Урок русского языка по теме "Способы образования слов. Сложные слова"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (427 кБ)


Цель: Способствовать формированию у учащихся представление о понятии «сложные слова», как новый способ образования слов; создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «сложные слова», со способом их образования.
  2. Развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
  3. Воспитывать интерес к языку, слову.

Личностные УУД.

  • У обучающегося будут сформированы: Соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.
  • Обучающийся получит возможность для формирования: – интереса к познанию русского языка.

Регулятивные УУД.

  • Обучающийся научится: Саморегуляции в учебной деятельности.
  • Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД.

  • Обучающийся научится: Иметь представление об образовании сложных слов. Поиск и отбор нужной информации.
  • Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Коммуникативные УУД.

  • Обучающийся научится: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию.
  • Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ход урока

I. Орг.момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день!

– Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

– Начинаем урок русского языка.

– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

II. Минутка чистописания. Орфографическая минутка.

Запиши на строке только безударные гласные в корне слова о или е.

Река, стена, вода, стрела, тропа, гроза, дрозды, звезда, поля, клесты.

Самопроверка по слайду: е е о е о о о е о е

Какие буквы будем прописывать?

о/е

– Вспомните, какие слова были названы? Запишите. Докажите правильность написания.

Река, стена, вода, стрела, тропа, гроза, дрозды, звезда, поля, клесты.

Какую орфограмму повторили? Почему ее надо проверять? (в слабой позиции). Как проверить?

III. Изучение темы урока.

1. Стадия вызова. Формулирования темы и цели урока.

Работа по учебнику. Упр. 144 с.78.

Выпишите слова по группам в соответствии с данными схемами (работа в паре). Схемы слов в учебнике и на доске.

Проверка: пары у доски – распределяют, разбирают (оценка другими парами – жетоны)

– Что вам помогло правильно выполнить задание? (знания частей слова) Дайте определение каждой из них.

– Знаете ли данные способы образования слов? (Знаем, с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса)

– Все ли слова распределили? (нет, остались слова)

– Что это значит? (есть еще один способ образования слов)

– Вы знаете какой? (нет не знаем)

– Помогут ли вам знания о частях слова? (помогут)

– Определите их (лесостеп, синеглазый – по 2 корня)

– Что сделали с корнями? (соединили)

– К какому способу отнесем слова? (не знаем) – Хотите узнать?

– Определите тему урока ? « Способы образования слов»

Какую цель поставим перед собой? (продолжи предложения):

Узнать о …(новом способе образования слов и как соединяются корни).

Научиться правописанию … (слов с двумя корнями).

Выяснить роль …(нового способа в речи).

Составить … (алгоритм правописания слов).

2. Осмысление.

Выпиши оставшиеся слова в столбик. От каких слов они образованы:

Лесостепь – лес, степь (проверка по слайду)

Синеглазый – синий, глаза

Подберите с ним схемы:

– Какие схемы показывают новый способ образования новых слов? (2 и 3)

– Как они построены? (сложили основы) – Что значит сложили? (соединили)

– В какой науке встречается это понятие? (в математике)

– Что можно сложить в русском языке? (буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в текст).

– С помощью чего сложили основы? (с помощью гласных)

– Каких гласных? (о и е)

– Где мы с ними сегодня встречались? (на мин. чистописания)

– Если основы сложили, значит как можно назвать такие слова? (сложные)

– Что добавим к названию темы урока? (сложные слова)

– Как можно назвать гласные о и е соединяющие основы? (соединительные)

Вывод: Как называется новый способ образования новых слов? (сложение основ).

Соотнесите свой вывод с правилом учебника, с.78. Расскажите правило друг другу.

3. Исследуйте, когда пишутся соединительные гласные о или е.

Работа в группах.

На табличках каждой группы написаны слова. Прочтите их. Выберите и подчеркните только сложные слова: Мореход, птичница, самовар, чемоданчик, пешеход, самовар, пылесос, командир, самолёт, фотоаппарат, спортзал.

– Верно ли утверждение: все длинные слова являются сложными? (нет, не верно)

– По какому признаку вы выбирали сложные слова? (2 основы, 2 корня) Докажите, выделив корни и основы (выделяют на табличках)

– Всмотритесь в слова и сделайте вывод, когда пишется соединительная о, а когда е? (если, первая основа на твердый согласный – о, если на мягкий и шипящий – е).

– Что вы можете сказать о 2-х последних словах? (нет соединительной гласной)

– Какой вывод можете сделать?(Корни в сложных словах не всегда соединяются соединительными гласными)

Проверьте свой вывод по учебнику, с.81.

Расскажите правило друг другу.

4. Игра «Конструктор» (в группах).

