Урок географии по теме "Вода на Земле". 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,
  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала;
  • делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
  • способствовать развитию коммуникативных умений;
  • развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

  • Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
  • Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

  • Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная .

Оборудование для учителя:

  • мультимедийная презентация;
  • видеофильм «Гидросфера Земли»;
  • компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • физическая карта полушарий;
  • глобус, вода в стакане.

Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин/, 2012; тетрадь с печатной основой, оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, кусочек сахара-рафинада, столовые ложки, тарелки.

Используемая методическая литература:

  1. Поурочные разработки по географии Никитина Н.А.
  2. Уроки географии с применением информационных технологий. Долгорукова С.В. Кугут И.А.

Предмет исследования: вода – источник жизни.

Краткое описание: Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

(Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Организационный момент.

Слайд 1.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка…

Слайд 2.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадки (слайд 2)

«С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей ее – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода»

(Вода)

– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Слайд 3.

Откройте тетрадь с ПО (стр.63), запишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока.

Слайд 4.

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

Слайд 5.

Сегодня на уроке мы должны:

  1. Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
  2. Заполнить схему «Состав гидросферы»
  3. Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
  4. Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Слайд 6.

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Слайд 7.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Слайд 8.

Проблемный вопрос урока

Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Слайд 9. (стихи – Алёшкина Ан.)

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Слайд 10.

Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?

Слайд 11.

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Слайд 12.

Ребята, как вы думаете, почему существует выражение «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» (выслушиваются мнения учащихся).

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Слайд 13.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. (демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Слайд 14.

  • В природе …
  • Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии
  • Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии
  • Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии

Слайд 15.

(2 ученик зачитывает стихи):

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)

Да, по воде, находящейся в твёрдом состоянии, можно ходить и даже кататься на коньках.

Слайд 16.

Вода обладает и другими уникальными свойствами

  • Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
  • Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Слайд 17.

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?

3 ученик.

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. (С. Олегова)

Каково же, по-вашему, значение воды?

Слайд 18 – 21. Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Слайд 22. Практикум «Подсчет содержания воды в организме школьника» mводы= mтела х 0,65

Слайд 23.

Минутка отдыха

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
Учитель. Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.

Слайд 24.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 25. Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).

Она состоит из трёх частей. Каких? (Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).

Дополните схему в тетради.

Слайд 26. Проверим, справились ли вы с заданием – вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Слайд 27.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Слайд 28. Он подразделяется на 4 океана.

Слайд 29.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься
Длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30. Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь – Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

В тетрадь!

Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

IV. Закрепление нового материала.

Слайд 31.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля – 71% воды, суши – 29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Ульяновске множество киосков по продаже питьевой воды. Почему?

Слайд 32.

(Загрязнение воды)

Выступление учащихся:О качестве воды и её влиянии на здоровье человека мы узнаем из презентации, подготовленной Миленой и Леной. Давайте послушаем их.

(Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; – обобщение.)

Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.

V. Рефлексия.

Слайд 33

Что нового Вы сегодня узнали?

Что понравилось на уроке?

Выводы: В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Слайд 34. Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы (думаете) ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

Слайд 35. Правильные ответы

Слайд 36. Домашнее задание

Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр. 63-65)

Слайд 37.

У меня на столе – магниты.

Я вас прошу: Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске

– жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,

– синий – если урок Вам не понравился было скучно.

Слайд 38.

Спасибо за работу на уроке! До новых встреч!