Цель урока: показать художественную ценность, коммуникативную значимость жанра письма;
Задачи урока:
1. Обучающие:
- познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;
- способствовать формированию умения воспринимать готовые тексты писем разных стилей и определять их стилистические признаки;
- составлять собственные письма с учётом правил текстообразования;
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки учащихся;
- расширять представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
- развивать навык работы в группах;
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку;
- на примерах переписки выдающихся людей воспитывать интерес к эпистолярному жанру;
- воспитывать любовь к родному городу, его истории.
Оформление: тексты писем А.С.Пушкина, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, видеофильм «Письма Татьяны и Онегина», чистые конверты, презентация «Улицы нашего города».
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация знаний;
- Основная часть:
- Работа в группах с текстом художественного стиля;
- Работа в группах «Узнай письмо»;
- Индивидуальная работа по оформлению конвертов;
- Страничка «Знаешь ли ты свой город?»
- Творческое задание по группам;
- Выводы;
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. У нас урок развития речи, и назвала я его «Я к вам пишу – чего же боле…» Внимание на экран.
(видеофрагмент «Письмо Татьяны» и «Письмо Онегина» в исполнении учеников)
Учитель: Эти фрагменты из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а эти письма, наверное, самые известные письма в русской литературе. Благодарим наших артистов. А теперь: прошло почти 200 лет, и появилась мода на другие послания.
На экране слайд с детской перепиской из «Контакта».
Учитель: Увы, вот так изменились письма со времен Александра Сергеевича. Вы скажете: 200 лет – это много. Да, много, и сейчас уже никто не изъясняется, как Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Но неужели единственное, на что мы способны, - это подобные реплики в «Контакте», ведь вы называете это перепиской! Итак, вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о письме. Актуален ли этот жанр сегодня? Зачем и как нужно писать письма? Об особенностях, истории, стилистической принадлежности письма. Необходимость этого разговора я поняла из результатов того небольшого опроса, что мы провели недавно в классе. Я уже с результатами знакома, сейчас ребята познакомят с этими результатами вас.
Ученики знакомят класс с результатами опроса «Письмо в моей жизни».
2. Основная часть.
Учитель: Всем хотелось бы получать письма и научиться правильно писать письма самому. Давайте сначала обратимся к классическим образцам. Перед вами фрагмент «Письма Татьяны», прочитайте его, посоветуйтесь и определите, в каком стиле написано оно, докажите свою точку зрения.
Ученики определяют художественный стиль, называют присущие черты.
На доске и в тетрадях начинается оформление схемы
«Письмо: стилистическая принадлежность» (на одной стр. – схема, на другой – остальная работа)
Учитель: Что вы можете сказать о героине? Какой она представляется вам?
(Девушка мечтательная, начитанная, смелая, эмоциональная.)
Учитель: «Письмо» - это один из распространенных литературных приёмов, используемых авторами. Есть даже целые романы в письмах. И такой жанр называется эпистолярным, от греч. Эпистола – письмо, послание.(Запись на доске и в тетради)
Мы с вами уже встречали в разных произведениях письма героев, попробуйте узнать их, назвать авторов.
Работа в группах с раздаточным материалом
«Письма из художественных произведений»
Ответы детей.
Учитель: выпишите(подчеркните) формулы обращений, приветствий и формулы прощания из этих писем. Прочитайте. Можно ли по зачинам и концовкам определить, к какой эпохе относятся письма? Но композиция прошла испытание временем: она неизменна.
Учитель: Выберите из всех писем письмо Ваньки Жукова, поработаем теперь с ним. Определите, в каком стиле написано письмо Ваньки Жукова, докажите.
Ученики определяют разговорный стиль.
Вносят дополнение в схему на доске и в тетрадях.
Учитель: Что скажете об этом герое, каким он вам представляется? Какие чувства вызывает?
Учитель: А кто помнит адрес, который Ваня написал на письме? «На деревню дедушке». И всем читателям понятно, что Ванино письмо не дойдет.
Практическое задание.
Учитель: Давайте начнем учиться с самого простого: с заполнения конверта. Приготовьте адреса близких вам людей, кому бы вы хотели написать письмо.
- Как называется человек, которому письмо предназначено? (адресат – запись на доске). Запишите правильно адрес, не забудьте знаки препинания.
- Как называется автор письма? (адресант – запись на доске).
