Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.
Задачи:
- образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
- развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
- воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);
Форма работы: фронтальная и групповая.
Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.
Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.
Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс” (ч.2) Чуракова; звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, музыка для релаксации, романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”.
Оформление класса: На доске – “замороженное” окно, хлопья снега, на столе, покрытом расшитой скатёркой свечи, том Пушкина, цветок, на стене портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
Музыкальное приветствие Здравствуйте, ученики! Здравствуйте учитель!
1. Самоопределение к деятельности. Мотивация.
Учитель.
“Здравствуй, гостья-зима!
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит.”
И.Никитин “Встреча зимы”.
– Ребята, вы любите зиму?
– Чем она вас привлекает?
Дети высказывают свое мнение.
Звучит фонограмма произведения Вивальди “Зима”(говорит учитель о природе под презентацию).
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи.
У. – Родная природа – второй наш дом. Вот как об этом сказал поэт Георгий
Скребицкий: “Вглядитесь в неё поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом
шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьёв. Что
может быть прекраснее всего этого?”
В стихотворениях о природе поэты изображают разные времена года, выражают своё
отношение к ним, передают впечатления от них, любовь к родной земле.
Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её
праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года
русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой
уголок природы в сказочные дворцы.
Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов.
Сегодня на уроке мы будем вслушиваться в музыку зимы, всматриваться в ее краски. А поможет нам в этом творчество поэта, который известен всем людям на земле.
Отгадайте, чьи это строки:
Мороз и солнце: день чудесный…
Верно, это А.С.Пушкин. – портрет Пушкина.
Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин.
С целью повторения знаний о Пушкине, проведём тест.
Возьмите жёлтые карточки и поставьте около буквы правильный вариант ответа.
Тестирование.
Сколько сказок у Пушкина?
1) 2;
2) 54
3)10.
Название стихотворения, начинающегося строками “Подруга дней моих суровых…”:
1) В горах моё сердце.
2) Няне.
3) Фея.
Какой символ в сказке о мёртвой царевне?
1) берёза;
2) зеркало;
3) матрёшка.
Что символизирует дуб в стихотворении “У Лукоморья дуб зелёный…”
1) дорога кота;
2) дом для Русалки;
3)мировое дерево.
Проверь! (Самооценка учащихся) 1.2) 2. 2) 3. 2) 4. 3) – Молодцы.
3. Изучение нового материала.
А) Краткая биография поэта.
– Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Узнаем, так ли это.
В 1799 году в Москве в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин. Отставной военный, был старинного дворянского рода.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала.
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.
– Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.
– Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина.
Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в учебное заведение – Царскосельский Лицей под Петербургом.В 1817 году, окончив лицей , поступает на службу в Петербурге в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
В 1831 году женился на красавице Наталье Гончаровой. У них было 4 детей.
8 февраля 1837 года, состоялась роковая дуэль с французом бароном Дантесом, который оскорбил жену Пушкина. Там Пушкин был смертельно ранен.
Но поэт продолжает жить в сердцах людей, его произведения знают и любят все.
Б) Подготовка к восприятию стихотворения.
У.
“Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…”
Да. Литература
– искусство слова. Говорят, в ней соединились все
виды искусства.
Музыка – искусство звуков.
Чтобы понять волшебную магию слов, проведём с вами небольшое исследование. На
некоторое время мы с вами станем музыкантами, литераторами и рассмотрим
поэтические строки сквозь призму разных видов искусств. Не забудьте оценить свою
работу и сделать выводы.
Давайте попробуем проникнуть в мир поэта в трудную пору его жизни. Что он чувствовал в это время?
– Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против
царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать
поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и
глухое село Михайловское.
– Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился
с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто
находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл
Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и
пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней.
Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”.
Тема нашего урока “Зимний вечер” А.С.Пушкин.
XIX век. Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.
Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки;
- она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту;
– пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и
поговорок.
– Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы…
В) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (либо чтение аудио – запись).
У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?
Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.
У. – Понравилось ли вам стихотворение?
– От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика?
У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.
Физкультминутка для глаз.
– Какой вы представляете няню поэта?
Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.
У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.
Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”.
У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?
Д. Он очень любит ее, заботится о ней.
Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение.
Г) Словарно-лексическая работа.
– Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом.
У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Вихрь
– порывистое, круговое, движение ветра.Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота)
Обветшалая кровля – старая крыша.
Кровля – (крыша)
Ветхая – (дряхлая, старая)
Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище
Кроет – покрывает.
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения.
– Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)
Физкультминутка (подвижная).
Анализ стихотворения.
1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов.
У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф?
Подумайте на сколько частей можно его разделить.
Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.
– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.)
1. Буря.
2. Ветхая лачужка.
3. Спой мне песню.
4. Сердцу будет веселей.
Организация парной работы обучающихся над содержанием прослушанного стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”.
Чтобы лучше понять, какие чувства и эмоции Пушкин хотел передать этим произведением, попробуйте помочь друг другу вникнуть в смысл слов и строчек стихотворения.
Возьмите карточки “Алгоритм работы со стихотворением в парах”. Проработайте стихи в парах по алгоритму самостоятельно. (Учитель консультирует детей в случае возникновения затруднений.)
Работа в парах Памятка для обучающихся.
“Алгоритм работы со стихотворением в парах”.
1. Работа с образами.
Прочитай напарнику строфу стихотворения (у напарника закрыты глаза).
Выслушай внимательно, что представил напарник.
