Цели урока:
- познакомить с русской народной сказкой “Два мороза”, развивать умения работать с текстом, анализировать поступки героев;
- совершенствовать навыки беглого чтения;
- воспитывать трудолюбие у детей.
Ход урока
1. Организационный момент. (Чтение стихотворения учителем, текст стихотворения на доске)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник
Он узоры на окне
Это – клён, а это – ива
Вот и пальмы предо мной
Как рисует он красиво
Белой краскою своей.
О чём говорится в четверостишии? Какие бывают
морозы?
Какую тему мы изучаем на уроках литературного
чтения?
Какие произведения мы уже изучили по этой теме?
Что вы ждёте от этого урока литературного чтения?
Какие виды работы вы любите выполнять на уроках
литературного чтения?
2. Актуализация знаний учащихся.
Игра “Да и нет” (дети записывают ответы на листочках: согласны – +, нет – -)
- Согласны ли вы, что старик, собака, старуха, дочка – герои сказки “Снегурочка?” +
- Согласны ли вы, что первый к кому обратилась курочка за помощью – это хозяюшка? +
- Согласны ли вы, что фраза “Как аукнулось так и откликнулось” относится к лисе? +
- Согласны ли вы, что персонаж, который встретился девочке после печки – это речка? -
- Согласны ли вы, что гуси-лебеди помогли спасти братца? –
- Согласны ли вы, что солдат, старуха, топор – из сказки “Каша из топора”? +
- Согласны ли вы, что все перечисленные произведения относятся к устному народному творчеству? +
- Согласны ли вы, что сегодня на уроке мы будем изучать новую сказку? Почему? Докажите. +
3. Речевая разминка.
Стали дни короче,
Ночью дождик лил.
А пришёл стекольщик
Лужи застеклил. (Мороз)
Прочитайте четверостишие с интонацией радости, удивления, в медленном темпе, с ускорением.
Игра “Эхо”
Учитель читает загадку, дети повторяют эхом.
К какому жанру относится это четверостишие? Докажите. Назовите жанры устного народного творчества.
1. Анализ названия сказки. “Два Мороза”
Как вы думаете, о чём нам расскажет сказка?
Кто в этой сказке главные действующие лица?
Какие события могут происходить в сказке?
Физкультурная минутка.
Мы снежинки
Мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки-балеринки
Мы танцуем день и ночь
Мы деревья побелим
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
2. Словарная работа. (Расшифруй слова)
Бубенчик – металлический шарик с кусочком
металла внутри, позванивающий при встряхивании.
Дровосек – человек, рубящий дрова.
Купец – богатый человек, живущий в городе.
Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне,
занимающийся обработкой земли.
1. Первичное чтение сказки учителем. (При закрытых учебниках)
– Что придумали делать Морозы?
– Что понравилось вам в сказке?
2. Повторное чтение сказки учащимися цепочкой.
– Как вы думаете, какая это сказка: литературная или народная? Докажите.
Назовите жанровые особенности сказок:
- волшебство
- троекратное повторение
- добрые и злые силы
- добро побеждает зло
– Найдите в этом произведении жанровые особенности сказки.
3. Выборочное чтение.
– Знал ли старший брат, что младшему будет трудно справиться с дровосеком?
– Что сказал он до и после рассказа младшего?
– В каких словах выражена главная мысль сказки? Прочитайте.
(Топор лучше шубы греет).
Анализ иллюстрации в учебнике.
– Так ли вы представляли себе Морозов?
– Найдите в сказке отрывки, которые подходят к данным иллюстрациям сказки?
– Найдите волшебные, устаревшие слова. Докажите.
4. Работа в парах.
Какой отрывок вам понравился в этой сказке?
Чтение понравившегося отрывка из сказки по ролям.
5. Групповая работа.
(Класс делится на группы по желанию детей)
1. Задание.
– Какая пословица из предложенных подходит к данной сказке? Научитесь читать её вместе выразительно.
Береги нос в большой мороз.
В зимней шубке и морозы – шутка.
Зима – лодыря морозит.
– Подпиши свои пословицы, подходящие к данной сказке.
У работающего в руках дело огнём горит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
2. Задание.
Заполни таблицу.
Характеристики главных героев. Мороз Красный нос. / Мороз Синий нос.
Синий нос – мудрый, имеет жизненный опыт, его забава удалась.
Красный нос – учится на ошибках, хотел как легче, не сумел предвидеть последствия, мал жизненный опыт, проучен дровосеком.
3. Игра “Шапка вопросов”
Придумай и запиши вопрос к сказке.
Кто?
Что?
(Дети придумывают и записывают вопросы к сказке. После прочтения их выбирается лучший вопрос.)
Итог урока. Рефлексия.
Какое значение имеют сказки в жизни человека?
Чему учат сказки? Какой вид работы вам понравился на уроке?
Продолжи предложение: Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я похвалил бы себя…
Я сумел…
В помощь учителю – “Поурочные разработки по литературному чтению”, С. В. Кутявина Москва. 2012 г.