Цель: Способствовать развитию познавательного интереса школьников к российской истории через изучение фамилий жителей Обдорска (г. Салехарда).
Задачи:
- Создать условия для творческой атмосферы на занятии.
- Создать условия для личностного восприятия исторических событий российской истории периода средневековья через краеведческий материал.
- Проследить как «отзвуки» трагических событий Новгородского погрома «докатились» до Крайнего Севера.
- Создать условия для развития общеинтеллектуальных способов деятельности, умения работать с разными источниками информации.
- Способствовать развитию рефлексии учебной деятельности.
- Создать условия для развития коммуникативной культуры школьников.
Возраст учащихся: 9-10 класс.
Педагогическая технология: педагогическая мастерская
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Индуктор» (создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения).
Действия педагога: постановка проблемных вопросов и организация дискуссии школьников.
Среди жителей Обдорска (в настоящее время г.
Салехард) известны фамилии Филипповых, Рочевых,
Хозяиновых, Витязевых, Каневых, Истоминых и др.–
потомков коми, пришедших из Ижмы (Коми край).
Эти фамилии учтены в метрических книгах
обдорской церкви, начиная с 1850г.
[Туров С.В.]
Обдорск был основан как застава для
сбора ясака среди ненцев и ханты в 1595
году.
Русские и коми на постоянное жительство
стали селиться гораздо позднее. Архивы сохранили
документы, по которым, например, можно проследить
путь продвижения – из Коми края они
переселились сначала в Тюмень и Березов,
верховья и среднее течение Оби, а затем и в
Обдорск.
Ряд исследователей указывают на следующую
особенность (информация написана на доске и
озвучивается педагогом):
1. Два небольших района с русским населением имелось в самом центре Коми края. Это был посад (позднее погост) Усть-Вымь – до 1564г. центр Пермской епархии (с чем и связано формирование здесь группы русского населения) и Сереговское Усолье Яренского уезда. [Жеребцов И.Л., Е.Н. Рожкин Е.Н., 326].
2. Основание Ижемской слободы (Ижмы) между 1568 и 1575г.
3. В CVII веке на Нижней Печоре было только три пункта Пустозёрск, Усть-Цилемская слобода, Ижма, где русские и коми проживали совместно[см. Туров, 2009. ].
4. Складывание основных этнографических групп коми народа происходило в CV-CVI в. при взаимном смешении коми, русских, ненцев и ханты [Жеребцов, 80].
5. Среди основателей Ижмы были Витязевы, Чупровы, Рочевы из Усть-Цильмы[см. Туров, 2009. ].
6. Бартенев В.В., находясь в ссылке в с. Обдорском в 90-е годы CIC века отмечал необычный русский говор коми-ижемцев, также слышал на свадьбах старинные песни, в которых упоминался «стольный Новгород». Бартенев располагал сведениями о том, что Ижму основали беженцы из Великого Новгорода, а потом уже туда пришли вологодские зыряне и смешались с русскими [см. Бартенев, 124-125, 135].
7. По замечанию Бартенева В.В. коми Обдорска представляли собой великорусский тип.
Действия педагога: Какие события вынудили часть жителей Новгорода покинуть родные места? Ответьте на вопрос, просмотрев видеофильм
«Семь дней истории №126».Электронный ресурс. URL: http://www.redmediatv.ru/video.php?id=2015 Продолжительность передачи: 7 мин. 29 сек.
Действия школьников: просмотр видеофильма.
Действия педагога: постановка проблемных вопросов и организация дискуссии школьников.
Вопросы для обсуждения:
– Какие события вынудили часть жителей
Новгорода покинуть родные места?
– Что такое опричнина?
– С какой целью Иван IV ввёл опричнину?
«Разрыв» (внутренне осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому)
Действия педагога: предлагает учащимся карточки с текстом о событиях в Великом Новгороде в 1569-70 годах (Приложение 1).
– С какой целью Иван Грозный проводил
устрашающие акции?
– Чем-то можно оправдать политику Ивана IV по
отношению к жителям Новгорода?
Действия школьников: участие в дискуссии.
Действия педагога: Вновь обращает внимание на описание Бартеневым коми-ижемцев. Организует обсуждение и самостоятельную работу.
– Можно ли согласиться с утверждением Бартенева о том, что коми-ижемцы Обдорска – потомки новгородцев?
Задание: «проложите» на карте путь движения новгородцев на север (от Великого Новгорода до Обдорска).
Социоконструкция» (работа учащихся в группах по построению этих элементов).
Действия школьников: работа с картой.
Афиширование (представление результатов работы групп).
Действия школьников: вывешивают карты на доску и объясняют путь движения. Обсуждают результаты самостоятельной работы.
Действия педагога: участвует в обсуждении.Если на карте путь передвижения будет отмечен в обход Уральских гор, обратить внимание школьников на то, что путями через степи в Сибирь в C-CVIIIвв. не пользовались, так как было очень опасно (кочевники) (Приложение 2).
«Рефлексия»
Действия педагога: задает вопросы.
– А кто Ваши предки?
– Какова история Вашей фамилии? Знаете?
Предлагает в карточке ответить на вопросы:
Действия школьников: заполняют карточку и отдают педагогу.
Список используемых источников:
- Бартенев, В.В. На крайнем Северо-Западе Сибири//Тобольский Север глазами политических ссыльных CIC века. – Екатеринбург, 1998.
- Скрынников, Р.Г. Иван Грозный. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Жеребцов, Л.И. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. – М. Наука, 1982. – 224с.
- Жеребцов, И.Л., Рожкин, Е.Н. Этнодемографические процессы в Коми крае (XI – начало XX века. – Сыктывкар, 2005. – 376с.
- Новгородский погром. Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BC
- Семь дней истории №126. Электронный ресурс. URL: http://www.redmediatv.ru/video.php?id=2015
- Туров, С.В. Старожилы Обдории: укоренение//Урало-Сибирский Север в развитии российской цивилизации. – Екатеринбург: Изд-во "Банк культурной информации", 2005. – С. 34-65.
- Туров, С. В. Роль коми переселенцев в формировании старожильческого населения Обдорского края / С. В. Туров // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(66). – С. 22-32.