Урок окружающего мира по теме "Культурные растения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 1

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  1. Сформировать представление о существенном свойстве культурных растений.
  2. Формировать умение определять растения, относящихся к культурным формам разведения.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал:

1) музыкальный фрагмент «Шум природы»;

2) эталоны шагов учебной деятельности (из курса «Мир деятельности»): фиксация затруднения, причина затруднения, цель;

3) картинки с изображением отгадок для задания 1 на этапе актуализации знаний:

4) эталон «Виды растений»;

5) эталон «Животные»;

6) эталон «Растения»;

7) картинки для задания на пробное действие:

8) эталон «Культурные растения»:

9) образец таблицы (мелом на доске).

Раздаточный материал:

  1. карточки с изображением животных и растений, как Д-3, но меньшего размера (на каждого учащегося);
  2. карточки с изображением растений, как Д-7, но меньшего размера (на каждого учащегося);
  3. заготовки для составления эталона:
  4. розочки на каждого учащегося для рефлексии оценивания.

Информационное обеспечение:

  1. лист 1 (изображения отгаданных животных и растений);
  2. лист 2 (изображения растений для пробного действия);
  3. лист 3 (заготовка для составления эталона «Культурные растения»).

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  1. создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством музыкального фрагмента, введения на урок сказочного персонажа «Мыслика»;
  2. определить содержательные рамки урока: изучение новой группы животных;
  3. организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель включает музыку «Шум природы» Д-1 (Слайд 1). По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придёт на урок.

– Кто пришёл к нам на урок? (Мыслик.)

– Напомните, кто такой Мыслик? (Это житель природы, который изучает виды растений.)

– Как изменилось ваше настроение, когда вы встретились с Мысликом?

Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.

– Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу растений.)

– Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.

Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности Д-2 (Слайд 1).

– Назовите шаги.

Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

– Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

  1. актуализировать знание свойств, по которым живые организмы делятся на группы; понятие «Существенный признак»; знание особенностей царств животных и растений;
  2. тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
  3. мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
  4. организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
  5. организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация знания свойств деления на группы представителей живой природы, существенных признаков царств животных и растений.

– С чего мы начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

– Мыслик приготовил вам загадки. Что вы должны сделать? (Мы должны их отгадать.)

Учитель вслух читает загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора Д-3 (Слайд 2).

  1. Хоть не зверь я и не птица,
    Но сумею защититься!
    Растопырю коготки -
    Только тронь мои цветки!
    (Роза.)

  2. Голодная мычит, сытая жует,
    Всем ребятам молоко дает.
    (Корова.)

  3. У бравого вояки красная пилотка
    Сапоги со шпорами и важная походка
    Пестрый мундир, у кур он командир.
    (Петух.)

  4. К своим ласкается,
    На чужих ругается.
    У своего теремочка
    Сидит на цепочке.
    (Собака.)

  5. Путник часто ранит ногу
    Вот и лекарь у дороги.
    (Подорожник.)

  6. Каждый, думаю, узнает,
    Если в поле побывает,
    Этот синенький цветок,
    Всем известный …
    (Василек.)

– Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словосочетанием, что изображено на экране. (Представители живой природы.)

– Что вы уже знаете о представителях живой природы? (Живые организмы рождаются, растут, питаются, дышат, дают потомство и умирают; выделяют группы представителей живой природы.)

– Что нужно сделать, чтобы определить живые организмы в группу? (Нужно выбрать признак.)

– Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются и другие.)

– Как называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)

Учитель открывает на доске эталон Д-4, (Слайд 2, анимация).

Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных представителей живой природы Р-1.

Если ученики работают на компьютерах, то открывают заготовку «Культурные растения». Данное задание представлено на листе 1.

– Разделите представителей живой природы на группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

– Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Группу животных и растений.)

Учащиеся могут назвать группу культурных растений. В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.

– Каких представителей живой природы вы отнесли к царству животных? (Собаку, корову, петуха.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу (Слайд 3, анимация).

– У кого из вас по-другому? (…)

– Назовите существенный признак этой группы. (Питаются готовыми органическими веществами, способны к свободному передвижению, не очищают воздух.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Животные» Д-5 (Слайд 3, анимация). Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

– Каких представителей живой природы вы отнесли к царству растений? (Розу, подорожник, василек.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих растений в одну группу (Слайд 3, анимация).

– У кого из вас по-другому? (…)

– Назовите существенный признак этой группы. (Питаются солнечной энергией, неподвижны, очищают воздух.)

Учитель вывешивает на доску эталон «Растения» Д-6 (Слайд 3, анимация). Если ранее были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

– К какой группе вы отнесли розу? (К группе культурные растения.)

– Каких еще культурные растения вы знаете? (Гвоздика, тюльпан т.д.)

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Культурные растения.)

Учитель фиксирует тему урока на доске (Слайд 4, анимация).

2) Пробное действие.

– Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления представителей живой природы на группы, существенные признаки царства животных и царства растений.)

– Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

Учитель вывешивает на доску картинки из набора Д-7, аналогичные карточки раздаёт учащимся (Слайд 5, анимация.)

