Урок по специальности "фортепиано" в подготовительном классе "Веселый паровозик"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цель занятия: комплексный подход в формировании первоначальных навыков при обучении игре на фортепиано.

Задачи:

  1. Воспитать устойчивый интерес к игре на фортепиано путем знакомства с пьесами различного характера.
  2. Создать условия для накопления слуховых впечатлений.
  3. Развивать образное мышление путем активизации фантазии и воображения учащейся.
  4. Формировать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполнения.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Закрепить навыки игры двумя руками.
  7. Использовать игровые элементы для закрепления навыков игры на фортепиано.

Методы обучения:

  1. Метод показа.
  2. Метод сравнения и сопоставления музыкальных произведений, а также различных видов искусства.

Тип занятия: Урок-путешествие, который способствует воспитанию интереса к занятиям, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащегося в творческий процесс.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Обоснование темы, цели и задач урока.
  3. Содержание занятия “Веселый паровозик”.
  4. Подведение итогов и выводы.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Основным методологическим принципом при обучении начинающих пианистов игре на фортепиано следует считать принцип комплексного подхода для развития пианистических навыков. Подобный подход обеспечивает гармоничное развитие способностей учащегося, логику приобретения им навыков по степени их усложнения, активизирует творческую инициативу учащихся, позволяет осуществлять контроль за степенью усвоения знаний.

Каждый урок строится по определенной схеме: развитие ритмических, слуховых и игровых навыков, которые, чередуясь друг с другом, позволяют сделать урок насыщенным по содержанию и разнообразным по творческим заданиям.

Данный урок проводится с учащейся, которая освоила основные приемы звукоизвлечения 2, 3 и 4 пальцами нон легато, знает основы нотной грамоты, знает расположение нот, их запись на нотоносце. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Это 6–7 урок в соответствии с календарно-тематическим планом.

II. Обоснование темы, цели и задачи урока.

Обучение игре на фортепиано 5–6 летних детей происходит в форме сказок, которые создают эмоциональный настрой и помогают проникнуть в образное содержание музыки. Педагогу следует помнить, что память детей своеобразна: основную ее часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому многие задания даны в игровой форме: загадки, ребусы, кроссворды, развивающие мышление и закрепляющие знания. Игровые элементы не только повышают интерес к занятиям, но и делают их менее утомительными, поэтому они присутствуют в каждом уроке как необходимый элемент обучения.

III. Содержание занятия “Веселый паровозик”

1. Пальчиковые упражнения.

Сегодня мы отправимся на прогулку и прокатимся на паровозике. Но сначала выполним упражнения для разминки пальчиков.

Задача: развитие мелкой моторики рук, которая помогает ученику активизировать пальцы, вовлекая их в движение. Кисти рук приобретают большую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Начинается новый день, Солнышко проснулось. В игре “Солнышко” свободные движения рук подготавливают к пластике пианистических движений и ощущению кончиков пальцев в колечках.

Солнышко, солнышко! (Плавное и свободное движение рук вверх горизонтальное движение рук перед собой.)
Погуляй у речки 
Солнышко, солнышко! (Повторить первое движение.)
Раскидай колечки! (Делаем колечки из 1 и 2, 1 и 3 и т. д. пальцев обеих рук.)
Мы колечки соберем (– Делаем колечко и мах вправо на каждое слово.)
Золоченочки возьмем (– То же левой рукой.)
Покатаем (Потирающие движения ладошками.)
Поиграем (Шлепки по коленям.)
И тебе назад вернем! (Повторить первое движение.)

2. Сказка “Веселый паровозик”.

Задача: Организация аппарата ученика и концентрация внимания. Освоение пятипальцевой последовательности.

Педагог должен разумно организовать движения ученика: посадка должна быть свободной, спина подтянута, предплечье и локоть отведены от корпуса, быть легкими, готовыми к свободному движению над клавиатурой.

Чтобы зайти в паровозик, нужно подняться по лесенке. Игра “Лесенка” (“Музыкальный букварь” Ветлугиной) отдельно каждой рукой и в расходящемся движении на октаву от одного звука 3 пальцем.

Исполнение песенки “Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес” правой рукой, включение в работу 1 и 5 пальцев. Но ведь паровозик едет по рельсам, а у нас также две руки. Проедем вместе с паровозиком по двум рельсам. Игра песенки двумя руками в параллельном движении. Обычно после такого предисловия учащиеся достаточно свободно выполняют задание.

