Роль научно-исследовательской деятельности в формировании творческой личности

Разделы: Музыка


«Никакой человек в мире не родится готовым,
то есть вполне сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть ни что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрестанное формирование».

В.Г.Белинский.

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе  общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей  уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение детей к познанию, исследованию изучаемых явлений. Для этого в образовательных учреждениях создаются благоприятные условия, способствующие реализации творческих идей обучающихся и их педагогов. В России создано огромное образовательное пространство, представленное для реализации ярких проектов обучающихся различного возраста. Существуют целые научные системы, например, «Интеграция», которые занимаются  непосредственно созданием условий для реализации творческих проектов детей и молодёжи, поддержкой одарённых детей. Ими разработаны мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, где данные проекты обучающихся  могут быть увидены и оценены не только их сверстниками, педагогами других образовательных учреждений, но и учёными, профессиональными деятелями России.

Исследовательская деятельность – как инновационная образовательная технология

Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности. За многие тысячелетия методика исследования претерпела огромные изменения и приобрела особую значимость в условиях модернизации системы образования. 

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, мы, педагоги,  в своей работе ставим перед обучающимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности. В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
«Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Целью научно-исследовательской деятельности должны стать воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Главное при организации научно-исследовательской деятельности, следовать следующему правилу – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость.

В настоящее время в педагогике идет процесс осмысления новых явлений и методологии развития человека, способного не только быстро и осознанно сделать личный выбор, но и представить продукт собственной деятельности. Выполнение проектных исследовательских работ, по сравнению с другими формами образовательной деятельности, позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществить разворот от традиционного подхода в обучении к новому, продуктивному образованию, направленному на развитие таких универсальных способностей и компетенций обучающихся, как   способность к самообразованию, развитие навыков ориентации в информационных потоках, развитие умений ставить и решать проблемы.  Всё это в дальнейшем поможет обучающимся легко войти во «взрослую» жизнь. Современное общество, прежде всего, заинтересовано в развитии учебно-исследовательской деятельности человека, которая сейчас является одним из ведущих компонентов образовательного процесса. Основная задача педагога – это развитие исследовательских способностей обучающихся. Наряду с основными вопросами образования у обучающихся важно сформировать и такие качества как:

  • потребность узнавать новое;
  • умение применять те или иные навыки;
  • восприятие другого человека или проявление его деятельности в различных сферах.

Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможность практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития» [3]. Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В этом возрасте, когда происходит формирование мировоззрения обучающихся, для подростков большое значение имеет система ценностей, которой придерживается человек. И для успешной работы по развитию познавательного интереса важно совпадение морально-ценностных ориентаций педагогов и обучающихся. Чему же учатся педагоги и дети в процессе совместного исследования? Ну, конечно же, сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. Регулярная работа педагога в научно-исследовательской деятельности способствует и совершенствованию профессиональных навыков у руководителя исследовательских работ. «Главный результат выполнения исследовательской задачи обучающимися – образовательный, т.е. реализация методики, получение численного результата – это лишь способ глубокого освоения обучающимися проблематики той области, в которой выполняется исследование. Просто зафиксировать и предоставить результат недостаточно – необходимо, чтобы обучающийся, возможно, разносторонне осознал этот результат и выработал к нему собственное, личностное отношение» [1]. Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Руководитель выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции [2].  В процессе исследования  обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Прежде всего, он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными, что само по себе уже необычно. На конференции, в роли исследователя – сообщает научному обществу о результатах своей творческой деятельности. Он имеет возможность сравнивать свои личные достижения с достижениями других обучающихся. Все это – компетентность в особой области знаний и интерес к ней, опыт творческой деятельности и саморегуляции, конкретные навыки и исполнение разных социальных ролей – все это формирует уникальный опыт обучающегося. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – мы видим, что исследовательская деятельность формирует именно те компоненты интеллекта человека, необходимые для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:

1.  Ценностно-смысловая компетенция
2.  Общекультурная компетенция
3.  Учебно-познавательная
4.  Информационная
5.  Коммуникативная
6.  Социально-трудовая
7.  Личностная компетенция  (самосовершенствование).

Реализация научно-исследовательских проектов обучающимися Котовской детской школы искусств

В Котовской детской школе искусств, в течение пяти последних лет, активно осуществляется процесс по внедрению в образовательные программы школы элементов научного исследования для профессионально ориентированных обучающихся старшего возраста. Данный опыт стал внедряться с 2007 года руководителем школы, кандидатом искусствоведения И.П. Поповой. Её обучающиеся А. Панина, А. Скребнева, А. Авдеева тогда впервые представили свои исследовательские работы на Всероссийский фестиваль научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Национальное достояние России». Успешно защитив их, ребята получили звание лауреатов фестиваля.

