Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания и умения сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи:
- Образовательные: систематизировать и обобщить знания и умения сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; совершенствовать вычислительные навыки;
- Развивающие: развивать внимание и память; познавательный интерес, творческие способности; любопытство, развивать мировоззрение, представление о мире.
- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.
Тип урока: интегрированный урок систематизации, обобщения и закрепления знаний; строение Солнечной системы.
Форма проведения: путешествие по Солнечной системе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал; схема изображения Солнечной системы; портрет и биография Н.Коперника.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
– Сегодня на уроке, тема которого «Сложение и
вычитание положительных и отрицательных чисел»,
мы с вами совершим путешествие по Солнечной
системе и покажем, что мы знаем, чего умеем и чему
мы научились. Для достижения данной цели мы
разбили весь класс на 4 команды: по рядам.
Выберите в своей команде командира. Его задача:
быть моим помощником, т.е. проверять правильность
выполнения заданий.
– Итак, начинаем наше путешествие.
Информация 1 команды (примерный текст) Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Согласно современному представлению наша Земля одна из планет системы, которая называется «гелиоцентрическая». «Гелио» в переводе с греческого означает «солнце». Согласно этой системе центр мира – Солнце. Вокруг неподвижного Солнца обращаются планеты, тысячи мелких астероидов, кометы.
Учитель. Выполнив первое задание, мы с вами вспомним названия планет. (Каждый ряд получает карточку по вариантам с таблицей №1 и таблицей №2).
1 этап. Разминка: устный тренинг – 4 варианта по рядам: заполните пустые клетки таблицы №1, выполнив сложение, и таблицы №2, расположив полученные результаты в порядке убывания (Приложение 1)
Вариант 1
Таблица №1
+ | 18 | – 2 | – 3 |
– 5 |
13 Е | – 7 Р | – 8 А |
2 |
20 В | 0 Н | – 1 Е |
Расположите ответы в порядке убывания.
Таблица №2
20 | 13 |
0 |
–1 |
– 7 |
– 8 |
В |
Е |
Н |
Е |
Р |
А |
Вариант 2
Таблица №1
+ | 12 | – 6 | – 7 |
3 |
15 Ю | – 3 И | – 4 Т |
– 4 |
8 П | – 10 Е | – 11 Р |
Расположите ответы в порядке убывания. Таблица №2
15 | 8 |
– 3 |
– 4 |
– 10 |
– 11 |
Ю |
П |
И |
Т |
Е |
Р |
Вариант 3
Таблица №1
+ | – 9 | 8 | – 4 |
– 6 |
– 15 С | 2 Т | – 10 Р |
7 |
– 2 У | 15 Н | 3 А |
Расположите ответы в порядке убывания. Таблица №2
15 | 3 |
2 |
– 2 |
– 10 |
– 15 |
С |
А |
Т |
У |
Р |
Н |
Вариант 4
Таблица №1
+ | – 10 | 5 | – 11 |
9 |
– 1 П | 14 Н | – 2 Т |
– 3 |
– 13 У | 2 Е | – 14 Н |
Расположите ответы в порядке убывания. Таблица №2
14 | 2 |
–1 |
–2 |
–13 |
–14 |
Н |
Е |
П |
Т |
У |
Н |
Учащиеся работают на карточках, ответы проверяются с помощью сигнальных карточек и м/м проектора.
– А какие ещё планеты вращаются вокруг Солнца? (Меркурий, Марс, Земля, Уран, Плутон).
После выполнения первого задания на доске вывешивается схема изображения строения Солнечной системы.
2 этап. «Кто правильнее»
Информация 2 команды. (примерный текст) Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно на протяжении веков. Долгое время считалось, что центр Вселенной – Земля. Такой точки зрения придерживались ученые Аристотель и Птолемей, создавшие свои системы мира – «геоцентрические». Александрийский астроном Птолемей свои идеи изложил в 150 году н.э. В течение 14 столетий система Птолемея принималась в качестве основы для астрономических вычислений.
Учитель. В основе современной модели
Солнечной системы лежат идеи и труды этого
ученого. Этой работе он посвятил 30 лет своей
жизни и произвел революцию в человеческом
мышлении.
Выполнив второе задание, мы с вами узнаем имя
этого ученого (Приложение 2)
(Вычисления каждой строчки выполняет представитель одной команды, ответ проверяет весь класс с помощью сигнальных карточек, и м/м проектора, неправильный ответ лишает команду одного балла, ответ исправляет другой представитель команды).
