Цель: Коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы, активизация речевой деятельности детей на материале лексической темы « Части тела и лица».
Задачи педагога-психолога:
- Развивать способность адекватно выражать своё эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние других.
- Развивать чувство сопереживания.
- Продолжать развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, быстроту реакции.
- уточнить знания о сторонах собственного тела.
- Обучать приёмам самомассажа, развивать желание заботиться о своём здоровье.
- Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Задачи учителя-логопеда :
- Закрепить и расширить знания детей о частях тела и лица.
- Уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме « Части тела и лица».
- Отработать грамматические категории (образование существительных множественного числа; образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; подбор местоимений мой, моя, моё, мои к существительным).
- Формировать практические навыки словообразования.
- Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом и кратко.
- Совершенствовать навыки связной речи.
- Развивать артикуляционную моторику, произносительные навыки.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать явления окружающей действительности.
- Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной деятельности.
Оборудование и материалы:
- Ноутбук,
- Презентация «Части тела и лица»,
- Магнитофон с аудиозаписями;
- Телефон;
- Массажные мячики;
- Мяч;
- Индивидуальные зеркала;
- Картинки, изображающие части тела и лица;
- Альбомные листы для рисования по количеству детей;
- Цветные карандаши, восковые мелки по количеству детей;
- Кукла Незнайка;
- Игрушечная кроватка;
- Костюм Айболита, чемоданчик с атрибутами.
Предварительная работа:
- Целевая экскурсия в медицинский кабинет.
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
- Дидактическая игра «Что полезно, что вредно».
- Заучивание текста физкультминутки – логоритмики.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети входят в кабинет, здороваются, встают в круг около логопеда.
Логопед: Ребята, случилась беда. Незнайка заболел, а что у него болит, сказать не может. Что же нам делать? (Вызвать врача).
– Каким ещё словом можно назвать врача? (Доктор).
– Какое главное дело врача? (Лечить).
– Нашему Незнайке совсем плохо. Будем вызывать скорую помощь. Подскажите, пожалуйста, мне номер телефона скорой помощи. (03).
Логопед звонит по телефону. Звучит фонограмма сирены скорой помощи. Появляется Доктор Айболит (психолог).
Айболит: Здравствуйте. Что у вас случилось?
– Я ему помогу. «Всех излечит, исцелит добрый Доктор …»
Доктор Айболит осматривает Незнайку (игрушку).
Айболит: Незнайка, что у тебя болит? Молчит. Тогда покажи, что у тебя болит. Не показывает! А может, Незнайка не знает, как называются его части тела и лица?!
Логопед: А наши дети знают и подскажут Незнайке. Ребята, подойдите к экрану. А ты, Незнайка, внимательно слушай!
Компьютерная игра « Назови, не ошибись»
На экране ноутбука появляются мальчик и девочка, они показывают сначала части лица: язык, нос, щеки, глаза…
– Что показали нам Саша и Маша?
– Какие еще части лица вы знаете?
Мальчик Саша и девочка Маша показывают части тела: ноги, руки, живот, спину…
– Что показали дети?
– Какие еще части тела вы знаете?
Игра «А что у вас?» – согласование притяжательных местоимений с существительными. (Дети называют свои части тела и лица, добавляя слово «моя щека», «мой нос», «мои брови» и т. п).
Логопед: Дети, вы уже большие, а Незнайка еще маленький. Будем называть его части тела и лица ласково. Например, у вас – рука, а у Незнайки… (и т.п.)
Игра с мячом «Назови ласково» – образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
– Молодцы, ребята. Думаю, что Незнайка теперь тоже хорошо запомнил названия частей тела и лица. Доктор Айболит, чем же заболел Незнайка?
Айболит: Мне диагноз ясен. Незнайка простудился. У него воспалилось горло, поэтому он не может говорить. А ваши дети здоровы? А ну-ка, ребята, покажите мне свои языки.
Логопед: Мы знаем интересную игру «Сказочка-указочка» (развитие артикуляционной моторики)
Логопед читает стихотворение.
– Не устала ты пока, покажи, моя рука:
Это – правая щека, это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба, здравствуй верхняя губа,
Здравствуй нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта – в них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта, влево – левый угол рта.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там – к прогулкам не привык – робко прячется язык.
А вокруг-то – целый ряд, зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа, впереди – зубов оправа.
Нёбо вместо потолка есть во рту языка.
А когда открылся рот, язычок пошел вперед.
Интересная картинка: есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края – все про ротик знаю я!
(Дети показывают части лица и артикуляционные органы, выполняя артикуляционные упражнения).
Айболит хвалит детей:
– Вы здоровы! Но чтобы всегда оставаться здоровыми, нужно делать массаж. Учись, Незнайка!
Упражнение «Наши руки». (Самомассаж ладошек массажными мячиками)
– Это ручка – правая,
Это ручка – левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю:
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Логопед: Нам помогает быть здоровыми не только массаж, но и гимнастика:
Физкультминутка – логоритмика «Попрыгай!» – согласование речи с движениями.
Звучит фонограмма ритмичной мелодии.
Левой ножкой – прыг, прыг.
Правой ножкой – прыг, прыг.
Мы попрыгаем на двух:
Ух, ух, ух, ух!
Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем,
Мы вперед пойдем
И назад отойдем!
Айболит предлагает детям поиграть.
Игра «Веселые фигуры» – ориентировка в пространстве.
– Правую руку вытяните вперед, а левой рукой закройте левый глаз;
– Левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой – за левое;
– Левую руку положите на затылок, правую – на живот, а правую ногу поставьте на пятку;
– А теперь покажите грустного Незнайку;
– Почему Незнайка грустный?
Посмотрите на Незнайку. Он улыбается!
– Покажите веселого Незнайку.
– Почему он стал веселым?
Логопед: Сейчас поиграем в очень интересную игру. Незнайка запомнит как надо себя вести на улице, чтобы больше не болеть. Если услышите правильный ответ – хлопните в ладоши. Если неправильный ответ – топните ножками.
– Повторите, что нужно сделать?
Игра « Топни-хлопни» – развитие внимания и логического мышления.
– Надо громко кричать;
– Нужно разговаривать спокойным голосом;
– Можно снимать шапку на улице в холодную погоду;
– Осенью надо тепло одеваться;
– Как здорово в ботинках ходить по лужам!;
– В дождливую погоду обувают резиновые сапоги;
– Хорошо гулять без зонта в сильный дождь!;
– Наденем капюшон в дождливую погоду;
– Если сильно заболел, то звони и вызывай скорую помощь 03;
– Чтобы быть здоровым, полезно делать гимнастику и массаж.
– Быть в хорошем настроении, чаще улыбаться!
Айболит: Мы с вами делали массаж ладошек. А сейчас, чтобы не забыть, мы ладошки нарисуем.
Логопед и Доктор Айболит помогают детям обводить ладошки, закрепляют названия пальчиков.
– Какой пальчик ты обводишь? ( Мизинец) и т.п.
Логопед и Айболит: Молодцы, ребята!
Рефлексия.
Логопед: Дети, вам понравилось играть с Айболитом и Незнайкой?
Что вам понравилось больше всего?
Кому вы расскажите про то, что нужно знать, чтобы быть всегда здоровым?
Логопед: Я и Доктор Айболит желаем вам, ребята, Незнайке крепкого здоровья и угощаем вас «витаминами здоровья». Они тоже помогут вам никогда не болеть.
(Детей угощают яблоками).