Цель урока: совершенствовать знания учащихся об имени существительном.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся об им. Существительном, полученные во 2 классе;
- подвести детей к выводу о том, что имена существительные могут называть не только предмет или явление природы, но и признак или действие;
- обратить внимание учащихся на то, что главным критерием , который позволяет отличить им. существительные, называющие действие или признак, от глаголов и имён прилагательных, является грамматический признак им. Существительного вопрос кто? или что?;
- развивать орфографическую зоркость, орфографическую память учеников;
- обогатить и уточнить словарный запас учащихся при подборе синонимов;
- формировать умение работать с таблицей.
Метапредметные УУД формируемые на уроке:
- Регулятивные УУД:
- ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;
- уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;
- выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме;
- Познавательные УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- Коммуникативные УУД:
- работать в паре;
- работать со взрослыми;
- активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- Личностные УУД, формируемые на уроке:
- приобщать учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов – целеполагание;
- предоставлять учащимся самостоятельность в решении учебных задач;
- создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества с учителем и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
Планируемые результаты урока: учащиеся научатся:
- давать определение имени существительного как части речи;
- различать (находить) существительные в тексте по их лексико-грамматическим признакам.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к деятельности
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Основная часть урока
а) целеполагание
Найдите лишнее слово (слайд 2)
Корень
Суффикс
Приставка
Имя существительное
Окончание
– Почему? Определите тему урока.
– Откройте учебник на с. 50. , прочитайте,
совпадают ли наши предположения
с темой сегодняшнего и последующих уроков
– Прочитаем и обсудим цели сегодняшнего урока. (Вслух
зачитываются цели урока, представленные на с. 50
автором)
б) актуализация знаний учащихся и постановка проблемы урока
– Вспомните, что мы уже знаем об имени
существительном. Приведите примеры и докажите,
что названные слова являются именами
существительными.
– Прочитайте выразительно (слайд 3)
Снег да снежные узоры,
В поле – вьюги разговоры,
Холод, полутьма…
День – коньки, гора, салазки, ...
Вечер – бабушкины сказки …
Вот она зима! (А.Круглов)
– Какую картину вы представили, читая
стихотворение?
– Найдите в предложениях имена существительные.
– По каким признакам вы их определили? Какую роль
они выполняют в стихотворении?
– Спишите. Подчеркните имена существительные.
– Прочитайте. Докажите, что данные слова – это
имена существительные. (Слайд 4)
Самолёт, врач, доброта, дождь, Алёша, заяц, скрипка, синица, Россия, январь, пятница, помидор, пальто, жмурки, суффикс, окунь, Москва, север, овёс, тетрадь, молоток.
– Слово самолёт обозначает вид
транспорта, слово–врач профессию, слово доброта
– качество человека. А что обозначают
другие имена существительные?
Запишите имена существительные, поставьте перед
ними вопросы, на которые они отвечают.
Образец: (что?) самолёт, (кто?) врач, ….
Физкультминутка
Если услышите слово, обозначающеепредмет,– одновременно надоприсесть и хлопнуть в ладоши над головой.
Машина, летает, поёт, утка, плавает, ходит, мальчик, рисует, пишет, кукушка, воробей, чирикает,…
3. Применение полученных знаний на практике
– Прочитайте многозначные слова (слайд 5)
Шахматы, земляника, ножка, кнопка, капитан, корень, баранка, гребешок, хвост, заяц, молния, шуба, журавль, лисичка, сорока, звезда, лист, нос, езда, рисование, половодье
– Слово шахматы обозначают игру,
а также набор фигур для этой игры. Слово журавль
обозначает болотную птицу и длинный шест
у колодца. А что обозначают другие слова?
– К какой части речи относятся данные слова?
Поставьте вопрос к каждому слову
– Составьте и запишите предложение с одним из
существительных.
– Ответьте на вопросы и попробуйте сделать
вывод. (Слайд 6)
- Что кроме предметов и явлений природы, могут называть имена существительные?
- По какому грамматическому признаку эти существительные можно отличить от других частей речи. (дети делают вывод)
– Сравните свой вывод, с выводом записанном в учебнике. Отметьте, что мы не сказали
4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (слайд 7)
– Прочитайте и скажите, что обозначает каждое слово (предмет, явление природы, действие или признак) на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
Бег, объяснение, отец, кузнец, заяц, пшеница, топор, щавель, молния, оттепель, ходьба, стук, пение, белизна, аккуратность, доброта.
– Запишите данные слова по группам: 1)
существительные, обозначающие предметы; 2)
существительные, обозначающие явления природы; 3)
существительные, обозначающие признаки; 4)
существительные, обозначающие действия.
– Проверьте по эталону (слайд 8). Взаимопроверка
5. Итог урока
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?
– Давайте рассмотрим таблицу и попробуем
рассказать об им. существительном. (Слайд 9)
Что называет? | На какие вопросы отвечает? |
предмет явление природы действие признак |
кто? собака что? линейка что? гром, снег что? действие, прыжок что? доброта |
6. Рефлексия
Дополните предложения по цепочке (Слайд №10)
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
7. Домашнее задание (Слайд 11)
Подберите и запишите слова по группам:
- Конкретные предметы:
- Явления природы:
- Действия:
- Признаки:
– Спасибо за урок. Молодцы! (слайд 12)
Литература:
1. Русский язык – учебник, 2. ч. Л.М. Зеленина, Т.Е.
Хохлова, Москва «Просвещение», 2012.
2. Русский язык – методические рекомендации,
пособие для учителей общеобразовательных
учреждений, Москва «Просвещение», 2012.
3. Сборник рабочих программ «Школа России»,
издательство «Просвещение», 2011.