Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных на конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

Обучающая: формирование умения находить в слове орфограмму "парный согласный на конце слова" и правильно графически её обозначать, подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.

Развивающая: развитие навыка грамотного письма, мышления, речи, орфографической зоркости.

Воспитательная: воспитание культуры общения в группах

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания.
  • Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

Читаю стихотворение

На уроке тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать,
И задание выполнять.

 

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

II.  Сообщение темы, постановка цели урока У учителя в руках большой конверт. 5 учеников по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами,  достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.

Дети выходят по 1 человеку, берут из конверта букву и с закрытыми глазами пытаются угадать, какая это буква.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

– Итак, это буквы  Б, П, З. С.  Н

– Что объединяет эти буквы?

Все эти буквы согласные

– Скажите, пожалуйста, какую   букву можно исключить? Почему?

Исключаем букву Н, потому что он не парная.

– На какие группы можно разделить оставшиеся буквы.

Парные звонкие и парные глухие

–  Назовите парные звонкие согласные. Б, З
– Назовите парные глухие согласные. П, С
– Могут ли  эти  буквы  подсказать вам тему сегодняшнего урока?  

–  Какая тема  нашего  урока? 

Правописание парных согласных на конце слова.

Сегодня на уроке мы будем говорить о парных звонких и глухих согласных
Какие цели мы поставим перед собой, т. е. какую работу мы будем выполнять на уроке? Распознавать парные согласные и проверять их написание

 III. Минутка чистописания

Вспомним правильное написание букв.

Я листочек свой придвину,
Уголочком положу. 
Я, друзья, от вас не скрою 
Ручку правильно держу! 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

  Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Написание какой буквы, состоит из трёх наклонных линий с закруглением внизу. Это буква Ш
Какой звук она даёт? Звук [ш]
Дайте характеристику этому звуку. Он согласный, парный глухой, всегда твёрдый.
– Пропишите заглавную и строчную буквы “Ш,ш”, обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске)

Прописывают буквы в рабочую тетрадь (написав 4 буквы, дети подчёркивают “лучшую” букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с “лучшей” буквой.

– Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием “лучшей” буквы).    
IV.  Работа по теме урока

1. Игра

Подчеркните одной чертой буквы, которые обозначают парный глухой согласный, кружком обведите буквы, которые обозначают парный звонкий согласный:

П О Х Ф В Т У Р Ш А Ж С К М З Г Б Д

 

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

– Какие буквы обвели в кружок? В, Ж, З, Г, Б, Д
– Какие буквы подчеркнули одной чертой? Ф, Ш, С, К, П, Т
– Почему не обвели в кружок буквы: М, ведь она тоже звонкая? Это не парная звонкая
– Почему не подчеркнули буквы: Х, ведь она глухая? Это не парная глухая
2. Работа в паре. – Распределите слова в 2 столбика в зависимости от парной согласной, требующей проверки. Слова со звонкой парной согласной в левый столбик, с глухой парной – в правый. Рядышком напишите проверочное слово.

Моро(з, с), шка(в, ф), утю(г, к), арбу(з, с), мос(д,т), пиро(г, к), ланды(ж, ш), язы(г, к)

Учащиеся распределяют слова, записывают их в нужный столбик, в зависимости от парной согласной.

Слова с парной звонкой согласной

Слова с парной глухой согласной

Мороз-морозы Шкаф-шкафы
Утюг-утюги Мост-мосты
Арбуз-арбузы Ландыш-ландыши
Пирог-пироги Язык-языки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: применять правила делового сотрудничества

3. Буквенный диктант – Запишите только одну букву – согласную, которую необходимо написать в конце слова. Перед заданием давайте вспомним, какие 3 способа проверки парных согласных на конце слова мы знаем?

1 способ – один – много (дуб – дубы)

2 способ – большой – маленький (дуб – дубок)

3 способ – подставить к слову слово “нет” (дуб – нет дуба)

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

– А теперь приступили к выполнению задания:

Обед, завод, медведь, кровать,
Наряд, народ, этаж, тетрадь,
Мороз, морковь, багаж, гараж,
Малыш, запас и карандаш.[1]

Дети записывают буквы.

– А теперь проверьте свою работу с образцом.

Дети проверяют свою работу, если необходимо исправляют ошибки.
4. Физминутка – Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук – подпрыгиваете, глухой звук – приседаете. 

День, конь, боль, тень, трава, село, клоун, земля, год, кот, слон, звон, карандаш, тетрадь)

Дети внимательно слушают слова, определяют первый звук в каждом слове и выполняют упражнения: приседание или подпрыгивание

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

5. Работа в группе – Ребята это задание очень трудное. Поэтому вы работаете в группах. Здесь вам понадобятся дружба, взаимовыручка, взаимопомощь. Старайтесь, думайте, общайтесь тихо, чтобы остальным группам.

Отгадайте загадки, и заполни клетки словами-отгадками с парной согласной на конце. [2]

1. Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
ни головы, ни ног. (Ёж)

2. Острые ушки, на лапках подушки
Усы, как щетинка,
Дугою спинка. (Кот)

3. В одежде богатой,
А сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)

4. Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Сахарный и алый стал –
Кушайте, пожалуйста. (Арбуз)

5. Где бы ты не находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе, друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

6. По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный. (Верблюд)

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде

V. Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Какое задание вам больше всего понравилось?

– Какое вызвало затруднение?  

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– У каждого из вас на столе лежит фигурка человечка. Представьте, что человечек – это вы.

– Перед вами вершина знаний.  На вершине парные согласные.

Высказывания детей

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

– Определите своё место на пути освоения нового знания. Дети приклеивают флажки
Выставление оценок  

VII. Домашнее задание.

Тетрадь: стр. 44 упр. 6. [3]    

Список литературы:

  1. О.Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина Учим русский с увлечением.
  2. В.М. Борисов Загадки, скороговорки, считалки.
  3. М.И. Кузнецова Рабочая тетрадь Пишем грамотно.