Если ученики работают на компьютерах, то данное задание представлено на листе 2.

– Что пред вами? (Перед нами растения.) Сколько их? (Шесть.)

– Назовите их. (Смородина, нарцисс, пшеница, петрушка, ландыш, морковь.)

Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.

– Вам нужно выбрать только тех растений, которые относятся к культурным.

– Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выделять растения, которые относятся к культурным.)

– Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)

– Как вы поймете, какое затруднение? (Мы должны понять, что мы не можем.)

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение» из набора Д-2 (Слайд 5, анимация).

– Выполните это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Если работа организована на индивидуальных компьютерах, то дети должны «вырезать» картинки с «лишними» растениями.

– Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

– Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать растения, которые относятся к группе культурных.)

– Кто выбрал, назовите растения.

Несколько учащихся озвучивают свои результаты.

– Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон.

Учащиеся в замешательстве, так у них нет эталона.

– Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)

– Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)

Учитель на доске записывает вопросительный знак (Слайд 5, анимация).

– Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение» из набора Д-2 (Слайд 6).

– Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)

Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения» из набора Д-2, (Слайд 6, анимация).

– Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти растения, которые относятся к группе культурных.)

– Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие живые организмы относятся к группе животных, а какие – к группе растений? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)

Учитель прикрепляет на эталон «Причина затруднения» красный круг из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).

– Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы культурных растений.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)

Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель» из набора Д-2 (Слайд 6, анимация).

– Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак культурных растений.)

Учитель перемещает шарик из эталона «Причина затруднения» на эталон «Цель» (Слайд 6, анимация).

– Давайте подумаем, что вам может помочь. Вспомните, что мы повторили в начале урока? (Мы повторили признаки, по которым живые организмы могут делиться на группы.)

Учитель обращает внимание на эталон Д-4 (Слайд 6, анимация).

– Подумайте, как вам может помочь этот эталон? (Мы можем из этого списка выбрать тот признак, который нам подойдёт.)

– А как вы выберите этот признак? (…)

Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.

– В этой ситуации вам решил помочь Мыслик. Он давно понял, какой существенный признак у культурных растений. Он все культурные растения сложил в одну группу, а растение, которое не относится к культурным, он отложил в сторону.

– Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним все растения, которые относятся к группе культурных, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у растения, которое не относится к культурным).

Учитель правильно располагает картинки из набора Д-7 на доске (Слайд 7).

– Назовите растения, которые относятся к группе культурных? (Смородина, пшеница, морковь, петрушка, нарцисс.)

– Какое растение к ним не относится? (Ландыш.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

  1. организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
  2. организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
  3. организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Я предлагаю, выполнить план в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.

– Выполните задание.

Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:

– Сравните пожалуйста все растения. Как вы думаете, чем они похожи?

Ученики делают свои предположения, которые затем фронтально проверяются.

Какой же признак подходит? (Выращивание человеком.)

– Давайте проверим, подходит этот признак к ландышу? (Нет, так как это растение растет самостоятельно.)

– Итак, смогли вы узнать существенный признак культурных растений? (Выращивание человеком с какой-либо целью.)

Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

– Итак, почему ландыш не является культурным растением? (Растет самостоятельно в лесу.)

Учитель снимает с доски картинку с изображением ландыша (Слайд 7, анимация).

– Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)

– Я предлагаю вам самим составить эталон.

Учитель раздаёт заготовки каждому ученику Р-3 (Слайд 7, анимация).

Если ученики работают на индивидуальных компьютерах, то открывают лист 3.

– Составьте свои эталоны.

Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «Культурные растения» Д-8 (Слайд 8, анимация).

– Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Учебник, страница 69.

Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.

– Какой вывод вы можете сделать? (Мы всё открыли правильно.)

– Мы преодолели затруднение? (Да.)

– Что вы теперь можете? (Определять, является растение культурным или нет.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: создать условия для фиксации изученного знания во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

– Какой ваш следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить свои знания.)

Учебник, страница 69.

– Вы должны прочитать разделить растения на группы. А затем должны доказать, является это растение культурным или нет.

Учащиеся по цепочке выполняют задание.

– Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)

Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.

– А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения определять существенный признак у насекомых.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Групповое исследование.

– Каждая группа получает растение. Необходимо рассказать о растении по плану: сказать название, определить группу, цель выращивания.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

– Проверим. Защита проектов и совместное заполнение таблицы

Учитель открывает на доске образец Д-9.

– У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

– Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у культурных растений.)

– Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

– У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (равные фигуры);
  2. поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
  3. обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

– Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

– Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у культурных растений.)

– Достигли ли вы цели?

– Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.

– Оцените свою работу на уроке. Мыслик принес вам розочку.

Учитель раздает учащимся розочки Р-4.

– Раскрасьте розочку зеленым цветом, если удалось сделать «открытие» самому, затруднений не возникало. Желтым, если вы сделали «открытие» с помощью работы класса. Красным, если вам не удалось сделать «открытие», вы не добыли новое знание.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

– В чем возникали трудности на уроке?

– Какие трудности остались на конец урока?