Прослушай чтение напарника той же строфы, закрыв глаза. Поделись с ним своими
представлениями.
2. Проработка строф:
Вместе разбирайте строфу, объясняя значение каждого слова, словосочетания,
отвечая на вопрос, почему поэт выбрал именно это слово, а не другое. Старайтесь
читать строфу выразительно.
Вместе повторите строфу, соблюдая ритм.
Попытайтесь прочитать напарнику строфу наизусть.
3. Расскажите выученное стихотворение сначала напарнику, а потом учителю.
Физкультминутка – потянулись, прогнулись, выпрямились.
Проанализируем вашу работу. (Коллективная работа, анализ работы в парах.)
3) У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?
Картина зимнего вечера. Буря. – 1 часть.
– Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.)
В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы:
0 Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер?
У. Попробуйте подобрать синонимы к слову “буря”. – Что такое синонимы?
Д. Метель, буран, вьюга, пурга. Синонимы нам необходимы для обогащения словарного запаса, красоты и образности речи.
У. Какой вы себе представляете бурю? Опишите.
Дети дают словесное описание бури.
У. В стихотворении поэт представляет бурю как живое существо. Подтвердите это словами из текста.
(Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”;
С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.)
– Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера.)
Как называется такой приём? В литературе такой приём называется сравнением.
– Поэт не только употребляет эти сравнения. Какой ещё использует приём, чтобы передать бурю? Он использует прием, который в литературе называется звукоподражание.
Буря за окном – живая стихия , которая окружила со всех сторон маленький домик
(Ветхую лачужку, в которой находится лирический герой со своей няней.)
У. Прочитайте вторую часть стихотворения.
Ветхая лачужка.
О чем говорится ? (Чтение второй строфы.)
Как выглядит комната?
– Может ли комната быть печальной?
– Как называется такой прием? (Олицетворение.)
– О ком говорит? К кому обращается автор? (О няне) -Какое настроение у
автора? (Грустное.)
– Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”,
“печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.)
– В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в
ссылке. Вдали от друзей и родных .-О чем он просит няню? – Обращение поэта к
старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить
отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Какое
настроение создаётся путём описания этой непогоды? (Настроение заброшенности
маленькой избушки в огромных пространствах. Настроение затерянности человека в
мире природы, одиночества, тревоги.)
– Можно ли найти противоположности в этом стихотворении? (Буря и спокойствие в
доме.) Какой это приём? (Контраст.)
– Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся.
Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает
волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание
бури, то ли задремала под звуки веретена. )
Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.
У. Прочитайте третью часть стихотворения.
Спой мне песню.
О чем говорится?
– Найдите слова, отражающие настроения автора.
(“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.)
Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.
– Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.)
– С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем, добрая подружка”; “Спой мне
песню”.)
– Что поэт просит няню спеть? Спеть народную песню.
– Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины
Родионовны. “За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво
варивала”, и “По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за
ней парень молодой”.
– Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен? (Песня делает жизнь
веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.)
– Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? (Чтобы поднять
настроение: “Сердцу будет веселей”.)
– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню
и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.
Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре?
Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей
– Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются
строчки.)
– Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце
стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре
строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие
второй строфы.)
– Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт
преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же
безрадостную картину.)
– Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?
(Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу
будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого
и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда
поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые,
задумчивые, нежные, ласковые.)
4). Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре.
Таблица – карточка № 1.
– Прочитайте строки из стихотворения, написанные справа и укажите в таблице слева художественные средства языка (литературные приёмы), которые использует Пушкин.
Название художественных средств языка. | Примеры художественных средств языка. |
Буря сравнивается со зверем (чтобы было
страшно), “ребёнком” как дитя (вызвать жалость), с путником (показать ожидание). |
|
Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит. | |
Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома) | |
Бушующая за окном буря и спокойствие в доме |
Итоговая таблица. Проверьте свои работы.
Название художественных средств языка. | Примеры художественных средств языка. |
сравнения | Буря сравнивается со зверем (чтобы было
страшно), “ребёнком” как дитя (вызвать жалость), с путником (показать ожидание). |
олицетворения | Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит. |
эпитеты | Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома) |
контраст | Бушующая за окном буря и спокойствие в доме |
Вы молодцы, справились с заданием. А теперь давайте послушаем романс на стихи Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер". Послушайте и скажите, помогла ли вам музыка лучше прочувствовать стихи, настроение поэта? видео –романс
(Дети слушают аудиозапись романса на стихи А.С. Пушкина "Зимний вечер".)
– Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта? -Совпали ваши чувства, которые у вас возникли при чтении стихотворения с теми чувствами , когда вы услышали романс?
5. Выразительное чтение стихотворения.
а) – Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.
б) Прослушивание 1 ученика.
в) Высказывания критиков – слушателей.
6. Оценка учебных достижений.
Обобщающая беседа. -Для чего автор написал это стихотворение?
(– Чтобы рассказать о своих чувствах.
– Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.
– Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)
– Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими.)
Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется “Мир нуждается в нашей защите”? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.)
7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке.
Поработаем с рабочим листом (голубого цвета).
Выберите и обведите в кружок букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.
У – у меня многое получилось.
Р – работал с удовольствием.
О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
8. Итог урока.
Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?
– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?
– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на
вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.
Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.
– Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось?
9. Дифференцированное домашнее задание.
Выберите свой вариант д/з.
1в. Выразительное чтение стихотворения
2в. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
3в. Выучите всё стихотворение наизусть.
4в. Нарисовать рисунок к стихотворению.