Цель: выявить и определить значимость проблемы сохранения историко-культурного наследия Воронежа на примере историко-архитектурных памятников улицы 20-лет ВЛКСМ.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- расширить знания об историко-культурных и архитектурных памятниках исторического центра города Воронежа и проблемах их сохранения.
- Развивающие: способствовать:
- развитию навыков познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края;
- формированию мыслительных умений и навыков;
- развитию исследовательских умений и навыков, решать проблемные и проблемно-познавательные задания, умению работать с документами, картами, научной литературой, различными источниками информации, выделять главное и второстепенное, вести диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Воспитательные: содействовать:
- формированию ценностной и гражданской позиции личности обучающихся;
- развитию социальной активности обучающихся.
Дидактические средства: иллюстрации и текст в презентации (использование мультимедиа проектора), справочная информация, карта Воронежа.
Оборудование: доска, мультимедиа проектор, презентация, калькулятор, ручки, тетради.
Предварительная подготовка к занятию
За две недели до проведения круглого стола обучающимся даются опережающие задания:
1) выбрать по одному из предложенных
архитектурных объектов, расположенных на улице 20
лет ВЛКСМ (дома №12 и 10, 37, 35, 59);
2) собрать материал и подготовить сообщения об
историко-культурном значение предложенных
архитектурных объектов, доказать, что они
являются историческими памятниками и
нуждаются в сохранении;
3) продумать предложения по сохранению
памятников архитектуры ул. 20 лет ВЛКСМ,
привлечению внимания общественности к этой
проблеме;
4) совершить экскурсию, и подготовить фотоотчет о
состоянии исторических зданий на ул. 20 лет ВЛКСМ
«Уходящий Воронеж в объективе»;
5) провести соцопрос среди обучающихся школы №52
по проблеме сохранения историко-культурных
архитектурных памятников Воронежа;
6) пригласить для участия в мероприятии известных
Воронежских историков-краеведов;
7) подготовить презентацию к занятию.
План занятия:
I. Организационный момент: вступительное слово
ведущего: представление гостей, объявление темы
круглого стола (3 мин.)
II. Основная часть (35 мин.)
1. Введение в тему, постановка
проблемы.
2. Сообщения обучающихся по
проблемному вопросу и вынос предложений для
обсуждения.
3. Обсуждение предложений и
выработка решения круглого стола.
III. Подведение итогов круглого стола (7 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте! Разрешите
поприветствовать всех присутствующих на нашем
занятии, которое пройдёт в форме «круглого
стола», в заседании примет участие наши
гости краеведы (представление гостей), которые
выступят и в роли экспертов в рамках работы, и при
подведении итогов круглого стола.
– Тема круглого стола посвящена проблеме
сохранения историко-культурного наследия
Воронежа. План его работы изложен в программе,
которая есть у вас в папке. Познакомьтесь с ней,
пожалуйста.
– Внимание на экран(идёт видео нарезка фактов
варварского обращения с памятными зданиями
Воронежа). (Приложение 2,
слайд 3)
Педагог: Эти впечатляющие кадры –
свидетельство того, что обозначенная выше
проблема сегодня очень актуальна.
Обсуждать тему сохранения историко-культурного
наследия Воронежа мы будем на примере
историко-архитектурных объектов улицы 20-летия
ВЛКСМ. Мы выскажем предложения и обсудим, что
можно реально сделать для привлечения внимания
общественности к проблеме сохранения памятников
архитектуры на этой улице.
(На доске или экране карта Воронежа, педагог показывает улицу 20-летия ВЛКСМ и другие улицы по ходу рассказа). (Cлайд 5)
Улица 20-летия ВЛКСМ – одна из старейших в
Воронеже, раньше она носила название
Поднабережная. История названия улицы восходит к
середине XVIII века, когда еще не было спусков к
реке ни по нынешней ул. С. Разина, ни по соседним
улочкам. По единственной в этом районе
«поднабережной» дороге воронежцы съезжали из
центра города в Чернавский лог, и затем по
Большой Чернавской улице добирались до
Чернавского моста.
Остановимся на историко-архитектурных
памятниках, находящихся на улице 20-летия ВЛКСМ и
являющихся достопримечательностями этого
уголка старого Воронежа.
Для этого мы предоставим слово ребятам, которые
кратко расскажут историю самых известных
зданий улицы и в каком состоянии они
находятся сегодня (обозначат проблемы их
сохранности).
Сообщение 1: «Самый старый дом Воронежа» (Приложение 1, слайды 8, 9)
Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости домов №12, №10 по улице 20 лет ВЛКСМ, их современном состоянии, проблемах сохранности, вносит предложения по их сохранению.
Педагог: Ребята, а каково ваше мнение? (После каждого сообщения педагог предлагает участникам «круглого стола» высказать свои предложения по сохранению архитектурного памятника. Экспертная группа их фиксирует.)
– История каждой улицы, дома миллионного Воронежа многогранна. Ярким подтверждением этих слов является история дома №37 по улице 20-летия ВЛКСМ, бывшей Поднабережной. Большинство людей, проходя мимо, вряд ли обратили бы на него внимание. Им и в голову не придет, что в истории этого дома заключена память нескольких поколений и целых эпох.
Сообщение 2: «История одного дома. «Ноев ковчег» (Приложение 1, слайды 10-12)
Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости дома №37 по улице 20 лет ВЛКСМ, его современного состояния, проблемах сохранности, вносит предложения по его сохранению.
