровоза.
V. Выставление отметок, домашнее задание
Учитель оценивает работу учащихся на уроке и просит их оценить данный урок – прикрепить смайлик определенного цвета на доску (динамическая пауза)
Красный – урок очень понравился
Желтый – урок понравился
Зеленый – урок не понравился
Синий – больше бы не пришел на урок.
Домашнее задание: параграф 11 упр. 2-4 –
для всех.
Если нужно повысить оценку: составить задачу на
нахождение массы вещества. Эту задачу нужно
красочно записать или зарисовать на отдельном
листе.
В конце урока учитель благодарит учащихся за
плодотворный урок, и желаем им дальнейших
успехов и хорошего настроения.