Цели:
1) воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству;
2) развитие композиционных навыков, внимания, творческого мышления;
3) научить детей по описанию правильно изображать предметы и размещать их на
рисунке.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1)для учителя: – литературный ряд: загадки.
2) для учащихся: альбом, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Беседа с объяснением.
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Они в течение многих веков передавались из уст в уста.
В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. “Думать хорошо, а отгадать и того лучше”, – говорит пословица. Попробуйте разгадать такую загадку:
Голубой платок, красный колобок
По платку катается, людям усмехается.
Догадались, что это такое? Это небо и солнце.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего. Например: “Два братца пошли в воду купаться”. Это ведра. Они названы в загадке “братцами”, так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья “пошли в воду купаться”, потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:
Два конца, два кольца.
Посередине гвоздик.
(Ножницы.)
Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:
Черненька собачка
Свернувшись лежит;
Не лает,
Не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок.)
И в наше время создаются загадки. Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: “Идет силач добывать калач”. Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.
IV. Практическая работа учащихся.
Учащимся предлагается нарисовать картину, рисуя отгадки к загадкам и правильно размещая их на альбомном листе. У них должна получится картина, а не ряд рисунков.
Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо.)Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце.)Не живая – а идет,
Неподвижна – а ведет
(Дорога.)Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боиться?
Угадали? Это…
(Птица.)Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака.)Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево.)Вверх – вниз, вверх-вниз,
Кататься хочешь-
На нас садись.
(Качели.)Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(Река.)Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
(Салют.)Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные…
(Фонари.)Летом папа нам привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник.)Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт.)Над рекой, поперек,
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне.
(Мост.)Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Березка.)Нет ног, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы.)Сто березовых солдат
Взявшись за руки стоят.
Днем и ночью,
Круглый год:
Охраняют огород.
(Забор.)Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Воздушный шарик.)Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку…
(Мячик.)Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…
(Грач.)Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка.)Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
(Еж.)Запылал у чудища
Изумрудный глаз –
Значит, можно улицу
Перейти сейчас.
(Светофор.)
IV. Подведение итогов урока.
Выставка работ, краткий анализ, вопросы по теме урока.