Цель: Способствовать формированию у учащихся представление о понятии «сложные слова», как новый способ образования слов; создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «сложные слова», со способом их образования.
- Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
- Воспитывать интерес к языку, слову.
Личностные УУД.
- У обучающегося будут сформированы: Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
- Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к познанию русского языка.
Регулятивные УУД.
- Обучающийся научится: Саморегуляции в учебной деятельности.
- Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные УУД.
- Обучающийся научится: Иметь представление об образовании сложных слов. Поиск и отбор нужной информации.
- Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.
Коммуникативные УУД.
- Обучающийся научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию.
- Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ход урока
I. Орг.момент. Эмоциональный настрой.
– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
II. Минутка чистописания. Орфографическая минутка.
Запиши на строке только безударные гласные в корне слова о или е.
Река, стена, вода, стрела, тропа, гроза, дрозды, звезда, поля, клесты.
Самопроверка по слайду: е е о е о о о е о е
Какие буквы будем прописывать?
о/е
– Вспомните, какие слова были названы? Запишите. Докажите правильность написания.
Река, стена, вода, стрела, тропа, гроза, дрозды, звезда, поля, клесты.
– Какую орфограмму повторили? Почему ее надо проверять? (в слабой позиции). Как проверить?
III. Изучение темы урока.
1. Стадия вызова. Формулирования темы и цели урока.
Работа по учебнику. Упр. 144 с.78.
– Выпишите слова по группам в соответствии с данными схемами (работа в паре). Схемы слов в учебнике и на доске.
Проверка: пары у доски – распределяют, разбирают (оценка другими парами – жетоны)
– Что вам помогло правильно выполнить задание? (знания частей слова) Дайте определение каждой из них.
– Знаете ли данные способы образования слов? (Знаем, с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса)
– Все ли слова распределили? (нет, остались слова)
– Что это значит? (есть еще один способ образования слов)
– Вы знаете какой? (нет не знаем)
– Помогут ли вам знания о частях слова? (помогут)
– Определите их (лесостеп, синеглазый – по 2 корня)
– Что сделали с корнями? (соединили)
– К какому способу отнесем слова? (не знаем) – Хотите узнать?
– Определите тему урока ? « Способы образования слов»
Какую цель поставим перед собой? (продолжи предложения):
Узнать о …(новом способе образования слов и как соединяются корни).
Научиться правописанию … (слов с двумя корнями).
Выяснить роль …(нового способа в речи).
Составить … (алгоритм правописания слов).
2. Осмысление.
– Выпиши оставшиеся слова в столбик. От каких слов они образованы:
Лесостепь – лес, степь (проверка по слайду)
Синеглазый – синий, глаза
Подберите с ним схемы:
– Какие схемы показывают новый способ образования новых слов? (2 и 3)
– Как они построены? (сложили основы) – Что значит сложили? (соединили)
– В какой науке встречается это понятие? (в математике)
– Что можно сложить в русском языке? (буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст).
– С помощью чего сложили основы? (с помощью гласных)
– Каких гласных? (о и е)
– Где мы с ними сегодня встречались? (на мин. чистописания)
– Если основы сложили, значит как можно назвать такие слова? (сложные)
– Что добавим к названию темы урока? (сложные слова)
– Как можно назвать гласные о и е соединяющие основы? (соединительные)
Вывод: Как называется новый способ образования новых слов? (сложение основ).
– Соотнесите свой вывод с правилом учебника, с.78. Расскажите правило друг другу.
3. Исследуйте, когда пишутся соединительные гласные о или е.
Работа в группах.
На табличках каждой группы написаны слова. Прочтите их. Выберите и подчеркните только сложные слова: Мореход, птичница, самовар, чемоданчик, пешеход, самовар, пылесос, командир, самолёт, фотоаппарат, спортзал.
– Верно ли утверждение: все длинные слова являются сложными? (нет, не верно)
– По какому признаку вы выбирали сложные слова? (2 основы, 2 корня) Докажите, выделив корни и основы (выделяют на табличках)
– Всмотритесь в слова и сделайте вывод, когда пишется соединительная о, а когда е? (если, первая основа на твердый согласный – о, если на мягкий и шипящий – е).
– Что вы можете сказать о 2-х последних словах? (нет соединительной гласной)
– Какой вывод можете сделать?(Корни в сложных словах не всегда соединяются соединительными гласными)
– Проверьте свой вывод по учебнику, с.81.
