Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "К нам приехал Айболит"

Разделы: Логопедия


Цель: Коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы, активизация речевой деятельности детей на материале лексической темы « Части тела и лица».

Задачи педагога-психолога:

  • Развивать способность адекватно выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других.
  • Развивать чувство сопереживания.
  • Продолжать развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, быстроту реакции.
  • уточнить знания о сторонах собственного тела.
  • Обучать приёмам самомассажа, развивать желание заботиться о своём здоровье.
  • Формировать навыки контроля и самоконтроля.

Задачи учителя-логопеда :

  • Закрепить и расширить знания детей о частях тела и лица.
  • Уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме « Части тела и лица».
  • Отработать грамматические категории (образование существительных множественного числа; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; подбор местоимений мой, моя, моё, мои к существительным).
  • Формировать практические навыки словообразования.
  • Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом и кратко.
  • Совершенствовать навыки связной речи.
  • Развивать артикуляционную моторику, произносительные навыки.
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать явления окружающей действительности.
  • Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной деятельности.

Оборудование и материалы:

  1. Ноутбук,
  2. Презентация «Части тела и лица»,
  3. Магнитофон с аудиозаписями;
  4. Телефон;
  5. Массажные мячики;
  6. Мяч;
  7. Индивидуальные зеркала;
  8. Картинки, изображающие части тела и лица;
  9. Альбомные листы для рисования по количеству детей;
  10. Цветные карандаши, восковые мелки по количеству детей;
  11. Кукла Незнайка;
  12. Игрушечная кроватка;
  13. Костюм Айболита, чемоданчик с атрибутами.

Предварительная работа:

  • Целевая экскурсия в медицинский кабинет.
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница».
  • Дидактическая игра «Что полезно, что вредно».
  • Заучивание текста физкультминутки – логоритмики.

Ход организованной образовательной деятельности

Дети входят в кабинет, здороваются, встают в круг около логопеда.

Логопед: Ребята, случилась беда. Незнайка заболел, а что у него болит, сказать не может. Что же нам делать? (Вызвать врача).

– Каким ещё словом можно назвать врача? (Доктор).

– Какое главное дело врача? (Лечить).

– Нашему Незнайке совсем плохо. Будем вызывать скорую помощь. Подскажите, пожалуйста, мне номер телефона скорой помощи. (03).

Логопед звонит по телефону. Звучит фонограмма сирены скорой помощи. Появляется Доктор Айболит (психолог).

Айболит: Здравствуйте. Что у вас случилось?

– Я ему помогу. «Всех излечит, исцелит добрый Доктор …»

Доктор Айболит осматривает Незнайку (игрушку).

Айболит: Незнайка, что у тебя болит? Молчит. Тогда покажи, что у тебя болит. Не показывает! А может, Незнайка не знает, как называются его части тела и лица?!

Логопед: А наши дети знают и подскажут Незнайке. Ребята, подойдите к экрану. А ты, Незнайка, внимательно слушай!

Компьютерная игра « Назови, не ошибись»

На экране ноутбука появляются мальчик и девочка, они показывают сначала части лица: язык, нос, щеки, глаза…

– Что показали нам Саша и Маша?

– Какие еще части лица вы знаете?

Мальчик Саша и девочка Маша показывают части тела: ноги, руки, живот, спину…

– Что показали дети?

– Какие еще части тела вы знаете?

Игра «А что у вас?» – согласование притяжательных местоимений с существительными. (Дети называют свои части тела и лица, добавляя слово «моя щека», «мой нос», «мои брови» и т. п).

Логопед: Дети, вы уже большие, а Незнайка еще маленький. Будем называть его части тела и лица ласково. Например, у вас – рука, а у Незнайки… (и т.п.)

Игра с мячом «Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

– Молодцы, ребята. Думаю, что Незнайка теперь тоже хорошо запомнил названия частей тела и лица. Доктор Айболит, чем же заболел Незнайка?

Айболит: Мне диагноз ясен. Незнайка простудился. У него воспалилось горло, поэтому он не может говорить. А ваши дети здоровы? А ну-ка, ребята, покажите мне свои языки.

Логопед: Мы знаем интересную игру «Сказочка-указочка» (развитие артикуляционной моторики)

Логопед читает стихотворение.

– Не устала ты пока, покажи, моя рука:
Это – правая щека, это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба, здравствуй верхняя губа,
Здравствуй нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта – в них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта, влево – левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулкам не привык – робко прячется язык.
А вокруг-то – целый ряд, зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа, впереди – зубов оправа.
Нёбо вместо потолка есть во рту языка.
А когда открылся рот, язычок пошел вперед.
Интересная картинка: есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края – все про ротик знаю я!

(Дети показывают части лица и артикуляционные органы, выполняя артикуляционные упражнения).

Айболит хвалит детей:

– Вы здоровы! Но чтобы всегда оставаться здоровыми, нужно делать массаж. Учись, Незнайка!

Упражнение «Наши руки». (Самомассаж ладошек массажными мячиками)

– Это ручка – правая,
Это ручка – левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю:
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Логопед: Нам помогает быть здоровыми не только массаж, но и гимнастика:

Физкультминутка – логоритмика «Попрыгай!» – согласование речи с движениями.

Звучит фонограмма ритмичной мелодии.

Левой ножкой – прыг, прыг.
Правой ножкой – прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем,
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!

Айболит предлагает детям поиграть.

Игра «Веселые фигуры» – ориентировка в пространстве.

– Правую руку вытяните вперед, а левой рукой закройте левый глаз;

– Левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой – за левое;

– Левую руку положите на затылок, правую – на живот, а правую ногу поставьте на пятку;

– А теперь покажите грустного Незнайку;

– Почему Незнайка грустный?

Посмотрите на Незнайку. Он улыбается!

– Покажите веселого Незнайку.

– Почему он стал веселым?

Логопед: Сейчас поиграем в очень интересную игру. Незнайка запомнит как надо себя вести на улице, чтобы больше не болеть. Если услышите правильный ответ – хлопните в ладоши. Если неправильный ответ – топните ножками.

– Повторите, что нужно сделать?

Игра « Топни-хлопни» – развитие внимания и логического мышления.

– Надо громко кричать;

– Нужно разговаривать спокойным голосом;

– Можно снимать шапку на улице в холодную погоду;

– Осенью надо тепло одеваться;

– Как здорово в ботинках ходить по лужам!;

– В дождливую погоду обувают резиновые сапоги;

– Хорошо гулять без зонта в сильный дождь!;

– Наденем капюшон в дождливую погоду;

– Если сильно заболел, то звони и вызывай скорую помощь 03;

– Чтобы быть здоровым, полезно делать гимнастику и массаж.

– Быть в хорошем настроении, чаще улыбаться!

Айболит: Мы с вами делали массаж ладошек. А сейчас, чтобы не забыть, мы ладошки нарисуем.

Логопед и Доктор Айболит помогают детям обводить ладошки, закрепляют названия пальчиков.

– Какой пальчик ты обводишь? ( Мизинец) и т.п.

Логопед и Айболит: Молодцы, ребята!

Рефлексия.

Логопед: Дети, вам понравилось играть с Айболитом и Незнайкой?

Что вам понравилось больше всего?

Кому вы расскажите про то, что нужно знать, чтобы быть всегда здоровым?

Логопед: Я и Доктор Айболит желаем вам, ребята, Незнайке крепкого здоровья и угощаем вас «витаминами здоровья». Они тоже помогут вам никогда не болеть.

(Детей угощают яблоками).