- Вспомните, как называются такие пары слов? (паронимы)
- Правильно запишите индекс. Кто-нибудь знает, что обозначают эти цифры? Первые три цифры – код города, следующие три цифры – код почтового отделения.
Учитель: Правильно оформленный конверт – гарантия того, что письмо дойдет до адресата. Но бывает и такое, что в ваш почтовый ящик бросили чужое письмо.
Страничка «Знаешь ли ты свой город?»: у меня два потерявшихся письма, зачитываю адрес: «Проезд Гонора и проезд Шестакова», кто знает, где расположены эти улицы, куда нам доставить письма?
Ученики с презентацией «Улицы города»
Учитель: Обидно, если потеряется письмо от друга или родственника, но бывают такие письма, потеря которых может привести к неприятностям. Вот письмо, пришедшее на мой адрес. (Зачитывается текст делового письма.)
Учитель: Отличается ли данное письмо от предыдущих писем? Чем?
Ученики говорят о стилистических особенностях письма, лексике, называют официально-деловой стиль речи.(Добавляется в схему.)
Учитель:
- Какова цель данного письма?(сообщение информации)
- Какова цель предыдущих писем?(поделиться мыслями, впечатлениями)
Учитель: Все письма делятся на личные и деловые. Отличия вы отчасти указали, укажите теперь, что общего у этих писем.(Адресат, адресант, композиция)
Учитель: Сегодня на уроке мы проанализировали несколько писем. Из каких же основных частей они должны состоять? ( Ответы учеников)
Композиция письма
- Вступление (приветствие и обращение к адресату)
- Основная часть ( деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата)
- Заключение ( выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания)
Учитель: Эти памятки есть у вас на столах, дома вклеите их в свои тетради, а сейчас поработаете самостоятельно в группах.
Творческое задание по группам: одни группы работают с деловыми письмами, другие с личными. Дети должны определить тип письма, назвать адресата и адресанта, стиль, найти характерные признаки, отредактировать письма, устранив стилистические несоответствия. Прежде чем начать работать, необходимо сказать, что читать чужие письма нельзя, это неэтично. Но эти письма известных людей опубликованы и стали достоянием русской культуры.
План ответа:
- Определите тип письма: личное или деловое.
- Назовите адресата и адресанта, формулу приветствия и обращение.
- Чему посвящена основная часть письма - кратко-(адресант информирует о…, рассказывает о…; делится, интересуется).
- Назовите формулу прощания.(В заключение адресант пишет…)
- Каким вам представляется автор письма, его настроение?
Какие чувства у вас вызывает?
Проверка задания.
3. Выводы.
Итак, сделаем выводы об особенностях эпистолярного жанра:
- Точное обозначение адресата и адресанта.
- Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи.
- Использование этикетных формул.
- Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений.
- Проявление авторского «я».
- Жесткая композиция текста.
Учитель: Как вы думаете, почему после прочтения писем я спрашивала у вас, каким представляется нам адресант? (Письмо характеризует человека)
Учитель: Вернемся к первому письму нашего современника. Что можно подумать о нем, прочитав его письмо? (Это необразованный, грубый, невоспитанный человек)
Учитель: Помните, что переписка современников – это документ эпохи. И как мы сегодня изучаем письма Пушкина, Толстого, так наши потомки будут изучать и наши письма. Представьте, что они о нас подумают,Что вы оставите своим потомкам?
Учитель: Конечно, мы не станем отрицать блага цивилизации, будем пользоваться электронной почтой. Но делать это надо грамотно. Если пишешь письмо, пиши его правильно.
Учитель: Преимущества электронной переписки очевидны: не надо выходить из дома, письмо быстро доходит до адресата. А можно сказать что-то в защиту бумажного письма? Чем оно лучше электронного?(устно или письменно) Его можно перечитывать через годы, это память о близких нам людях, бумага хранит тепло рук пишущего. Может быть и в 21 веке есть романтики, кто будет писать на бумаге?
4. Рефлексия. Домашнее задание.
Учитель: О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали?(ответы детей) Конечно, хорошее письмо мы написать бы не успели, но вы сделаете это дома. У вас есть подписанные конверты, напишите письма и отправьте. Я уверена: вам обязательно ответят. Пусть это и будет вашим домашним заданием. И закончить урок мне хочется словами поэтессы Н. Кузовлевой:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены…