Класс: 1
Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
- Сформировать представление о существенном свойстве культурных растений.
- Формировать умение определять растения, относящихся к культурным формам разведения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
1) музыкальный фрагмент «Шум природы»;
2) эталоны шагов учебной деятельности (из курса «Мир деятельности»): фиксация затруднения, причина затруднения, цель;
3) картинки с изображением отгадок для задания 1 на этапе актуализации знаний:
4) эталон «Виды растений»;
5) эталон «Животные»;
6) эталон «Растения»;
7) картинки для задания на пробное действие:
8) эталон «Культурные растения»:
9) образец таблицы (мелом на доске).
Раздаточный материал:
- карточки с изображением животных и растений, как Д-3, но меньшего размера (на каждого учащегося);
- карточки с изображением растений, как Д-7, но меньшего размера (на каждого учащегося);
- заготовки для составления эталона:
- розочки на каждого учащегося для рефлексии оценивания.
Информационное обеспечение:
- лист 1 (изображения отгаданных животных и растений);
- лист 2 (изображения растений для пробного действия);
- лист 3 (заготовка для составления эталона «Культурные растения»).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством музыкального фрагмента, введения на урок сказочного персонажа «Мыслика»;
- определить содержательные рамки урока: изучение новой группы животных;
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель включает музыку «Шум природы» Д-1 (Слайд 1). По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придёт на урок.
– Кто пришёл к нам на урок? (Мыслик.)
– Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды растений.)
– Как изменилось ваше настроение, когда вы встретились с Мысликом?
Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.
– Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу растений.)
– Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности Д-2 (Слайд 1).
– Назовите шаги.
Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.
– Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
- актуализировать знание свойств, по которым живые организмы делятся на группы; понятие «Существенный признак»; знание особенностей царств животных и растений;
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация знания свойств деления на группы представителей живой природы, существенных признаков царств животных и растений.
– С чего мы начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
– Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.)
Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора Д-3 (Слайд 2).
-
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза.) -
Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает.
(Корова.) -
У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.
(Петух.) -
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака.) -
Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник.) - Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный …
(Василек.)
– Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словосочетанием, что изображено на экране. (Представители живой природы.)
– Что вы уже знаете о представителях живой природы? (Живые организмы рождаются, растут, питаются, дышат, дают потомство и умирают; выделяют группы представителей живой природы.)
– Что нужно сделать, чтобы определить живые организмы в группу? (Нужно выбрать признак.)
– Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются и другие.)
– Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)
Учитель открывает на доске эталон Д-4, (Слайд 2, анимация).
Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных представителей живой природы Р-1.
Если ученики работают на компьютерах, то открывают заготовку «Культурные растения». Данное задание представлено на листе 1.
– Разделите представителей живой природы на группы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
– Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу животных и растений.)
Учащиеся могут назвать группу культурных растений. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.
– Каких представителей живой природы вы отнесли к царству животных? (Собаку, корову, петуха.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу (Слайд 3, анимация).
– У кого из вас по-другому? (…)
– Назовите существенный признак этой группы. (Питаются готовыми органическими веществами, способны к свободному передвижению, не очищают воздух.)
Учитель вывешивает на доску эталон «Животные» Д-5 (Слайд 3, анимация). Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
– Каких представителей живой природы вы отнесли к царству растений? (Розу, подорожник, василек.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих растений в одну группу (Слайд 3, анимация).
– У кого из вас по-другому? (…)
– Назовите существенный признак этой группы. (Питаются солнечной энергией, неподвижны, очищают воздух.)
Учитель вывешивает на доску эталон «Растения» Д-6 (Слайд 3, анимация). Если ранее были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
– К какой группе вы отнесли розу? (К группе культурные растения.)
– Каких еще культурные растения вы знаете? (Гвоздика, тюльпан т.д.)
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Культурные растения.)
Учитель фиксирует тему урока на доске (Слайд 4, анимация).
2) Пробное действие.
– Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления представителей живой природы на группы, существенные признаки царства животных и царства растений.)
– Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Учитель вывешивает на доску картинки из набора Д-7, аналогичные карточки раздаёт учащимся (Слайд 5, анимация.)
Если ученики работают на компьютерах, то данное задание представлено на листе 2.
– Что пред вами? (Перед нами растения.) Сколько их? (Шесть.)
– Назовите их. (Смородина, нарцисс, пшеница, петрушка, ландыш, морковь.)
Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.
– Вам нужно выбрать только тех растений, которые относятся к культурным.
– Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выделять растения, которые относятся к культурным.)
– Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)
– Как вы поймете, какое затруднение? (Мы должны понять, что мы не можем.)
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение» из набора Д-2 (Слайд 5, анимация).
– Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Если работа организована на индивидуальных компьютерах, то дети должны «вырезать» картинки с «лишними» растениями.
– Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
– Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать растения, которые относятся к группе культурных.)
– Кто выбрал, назовите растения.
Несколько учащихся озвучивают свои результаты.
– Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон.
Учащиеся в замешательстве, так у них нет эталона.
– Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)
– Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)
Учитель на доске записывает вопросительный знак (Слайд 5, анимация).
– Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение» из набора Д-2 (Слайд 6).
– Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)
Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения» из набора Д-2, (Слайд 6, анимация).
– Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти растения, которые относятся к группе культурных.)
– Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие живые организмы относятся к группе животных, а какие – к группе растений? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)
Учитель прикрепляет на эталон «Причина затруднения» красный круг из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).
– Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы культурных растений.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)
Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель» из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).
– Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак культурных растений.)
Учитель перемещает шарик из эталона «Причина затруднения» на эталон «Цель» (Слайд 6, анимация).
– Давайте подумаем, что вам может помочь. Вспомните, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым живые организмы могут делиться на группы.)
Учитель обращает внимание на эталон Д-4 (Слайд 6, анимация).
– Подумайте, как вам может помочь этот эталон? (Мы можем из этого списка выбрать тот признак, который нам подойдёт.)
– А как вы выберите этот признак? (…)
Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.
– В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у культурных растений. Он все культурные растения сложил в одну группу, а растение, которое не относится к культурным, он отложил в сторону.
– Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним все растения, которые относятся к группе культурных, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у растения, которое не относится к культурным).
Учитель правильно располагает картинки из набора Д-7 на доске (Слайд 7).
– Назовите растения, которые относятся к группе культурных? (Смородина, пшеница, морковь, петрушка, нарцисс.)
– Какое растение к ним не относится? (Ландыш.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
- организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
- организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
- организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Я предлагаю, выполнить план в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.
– Выполните задание.
Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
– Сравните пожалуйста все растения. Как вы думаете, чем они похожи?
Ученики делают свои предположения, которые затем фронтально проверяются.
Какой же признак подходит? (Выращивание человеком.)
– Давайте проверим, подходит этот признак к ландышу? (Нет, так как это растение растет самостоятельно.)
– Итак, смогли вы узнать существенный признак культурных растений? (Выращивание человеком с какой-либо целью.)
Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.
– Итак, почему ландыш не является культурным растением? (Растет самостоятельно в лесу.)
Учитель снимает с доски картинку с изображением ландыша (Слайд 7, анимация).
– Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)
– Я предлагаю вам самим составить эталон.
Учитель раздаёт заготовки каждому ученику Р-3 (Слайд 7, анимация).
Если ученики работают на индивидуальных компьютерах, то открывают лист 3.
– Составьте свои эталоны.
Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Культурные растения» Д-8 (Слайд 8, анимация).
– Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Учебник, страница 69.
Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.
– Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)
– Мы преодолели затруднение? (Да.)
– Что вы теперь можете? (Определять, является растение культурным или нет.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: создать условия для фиксации изученного знания во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Какой ваш следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить свои знания.)
Учебник, страница 69.
– Вы должны прочитать разделить растения на группы. А затем должны доказать, является это растение культурным или нет.
Учащиеся по цепочке выполняют задание.
– Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)
Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.
– А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения определять существенный признак у насекомых.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Групповое исследование.
– Каждая группа получает растение. Необходимо рассказать о растении по плану: сказать название, определить группу, цель выращивания.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
– Проверим. Защита проектов и совместное заполнение таблицы
Учитель открывает на доске образец Д-9.
– У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
– Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у культурных растений.)
– Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
– У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (равные фигуры);
- поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
- обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
– Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у культурных растений.)
– Достигли ли вы цели?
– Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
– Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам розочку.
Учитель раздает учащимся розочки Р-4.
– Раскрасьте розочку зеленым цветом, если удалось сделать «открытие» самому, затруднений не возникало. Желтым, если вы сделали «открытие» с помощью работы класса. Красным, если вам не удалось сделать «открытие», вы не добыли новое знание.
Учитель проводит рефлексию оценивания.
– В чем возникали трудности на уроке?– Какие трудности остались на конец урока?