Педагог: Почти два века дом №35 – непритязательный, но очень уютный – с барельефами и женскими масками на фасаде невольно останавливал взор каждого, кто проходил мимо него по улице Поднабережной.
Сообщение 3: «Дом братьев Гревцовых» (Приложение 1, слайды 13-20)
Обучающийся рассказывает об архитектурных особенностях, историко-культурной значимости дома №35 по улице 20 лет ВЛКСМ, его современного состояния, проблемах сохранности, вносит предложения по его сохранению.
Педагог: Ф.И. (обучающегося) расскажет нам о судьбе ещё одного здания бывшей улице Поднабережной – это дом №59.
Сообщение 4: «Дом Ахматовой» (Приложение 1, слайды 21-24)
Педагог: Думаю, что все уже обратили внимание на фотовыставку, посвящённую состоянию зданий на улице 20 лет ВЛКСМ «Уходящий Воронеж в объективе», которую подготовила творческая группа ребят. Предоставим слово одному из авторов данных фотоматериалов, который даст свою оценку современному состоянию историко-архитектурных объектов на этой улице и предложения по их сохранению.
Сообщение 5: «Уходящий Воронеж в объективе» (Приложение 1)
Педагог: Мы выделили всего несколько
объектов, но на самом деле их значительно больше:
федерального значения – 3;
регионального значения – 10, о чём
свидетельствуют приложения к постановлению
главы администрации Воронежской области от 14.08.95
«О порядке управления зданиями памятниками
истории и архитектуры Воронежской области», где
приводится перечень объектов исторического и
культурного наследия. Несмотря на это
постановление, угроза уничтожения этих
памятников остаётся.
Нам стало интересно узнать мнение жителей города
Воронежа по данной проблеме. В связи с этим
творческой группой ребят было проведено
социологическое исследование среди учащихся
нашей школы, а так же в социальных сетях. С
итогами социологического опроса нас познакомит
Ф.И. (обучающегося).
Сообщение 6: «Социологическое исследование по проблеме сохранения историко-культурных памятников Воронежа. Итоги социологического опроса» ((Приложение 1, слайд 27)
Обучающиеся рассказывают обитогах социологическогоопроса по проблеме сохранения историко-культурных памятников Воронежа, и вносят свои предложения по их сохранению.
Педагог: Соцопрос показал, что большинство опрошенных волнует проблема сохранности исторических памятников города. А что касается улицы 20 лет – ВЛКСМ, то многие не знают об исторической значимости её архитектурных памятников. В связи с этим, какие у вас будут ещё предложения? (Обучающиеся вносят предложения)
Педагог: Об этой проблеме можно и нужно говорить много. Важно, что она нами затронута и нас не просто волнует, а заставляет действовать, конкретно предпринимать шаги для её разрешения. Сегодня вами выдвинуто было много предложений. Нам из этого числа надо выбрать реальные, которые посильны нам.
Варианты предложений обучающихся: (Приложение 1)
(Все предложения выносятся на обсуждение и голосование, затем выносится окончательный проект решения.)
Педагог: Для подведения итогов круглого стола и оценки нашей работы слово предоставляется эксперту нашего «круглого стола», историку и краеведу (Ф.И.О.) (эксперты высказывают своё мнение по итогам работы «круглого стола», делают выводы и зачитывают проект решения).
Эксперт: Заслушав и обсудив доклады выступавших по проблемам сохранения историко-культурных памятников Воронежа, участники круглого стола отмечают значимость проблемы и определяют конкретные пути ее решения:
Проект решения круглого стола (Приложение 1)
Педагог: Закончить работу нашего круглого стола я хочу словами известного краеведа, фотохудожника Павла Попова (из книги «Уходящий Воронеж в объективе») опровергнуть которые невозможно: «К сожалению, в повседневной суете люди, озабоченные насущными делами, просто не успевают познакомиться со всем богатством исторического и архитектурного наследия и поэтому не понимают, что ценности и даже чудеса света находятся совсем рядом, а не только в далеких странах. … Контрасты и противоречия старого города – это, как ни парадоксально, как раз те элементы, которые добавляют ему обаяния, которые притягивают нас к прошлому, заставляют нас относиться к историко-культурному наследию более трогательно». Спасибо всем за плодотворную работу.
Список литературы
1. Веселовский Г.М. Исторический очерк
города Воронежа. 1586-1886.Воронеж, 1886.
2. Воронежская историко-культурная энциклопедия.
Под общей редакцией О.Г. Ласунского. Воронеж:
Центр духовного возрождения Черноземного края,
2006.
3. Воронеж. Сборник. – Воронеж: Воронежское
книжное изд-во, 1961.
4. Коннонов В. Воронеж. История города в
памятниках и мемориальных досках. Воронеж. Центр
духовного возрождения Черноземного края, 2005.
5. Кузнецов В. Хозяйка «Ноева ковчега»//
Собеседник. Воронеж, 1973.
6. Попов П. Уходящий Воронеж в объективе. –
Воронеж, 2008.
7. Попов П. История города в названиях улиц. –
Воронеж: Издательство «Кварта», 2003.
Интернет-ресурсы
- http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO Воронежская область. Официальный Портал органов власти.
- http://poeticvrn.ru/publ/stikhi_o_voronezhe/stikhi_o_voronezhe/22-2-2 Воронин А.В. Воронежские дали/ Поэтический Воронеж.
Примечание. Видеоматериалы презентации спршивайте у автора статьи. Прим.Ред.