Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно – технического прогресса, однако реальная ситуация получения детьми того или иного уровня знаний не всегда отвечает предмету своей потребности. Среди основных причин хотелось бы выделить следующие:
- перенасыщение детей информацией разного уровня сложности и направленности;
- физиологическая и физическая неготовность детей младшего школьного возраста к зрелому восприятию социального опыта;
- огромные перегрузки учебными предметами в школе.
Как следствие, процесс обучения во многих случаях не только не способствует, но и тормозит полноценное развитие личности ребенка и усвоение им определенного социального опыта.
В связи с этим возникает противоречие между возрастающими познавательными потребностями младших школьников и реальными условиями удовлетворения последних. Межпредметная интеграция является важным условием реализации познавательных потребностей младших школьников, развития личностных качеств учащихся в целом и такого качества, как познавательная активность в частности. Развитие указанного компонента в структуре личности будет происходить при таких условиях, когда все элементы учебного процесса (субъекты образовательного процесса, содержание образования, система деятельности) взаимообусловлены, взаимозависимы. Показателями роста познавательной активности являются динамические изменения мотивационной сферы (интересы, эмоции, познавательные потребности, мотивы), а также успешность протекания учебно-познавательной деятельности.
Повсеместно на уроках широко используются межпредметные связи. Но они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока.
Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.
“Государственная политика в области образования основывается на принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, …, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся”. [1]
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка.
“Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения. Поэтому важно стремиться к такой организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и в свои силы и при этом в достаточно полном объеме решались задачи обучения.”[2]
В соответствии с новым ФГОС на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Целью и основным результатом образования в новом Стандарте является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Ян Амос Каменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей.
Изучив вышеуказанные документы [1] пришла к выводу, что актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, способной к саморазвитию, умеющей осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, принимать участие в дискуссии, способной решать проблемные вопросы.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучении появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
В. А. Сухомлинский считал, что “детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота природы”. Он считал, что “ в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги”. Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.
Проведение интегрированных уроков позволяет ликвидировать дублирование материала. На устранение умственной и физической перегрузки при проведении интегрированных уроков должен быть направлен выбор методов и форм уроков. Прежде всего, это игровые ситуации, музыкальные паузы, методы словесного рисования при работе над художественным текстом, прослушивание музыкальных произведений. Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам.
Необходимо создавать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Только такой подход делает возможным полноценную реализацию развивающей и воспитывающей функции обучения, то есть обеспечивает его гуманизацию.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого – то одного предмета, который является главным. Остальные помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета.
Не стоит и забывать, что в системе обучения уже есть изначально интегрированные курсы:
1. Уроки обучения грамоте и письму.
2. Математика (арифметика, элементы алгебры, геометрия).
3. Окружающий мир (история, литература).
4. Изобразительное искусство и художественный труд.
Интеграция не отрицает предметной системы обучения, она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами. Такой подход к проблеме основывается на понимании взаимоотношений между интеграцией и дифференциацией.
Применительно к системе начального обучения понятие “интеграция” может принимать несколько значений:
- создание у школьника целостного представления об окружающем мире (цель обучения).
- Результат такой интеграции – ребёнок с первых шагов представляет мир как единое целое.
- Общее в сближении предметных знаний (средство обучения).
- Результат – развитие учащихся.
Выделим положительные и отрицательные аспекты по изучению технологии интегрированного обучения:
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
– наличие больших потенциальных
возможностей в развитии интеллекта ребёнка; – с первых шагов обучения представляет мир как единое целое; – дополняет дифференциацию в обучении; – в начальной школе основную часть всех предметов ведёт один учитель, поэтому учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению; – интегрирование экономит время и рациональное его распределяет, решает проблему нагрузки – учителей, а также проблему учебного времени; – концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность; – снимается проблема отношения учащихся к “мелкому”, “второстепенному” предмету, облегчается система контроля; – реализуется желание учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании |
– содержание большого объёма
усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира,
взаимосвязь её частей; – создание интегрированных уроков требует много времени на подготовку; – при интеграции возрастает темп изложения учебного материала, – ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один. |
Несмотря на наличие в технологии интегрированного обучения отрицательных аспектов, в своей практической деятельности заметила, что эта технология способствует развитию индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Поскольку центром технологии является индивидуальность ребёнка, то методическую основу данной технологии представляют интеграция, индивидуализация и дифференциация учебного процесса, которые раскрывают интеллектуально – творческий потенциал личности каждого ребёнка.
Возможна ли межпредметная интеграция в начальной школе?