Расскажите правило друг другу.
4. Игра «Конструктор» (в группах).
Образуй новые слова новым способом – сложением основ (1,2,3,6),
1, 3 гр. | 2, 5 гр. | ||
Сено Рыба Лёд пуля Масло Сад |
кол метать косилка лов вод завод |
сок земля мясо бетон мышь кофе |
молоть мешать выжимать трясти рубить ловить |
(взаимопроверка по слайду) |
|||
Сенокосилка Рыболов Ледокол Пулемет Маслозавод Садовод |
соковыжималка землетрясение мясорубка бетономешалка мышеловка кофемолка |
«Путаница» – слова перепутались, помогите им(4,5гр. )
ПЫЛЕХОД, ВЕРТОСОС, ЛЕДОКАТ, САМОВОЗ, МОРЕЛЁТ, ПАРОЛЁТ, ВОДОХОД, САМОВОЗ
Пылесос
Вертолёт
Ледоход
Самокат
Мореход
Паровоз
Самолёт
Водовоз
Вывод: когда писали о, а когда е?
5. Исследуйте, роль сложных слов в речи.
– Что означают слова: маслозавод, рыболов?
– Как сказать удобнее:
Завод по приготовлению масла или маслозавод?
Человек, который любит ловить рыбу или рыболов?
– Почему? (так короче, удобнее, быстрее)
Вывод: какую роль играют сложные слова в нашей речи?
(их используют для краткости речи).
6. Работа в паре «Учитель-ученик»: продиктовать друг другу по 2 предложения, а ваш ученик должен их записать и заменить каждое сложным словом.
1 в. – Падание листьев с деревьев осенью. – (листопад)
Поездка по дальним странам. – (путешествие)
2 в. – Место, где вода падает с высоты. – (водопад)
Выпадение снега в большом количестве. – (снегопад)
Взаимопроверка по карточкам. Взаимооценка.
7. Динамическая пауза.
(Показ 4 слайда" Лес", фонограмма" Голоса птиц'')
Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. (Наклоны, приседанuя)
8. Продолжим задание решением кроссворда.
– Кто догадался, о ком будет кроссворд? (о птицах)
Кроссворд «Птицы» (работа в группах)
Загадки для кроссворда
– Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка)
– Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке – черное. (Черноголовка)
– Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)
– Серенькая птичка,
Птичка – невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)– Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
– Эта птичка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком, как будто горит. (Горихвостка)
– Эта птица – настоящий акробат:
Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)
– На головке этой птички – корона. Короны, как известно, бывают у королей. Но птичка очень маленькая. Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее .... (Королек)
– Пусть я птичка невеличка, у меня друзья привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (Снегирь)
– Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде? (Орнитолог)
– Прочитайте в словаре (толковый и в компьютере) значение этого слова.
(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос – птица, логос – учение, орнитолог – ученый, специалист, изучающий птиц)
– Найдите в кроссворде слова с двумя основами. (Черноголовка, вертишейка, горихвостка.)
(Показ слайдов с этими птицами)
– Близится зима. Какое внимание мы должны оказать птицам?
IV. Рефлексия.
1. Составим алгоритм правописания сложных слов (заполните у себя на листах и на доске представители групп)
2. Контроль знаний.
Работа по учебнику, упр.147 (работа в паре).
Запиши слова (в тетрадь) в следующем порядке:
(Те же схемы, что и в начале урока и добавим новый способ образования новых слов)
Проверьте себя по слайду и оцените свою работу на уроке (сигналы – зеленый, желтый, красный)
3. Достигли ли мы цели урока? Выполнили поставленные задачи?
Продолжи фразу:
- Я узнал …
- Удивился
- Исследовал
– В конце урока предлагаю превратиться в птичек. У каждого на парте фигурка своей птички.
– Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим и у вас отличное настроение, поместите птичку на вершину дерева. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, и у вас хорошее настроение, поместите птичку на середину дерева. Если вам непонятно образование и написание сложных слов, и у вас грустное настроение оставьте птичку на земле под деревом. (Ученики размещают фигуры птичек).
– Отметить и оценить активных ребят.
Д/з: Составить творческий проект «Правописание буквы соединительной гласной в сложных словах»
– Молодцы! Спасибо всем за урок!