Задача: соединение слуховой активности, развитие ритма и памяти. Развитие слуховой активности – звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической – проводится по аналогии с разговорной речью, где есть различные интонации, смысловые точки, ударения, кульминации.

Кто же отправляется в путешествие вместе с нами? У нас есть картинка с изображением паровозика, в котором едут гусь, поросенок, курица, зайчик. Выполнение этого задания преследует двоякую цель: повторение пройденных песенок и разучивание новых. Для характеристики зайчика мы играем “Прыг-скок” из сборника А. Д. Артоболевской, для курицы – “Вышла курочка гулять” слова Т. Волгина, муз. А. Филиппенко, “Веселые гуси”, “Три поросенка” Дж. Уотт в ансамбле с педагогом.

Даже ежик принарядился для поездки и сшил себе новый пиджачок. Разучивание новой песенки “Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок”.

3. Повторение нотной грамоты.

Задание: “Музыкальная считалка” Т. Стоклицкой и “Музыкальная загадка” (чтение стихотворения, где слоги заменены нотами)

Задача: закрепление знаний написания нот, их нахождение на клавиатуре.

4. Разбор новых песенок. “Дождик”.

Задача: Закрепление навыков игры двумя руками по очереди и одновременно. При исполнении пьес, где мелодия передается из одной руки в другую, ученик должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки. В этом помогает пение со словами. Кроме того, он должен стремиться к тому, чтобы звук получался красивым и певучим.

Почти все пьесы и упражнения сопровождаются текстами. Сочетание слов с мелодией служит развитию музыкального мышления ученика, так как словесный текст более ярко раскрывают смысл музыкальной фразы. Поэтический текст помогает понять не только эмоциональный смысл, но и ощутить ритмическую сторону пьесы.

5. Ритмическое упражнение “Фокус-покус, трали-вали” (Л. Баренбойм).

Задача: развитие ритмического слуха в соединении с аппликатурными задачами. Чувство ритма связано с умением различать соотношение звуков по длительности. Ритм воспринимается учащимся на слух, зрительно путем сравнения длинных и коротких длительностей, с помощью текста. При усвоении аппликатурных задач ученик должен понять их закономерность, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре. Он может сам выполнять подобные задачи в примерах, подбирая свою аппликатуру.

6. Слушание музыки.

Неотъемлемой частью урока должно являться слушание музыки, которую исполняет педагог. Через воздействие на эстетические чувства мы вводим ребенка в мир нравственных переживаний. Музыкальные произведения должны быть доступны его восприятию и отличаться ярким выражением определенного настроения.

Задача: развитие образного мышления.

Задание: послушать музыку и определить ее характер. Подобрать картинку (даны в учебнике), которая соответствует характеру услышанной музыки. Педагог исполняет: П. И. Чайковский “Старинная французская песенка”, М. И. Глинка “Полька”, А. Гедике “Гроза”, Д. Б. Кабалевский “Клоуны”.

7. Творческое задание: сочинить колыбельную на слова.

Задача: развитие творческих навыков, фантазии и воображения учащейся. Подумать, как передать в музыке покачивание колыбельки.

Солнце по небу гуляло,
Солнце к вечеру устало,
Прошептало: “Спать пора!” –
И уснуло до утра!

IV. Подведение итогов и выводы.

Главная цель занятия – увлечь ученика новым для него языком музыки, раскрыть секреты и тайны игры на фортепиано. Задача педагога состоит в том, чтобы каждый урок служил развитию творческой инициативы ученика, доставлял ему радость познания. Использование элементов музыкального воспитания в едином комплексе игровых и художественных навыков.

V. Домашнее задание. Разбор и проверка усвоения материала.

Список методической литературы

  1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1971. – 278 с.
  2. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Музыка, 1974. – 356 с.
  3. Ляховицкая С. С. О педагогическом мастерстве. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности. – Л.: Музыка, 1963.
  4. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ – Киев.: Музична Украина, 1977. – 77 с.
  5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: Музыка, 1968. – 78 с.
  6. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2002. – 236 с.

Список нотной литературы

  1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. – М.: Советский композитор, 1986. – 101 с.
  2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1981. – 183 с.
  3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1985.
  4. Здравствуй, малыш, ч. I. – М.: Музыка, 1985.
  5. Кончаловская Н. Нотная азбука. – Киев.: Музыкальная Украина, 1987. – 92 с.
  6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород, Флокс, 1995.– 32 с.
  7. Я музыкантом стать хочу, часть I. – Л.: Советский композитор, 1986. – 68 с.