В настоящее время исследовательской деятельностью с обучающимися занимаются преподаватели Т.Д. Лукошина, С.А. Юрова, И.В. Авдеева и другие.

За период  с 2008 по 2013 г. несколько обучающихся школы со своими исследовательскими работами различной направленности приняли участие в фестивалях и конкурсах, таких как Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», общероссийском интернет-фестивале исследовательских работ «В мире искусства». Среди них: Ю. Козычева с краеведческой работой «История Трегуляевского монастыря», Е. Попова с работой на тему «Золотое сечение в искусстве» (руководитель – преподаватель изобразительного искусства Л.И. Аникеева), К. Юрова с работами «Пиковая дама» П.И. Чайковского и французская музыкальная культура», «Внесценический персонаж в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов»  (руководитель С.А. Юрова). Ольга Козлова представляла две свои работы «Горжусь я малой Родиной своей» (2008 г.) и «Космическое мышление в творчестве композиторов разных эпох» (2011 г.) под руководством преподавателя Т.Д. Лукошиной на Всероссийском  фестивале научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке», где была отмечена дипломами 3 и 1 степени.

К таким результатам преподаватели и обучающиеся школы шли не один год. Всё начиналось с простых творческих работ, выполнения необычных заданий на уроках. Креативные задания послужили стимулом для организации Открытого дистанционного креативного конкурса «В мире музыки», который приобрёл статус зонального и проводится регулярно, охватывая более 200 участников со всех школ области.

Несмотря на приобретённый опыт, перед педагогами школы нередко встаёт первый и важный вопрос: как же увлечь учащихся исследовательской деятельностью?

Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным.

Увлечь обучающегося может и необычная тематика исследования. Предложив обучающемуся на выбор несколько тем, руководитель должен попытаться понять, какая из них способна пробудить в нём интерес. Из опыта работы видно,  что особенно детей увлекают темы, связанные с необычными явлениями в современном музыкальном искусстве,  например,  «Препарированный рояль или поиски новой звучности».  Не менее привлекательны для детей темы исследований, связанные с образами композиторов вокруг которых веками складывались легенды, например, «Клеймо дьявола»  или кем был бы Паганини без Марфана?, и, конечно же, сказочные герои, близкие для детского восприятия, например, «Образ ведьмы. Способы воплощения мифологического персонажа в музыке С. Слонимского. На примере пьесы «Колдовство ведьмы»).

В организации исследовательской деятельности перед педагогами нашей школы встаёт и другой немало важный вопрос: где взять время для занятий исследовательской работой, ведь режим дня ребёнка расписан по минутам? Ответ на этот вопрос только один:   максимально, с полной отдачей использовать урочное время – каждую свободную минуту. Дети в группах  имеют разный уровень развития и разный темперамент. Как правило, исследовательской работой увлекаются те дети, которых мы называем одарёнными, т.е. опережающими по развитию своих сверстников. Они справляются с учебными заданиями вдвое быстрей остальных, и у них остаётся время для иных видов деятельности на уроке. Это время мы используем для исследовательской работы, иногда тем самым, привлекая интерес к этой деятельности и других обучающихся.

Детские школы искусств создают благоприятную атмосферу для реализации исследовательских и творческих возможностей обучающихся в комплексе. Многие из обучающихся имеют возможность не только создать исследовательский проект, но и практически проиллюстрировать его собственным исполнением произведения искусства, о котором идёт речь. Так, например, в фестивале исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» в октябре 2011 года, обучающейся школы Ольгой Козловой была представлена работа «Космическое мышление в творчестве композиторов разных эпох», которую она успешно проиллюстрировала музыкальными примерами, одним из которых был совсем неизвестный романс Чижевского «Луна и море». А так как 2011 год – год Космоса, жюри конкурса была отмечена актуальность данного произведения, а также разносторонняя развитость и яркость выступления обучающейся нашей школы.

Исследовательская деятельность уже сама по себе является мощным развивающим инструментом. А в комплексе с другими образовательными факторами, такими как прочно сформированные учебные навыки, креативное мышление,   она способствует развитию творческой гармоничной личности обучающегося.

Использованная литература

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. М., 2002, с.17.
2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. М., 2001.
3.  Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003, с.203.
4. Научно-исследовательская деятельность учащихся как важный фактор воспитания. http://gmn57.ucoz.ru.