Образуй новые слова новым способом – сложением основ (1,2,3,6),

1, 3 гр. 2, 5 гр.
Сено
Рыба
Лёд
пуля
Масло
Сад
кол
метать
косилка
лов
вод
завод
сок
земля
мясо
бетон
мышь
кофе
молоть
мешать
выжимать
трясти
рубить
ловить

(взаимопроверка по слайду)
Сенокосилка
Рыболов
Ледокол
Пулемет
Маслозавод
Садовод
соковыжималка
землетрясение
мясорубка
бетономешалка
мышеловка
кофемолка

«Путаница» – слова перепутались, помогите им(4,5гр. )

ПЫЛЕХОД, ВЕРТОСОС, ЛЕДОКАТ, САМОВОЗ, МОРЕЛЁТ, ПАРОЛЁТ, ВОДОХОД, САМОВОЗ

Пылесос
Вертолёт
Ледоход
Самокат
Мореход
Паровоз
Самолёт
Водовоз

Вывод: когда писали о, а когда е?

5. Исследуйте, роль сложных слов в речи.

Что означают слова: маслозавод, рыболов?

– Как сказать удобнее:

Завод по приготовлению масла или маслозавод?

Человек, который любит ловить рыбу или рыболов?

– Почему? (так короче, удобнее, быстрее)

Вывод: какую роль играют сложные слова в нашей речи?

(их используют для краткости речи).

6. Работа в паре «Учитель-ученик»: продиктовать друг другу по 2 предложения, а ваш ученик должен их записать и заменить каждое сложным словом.

1 в. – Падание листьев с деревьев осенью. – (листопад)

Поездка по дальним странам. – (путешествие)

2 в. – Место, где вода падает с высоты. – (водопад)

Выпадение снега в большом количестве. – (снегопад)

Взаимопроверка по карточкам. Взаимооценка.

7. Динамическая пауза.

(Показ 4 слайда" Лес", фонограмма" Голоса птиц'')

Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Погуляем,
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. (Наклоны, приседанuя)

8. Продолжим задание решением кроссворда.

Кто догадался, о ком будет кроссворд? (о птицах)

Кроссворд «Птицы» (работа в группах)

Загадки для кроссворда

– Эта птица получила свое название за поведение. Она всегда ловит мух. (Мухоловка)

– Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнезда, вместе выкармливают птенцов. Оперенье на головке – черное. (Черноголовка)

– Эта птичка вся зеленая с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У нее очень красивый голос, поэтому ее еще называют лесной канарейкой. (Зеленушка)

– Серенькая птичка,
Птичка – невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка)

– Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

– Эта птичка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост, вспыхивает огоньком, как будто горит. (Горихвостка)

– Эта птица – настоящий акробат:

Только она может бегать по стволу и вверх, и вниз головой. (Поползень)

– На головке этой птички – корона. Короны, как известно, бывают у королей. Но птичка очень маленькая. Ростом меньше стрекозы, поэтому и назвали ее .... (Королек)

– Пусть я птичка невеличка, у меня друзья привычка:

Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (Снегирь)

– Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде? (Орнитолог)

– Прочитайте в словаре (толковый и в компьютере) значение этого слова.

(Сложное слово, греч., образовалось от орнитос – птица, логос – учение, орнитолог – ученый, специалист, изучающий птиц)

– Найдите в кроссворде слова с двумя основами. (Черноголовка, вертишейка, горихвостка.)

(Показ слайдов с этими птицами)

Близится зима. Какое внимание мы должны оказать птицам?

IV. Рефлексия.

1. Составим алгоритм правописания сложных слов (заполните у себя на листах и на доске представители групп)

2. Контроль знаний.

Работа по учебнику, упр.147 (работа в паре).

Запиши слова (в тетрадь) в следующем порядке:

(Те же схемы, что и в начале урока и добавим новый способ образования новых слов)

Проверьте себя по слайду и оцените свою работу на уроке (сигналы – зеленый, желтый, красный)

3. Достигли ли мы цели урока? Выполнили поставленные задачи?

Продолжи фразу:

  • Я узнал …
  • Удивился
  • Исследовал

– В конце урока предлагаю превратиться в птичек. У каждого на парте фигурка своей птички.

– Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим и у вас отличное настроение, поместите птичку на вершину дерева. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, и у вас хорошее настроение, поместите птичку на середину дерева. Если вам непонятно образование и написание сложных слов, и у вас грустное настроение оставьте птичку на земле под деревом. (Ученики размещают фигуры птичек).

– Отметить и оценить активных ребят.

Д/з: Составить творческий проект «Правописание буквы соединительной гласной в сложных словах»

– Молодцы! Спасибо всем за урок!

Приложение.