Цели урока:
Обучающая: формирование умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать, подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.
Развивающая: развитие навыка грамотного письма, мышления, речи, орфографической зоркости.
Воспитательная: воспитание культуры общения в группах
Формируемые УУД:
- Личностные : самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания.
- Регулятивные : планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
- Коммуникативные : уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
||||||||||
I. Организационный момент | Читаю стихотворение
|
Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
|||||||||||
II. Сообщение темы, постановка цели урока | У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами, достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их. | Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. |
||||||||||
– Итак, это буквы Б, П, З. С. Н – Что объединяет эти буквы? |
Все эти буквы согласные |
||||||||||||
– Скажите, пожалуйста, какую букву можно исключить? Почему? | Исключаем букву Н, потому что он не парная. |
||||||||||||
– На какие группы можно разделить оставшиеся буквы. | Парные звонкие и парные глухие |
||||||||||||
– Назовите парные звонкие согласные. | Б, З | ||||||||||||
– Назовите парные глухие согласные. | П, С | ||||||||||||
– Могут ли эти буквы
подсказать вам тему сегодняшнего урока? – Какая тема нашего урока? Правописание парных согласных на конце слова. |
Сегодня на уроке мы будем говорить о парных звонких и глухих согласных | ||||||||||||
– Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке? | Распознавать парные согласные и проверять их написание | ||||||||||||
III. Минутка чистописания |
Вспомним правильное написание букв.
|
Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | |||||||||||
Написание какой буквы, состоит из трёх наклонных линий с закруглением внизу. | Это буква Ш | ||||||||||||
Какой звук она даёт? | Звук [ш] | ||||||||||||
Дайте характеристику этому звуку. | Он согласный, парный глухой, всегда твёрдый. | ||||||||||||
– Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске) | Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы, дети подчёркивают “лучшую” букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с “лучшей” буквой. |
||||||||||||
– Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием “лучшей” буквы). | |||||||||||||
IV. Работа по теме урока 1. Игра |
Подчеркните одной чертой буквы,
которые обозначают парный глухой согласный,
кружком обведите буквы, которые обозначают
парный звонкий согласный: П О Х Ф В Т У Р Ш А Ж С К М З Г Б Д |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. |
|||||||||||
– Какие буквы обвели в кружок? | В, Ж, З, Г, Б, Д | ||||||||||||
– Какие буквы подчеркнули одной чертой? | Ф, Ш, С, К, П, Т | ||||||||||||
– Почему не обвели в кружок буквы: М, ведь она тоже звонкая? | Это не парная звонкая | ||||||||||||
– Почему не подчеркнули буквы: Х, ведь она глухая? | Это не парная глухая | ||||||||||||
2. Работа в паре. | – Распределите слова в 2 столбика в
зависимости от парной согласной, требующей
проверки. Слова со звонкой парной согласной в
левый столбик, с глухой парной – в правый.
Рядышком напишите проверочное слово. Моро(з, с), шка(в, ф), утю(г, к), арбу(з, с), мос(д,т), пиро(г, к), ланды(ж, ш), язы(г, к) |
Учащиеся распределяют слова, записывают их в нужный столбик, в зависимости от парной согласной.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: применять правила делового сотрудничества |
||||||||||
3. Буквенный диктант | – Запишите только одну букву – согласную, которую необходимо написать в конце слова. Перед заданием давайте вспомним, какие 3 способа проверки парных согласных на конце слова мы знаем? | 1 способ – один – много (дуб – дубы) 2 способ – большой – маленький (дуб – дубок) 3 способ – подставить к слову слово “нет” (дуб – нет дуба) |
Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. |
||||||||||
– А теперь приступили к выполнению
задания:
|
Дети записывают буквы. | ||||||||||||
– А теперь проверьте свою работу с образцом. |
Дети проверяют свою работу, если необходимо исправляют ошибки. | ||||||||||||
4. Физминутка | – Я буду называть слова. Если слово начинается
на звонкий парный согласный звук –
подпрыгиваете, глухой звук – приседаете. День, конь, боль, тень, трава, село, клоун, земля, год, кот, слон, звон, карандаш, тетрадь) |
Дети внимательно слушают слова, определяют первый звук в каждом слове и выполняют упражнения: приседание или подпрыгивание |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
||||||||||
5. Работа в группе | – Ребята это задание очень трудное.
Поэтому вы работаете в группах. Здесь вам
понадобятся дружба, взаимовыручка, взаимопомощь.
Старайтесь, думайте, общайтесь тихо, чтобы
остальным группам. Отгадайте загадки, и заполни клетки словами-отгадками с парной согласной на конце. [2] 1. Идёт, иглы на себе несёт, 2. Острые ушки, на лапках подушки 3. В одежде богатой, 4. Круглый, полосатый, 5. Где бы ты не находился, 6. По песку идет гора, |
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде |
|||||||||||
V. Рефлексия |
– Наш урок подходит к концу. Какое
задание вам больше всего понравилось? – Какое вызвало затруднение? – Вы сегодня замечательно потрудились. – У каждого из вас на столе лежит фигурка человечка. Представьте, что человечек – это вы. – Перед вами вершина знаний. На вершине парные согласные. |
Высказывания детей |
Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
||||||||||
– Определите своё место на пути освоения нового знания. | Дети приклеивают флажки | ||||||||||||
Выставление оценок | |||||||||||||
VII. Домашнее задание. |
Тетрадь: стр. 44 упр. 6. [3] |
Список литературы:
- О.Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина Учим русский с увлечением.
- В.М. Борисов Загадки, скороговорки, считалки.
- М.И. Кузнецова Рабочая тетрадь Пишем грамотно.