Таблица № 3
Вычислите сумму чисел по строчкам | Сумма |
||
– 1,8 |
– 8,4 |
2,4 |
– 7,8 |
5,6 |
– 3,5 |
– 5,8 |
– 3,8 |
– 13,5 |
2,1 |
1,4 |
– 10 |
11,7 |
– 3,2 |
– 15,6 |
– 7,1 |
2,8 |
– 9,9 |
7,1 |
0 |
– 4,3 |
3,2 |
9,9 |
8,8 |
1,4 |
– 5,6 |
– 5,3 |
– 9,5 |
7,5 |
– 2,7 |
– 5,8 |
– 1 |
На доске: ответу соответствует буква фамилии
ученого (Таблица №4)
Карточки с буквами закрепляем магнитами буквами
внутрь. Параллельно с найденным ответом карточку
с соответствующей буквой переворачиваем.
Таблица №4
–2,5 | –10 | 15 | –7,8 | 12 | 0 | –1 | 14 | –3,7 | –9,5 | –7,1 | 5 | 8,8 |
П | К | Р | К | О | И | Е | Н |
КОПЕРНИК
Информация 3 команды. (примерный текст) Николай Коперник, польский ученый, изложил свои идеи о строении Вселенной в книге, которая вышла в 1543 году. Согласно его модели центром мира является Солнце, а вокруг него обращается Земля и другие планеты. Именно его идеи и труды лежат в основе принципа относительности, который был открыт Г.Галилеем в первой половине XУII века и который изучается в курсе физики.
3 этап.
Учитель. Звездное небо всегда было
загадкой для людей. Звезды и планеты помогали
людям ориентироваться во времени и пространстве.
Долгое время одну из известных в древности
планет в периоды утренней и вечерней видимости
греки считали двумя разными светилами. Одна
имела название «Несущая утро», а другая –
«Несущая вечер». Позже стало известно, что это
одна планета.
Решите уравнения, зачеркните в таблице (на
доске) названия планет в соответствии с
полученными ответами. Оставшееся название
позволит вам узнать, какую же планету греки
считали как две разные. (4 уравнения заранее
написаны на доске и каждому выдана таблица №5 ,
представитель каждого ряда решает одно
уравнение на доске, ответ проверяет весь класс с
помощью сигнальных карточек, неправильно
решенное уравнение лишает команду балла, ошибку
исправляет представитель команды).
Таблица №5
На доске:
Таблица № 6
11,5 | –0,18 | –1.1 | ||
Венера |
Информация 4 команды. Ребята из 4 команды нашли стихотворение А.С.Пушкина:
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
.Другой смолчал и стал за ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить:
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей».
В первой части своего стихотворения Пушкин описывает спор древнегреческих ученых о сущности движения. Во второй части он имеет в виду существование двух противоположных систем мира – геоцентрической, созданной Птолемеем, и гелиоцентрической, созданной Коперником.
Подведение итогов с учетом представленной информации (подсчитывают количество полученных баллов капитаны команд).
В это время учащиеся знакомятся с интересной информацией о планетах Солнечной системы (м/м проектор)
Среднее расстояние от Солнца млн.км |
Средняя орбитальная скорость км/с |
Период обращения, годы, сутки |
Диаметр по экватору, км |
Средняя температура поверхности по Цельсию |
Кол-во спутников |
|
Меркурий | 57,9 |
47,9 |
88 сут. |
4 880 |
125 |
0 |
Венера | 108,2 |
35,05 |
224,7 сут. |
12 100 |
470 |
0 |
Земля | 149,6 |
29,8 |
365,26 сут. |
12 756 |
18 |
1 |
Марс | 228,0 |
24,14 |
687 сут. |
6 794 |
– 30 |
2 |
Юпитер | 778,4 |
13,06 |
11,86 лет |
143 200 |
– 150 |
16 |
Сатурн | 1424,6 |
9,65 |
29,46 лет |
120 000 |
– 180 |
22 |
Уран | 2867 |
6,8 |
84,01 года |
51 800 |
– 210 |
5 |
Нептун | 4486 |
5,43 |
164,1 года |
49 500 |
– 220 |
2 |
Плутон | 5890 |
4,74 |
247 лет |
2 600 ??? |
– 230 |
1 |
Объявление команды победителя.
Итог урока: мы с вами хорошо поработали. И хотелось бы узнать, что вам понравилось на уроке, что нет. Какие пожелания вы хотели бы сказать? Свои пожелания и предложения вы можете написать под рубрикой «Я хочу предложить…» или «Мне не понравилось на уроке…».