“В вопросе о возможности или невозможности интегрированного подхода к обучению младших школьников большинство исследователей и педагогов практиков сходятся на том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.
В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучение основ наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребенок воспринимает реалии действительности целостно, во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.”[4]
Возникает вопрос: Когда возможна интеграция предметов?
Она предполагает выполнение трёх условий:
- объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции предметов.
Интегрированное обучение выступает в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание на то, что под его влиянием активизируется вся познавательная деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Две формы познавательной потребности:
1) потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и, наконец, в накоплении знаний);
2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания. Вторая форма – наиболее активная, прямонаправленная на получение новых знаний.
“Школьники с такой формой потребности стараются сами доходить до правильного ответа, любят “хитрые” вопросы. Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Интеграция в обучении вносит элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности. Следовательно, интегрированные уроки в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.”[5]
Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например: поисковые, преобразующие). Создавать новый продукт (составлять задачи, кроссворды, стихотворения, экологические знаки, рассказы и т.д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Вот примеры некоторых заданий.
Задание 1.
Домашнее задание.
Составьте три предложения на сегодняшнюю тему урока.
Задание 2.
К нам прилетели осенние листики . Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все листики разные. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе этот листик, не похожий на другой, потому что это ваш листик, вы создали его в своем воображении. Представили? А теперь пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз этого листика. После того как дети сделали эскизы и показали их друг другу, им предлагается поиграть.
Давайте поиграем в игру “День и ночь”. Все закрывают глаза. Тот, до кого я дотронусь, просыпается, открывает глаза и называет любое осеннее слово.
1-й уровень: Обогатить текст “красивыми словами”.
“Пришла осень. Все деревья сбросили листочки. Кругом лежат листья.”
2-й уровень: Из музея Осени пропала картина. Дайте ее словесное описание.
3-й уровень: Составьте маленький рассказ об осенних листьях. Постарайтесь соотнести музыку с состоянием осенней природы. (Рисунок 1)
Задание 3.
Нарисуй диафильм к небылице:
“Шла лисица по мосту
Несла вязанку хворосту
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок”.
Задание 4.
При изучении загадок детям предлагается нарисовать картинки – отгадки.
Задание 5.
На уроке рисования, занимались “кляксованием”, делали кляксы и дорисовывали их до какого-либо образа. Затем на уроках литературы придумывали названия и тексты к кляксам.
Задание 6.
При изучении темы “Карта. Масштаб”, предлагаю задание составить карту “Волшебного города”. (Рисунок 2)
Необходимо еще раз подчеркнуть важность одной из актуальных задач воспитания и обучения – развитие творческих способностей ребенка. Творческие способности присущи всем людям, но проявляются они по – разному, в зависимости от выраженности специальных способностей к различным видам деятельности. Для формирования развитой личности с высокими интеллектуальными и творческими способностями необходимо осуществлять преобразование процессов воспитания и обучения в современной школе, направленных не на “простое” воспроизведение знаний, а помогающих развитию творческого стиля мышления, выражающегося в самостоятельной постановке и решении проблемы.
Интегрированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения и навыки каждого учащегося в отдельности и, таким образом, уменьшить его отставание. Оно создает предпосылки для развития интересов и социальных способностей ребенка, учитывая при этом имеющиеся познавательные интересы и побуждая новые. Проведение интегрированных уроков создает у школьников положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе. При этом сохраняется и развивается индивидуальность ребенка.
Творческий потенциал личности необходимо формировать с детства, для этой цели в образовательном процессе нужно использовать интеграцию предметов как одну из систем развивающего обучения, способствующую формированию творческого мышления младшего школьного возраста.
Литература
- Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителей.М.:Просвещение, 2008. – 5с. – (Библиотека учителя).
- Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А.Лекция 4. Урок окружающего мира: типы и структуры. Методическая газета для учителей начальной школы “Первое сентября”, 2007, №20, 3с.
- Закон об образовании.
- Мельник, Л. А. Исаева. Начальная школа. – 1998, № 5, С. 74–76.
- Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. – СПБ.:КАРО, 2003. – (Модернизация общего образования).
- Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе. Начальная школа №12, 1993.,14с.
- Мельник, Э. Л. Интегрированные уроки при изучении природы. Начальная школа – 2006, №12.
- Расулова П.А. Особенности реализации межпредметных связей при обучении математике младших школьников. Начальная школа – 2006, №12.
- Рожина В.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников. Начальная школа – 2006, №12.
- Словарь иностранных слов. М:Русский язык. 1987.с196.
- Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Издательство “Учитель”,2003. – 9с.