Участники проекта: Воспитатели и дети старшего возраста.
Срок проекта: Долгосрочный (9 мес.)
Тип проекта: Творческий
Проблема: Недостаточное раскрытие творческих способностей и эмоционального мира ребенка посредством кукольных представлений и спектаклей, направленных на профориентацию.
Актуальность выбранной темы:
Современное общество требует формирования творческой личности. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед нами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Сейчас все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка именно в дошкольном возрасте, т. к. уже в школе из-за загруженности на творческое воображение не остается времени. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность обогащать и развивать личность ребёнка.
В нашем дошкольном учреждении определено одно из самых важных направлений деятельности – работа по ранней профориентации на железнодорожную тематику. Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребенка, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых.
Инсценировки и спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде.
На основе спектаклей дети узнают, например, не только о том, чем занимается монтер пути, но и о том, что эта профессия предполагает, что работник должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закаленным, собранным, ответственным.
Таким образом, мы создаем условия, раскрывающие творческий потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей и способствующих развитию творчества на основе профориентации.
Цель проекта: Создание условий для формирования знаний о железной дороге и железнодорожных профессий с использованием театрализованной игры. Развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Создание детской театральной группы.
Задачи проекта:
- На основе театрального творчества расширять у дошкольников общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей.
- Формировать знания, определенный элементарный опыт профессиональных действий и развивать интерес к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников через театрализацию, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
- Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения); постигать художественные образы, созданные средствами театрализованной выразительности (грим, музыка, слово, хореография и др.)
- Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной игре. Вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение и фантазию детей. Поддерживать детскую инициативу.
- Воспитывать навыки театрализованной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.
Ожидаемые результаты:
- У детей появились знания и интерес к железной дороге и железнодорожным профессиям на основе театрализованных представлений.
- Дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др., что свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
- Выступление перед аудиторией формирует у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи.
- Ребенок стремится быть активным, творческим и умеет примерять на себя различные роли.
- Финал совместной деятельности – спектакли, во время которого родители наших воспитанников получают возможность увидеть чудеса, сотворенные руками детей и педагогов.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь):
- Подбор мультфильмов, художественной литературы, песен на железнодорожную тему.
- Детское сочинительство. Составление рассказов и сказок совместно детей и родителей.
- Составление сценариев совместно с детьми.
- Упражнения для формирования готовности к репетиции старших дошкольников.
- Набор детей в театральную группу: (конкурс чтецов, сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов и песен, текстов по ролям)
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя с детьми | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельнаядеятельность детей | Включение родителей в образовательный процесс |
Целевые экскурсии к железнодорожному вокзалу и в музей железной дороги. Познакомить с профессиями железнодорожников, рассказать о том, что объединяет людей, работающих на железной дороге. Игра-спектакль "Путешествие в страну Королевы железнодорожной магистрали". Продолжать знакомство с железной дорогой и профессиями работников железнодорожного транспорта – локомотивная бригада (машинист, помощник машиниста); проводник вагонов, дежурная по станции, по переезду, путеец. |
Беседы о труде железнодорожников; Дидактическая игра “Кому что нужно для работы”; Заучивание стихотворений о профессиях железнодорожников; |
Рассматривание иллюстраций железнодорожного транспорта; Рассматривание карты России; С/р игра «Поезд», С/р игры: «Электричка», «Вокзал»; |
Встреча с интересными людьми – родителями-железнодорожниками. Конкурс «Герб семьи» |
Игра-спектакль «Железная дорога детям не игрушка». Продолжать знакомить детей с правилами поведения около железнодорожного полотна, в вагоне поезда. Инсценировки по сказкам: «Паровозик из Ромашково», «Багаж». Развивать инициативу, умение самостоятельно распределять роли, договариваться, использовать атрибуты и костюмы. |
Беседа с детьми о правилах поведения на железной дороге. Чтение произведений: С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный», «Багаж»; «Паровозик из Ромашково» Г.Цыферова; «Сказка о непослушном вагоне». |
Рассматривание железнодорожных знаков. Конкурс рисунков "Мои родители - железнодорожники". |
Конкурс «Вот такие молодцы – наши деды и отцы!» (Железнодорожная династия – семейный фотоальбом) |
Придумывание историй и составление сказок-перевертышей на железнодорожную тему на основе русских народных сказок «Три поросенка», «Колобок», «Теремок» и др. Развивать связную речь, мышление, воображение, умение правильно строить предложения, расширять активный словарь детей. Театрализованная игра по произведению С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Учить детей развивать и дополнять сюжет, обыгрывать его; |
Создание макета железной дороги: вокзала и поездов. Заучивание песен: «Мы в поезде», Станция Игрушкино», «Песня проводниц», «Песня осмотрщика пути», «Песня дежурного по вокзалу», «Песня рассеянного». Конкурс чтецов; Упражнения: «Гармонический круг», «Слушаем тишину», «Кто во что одет?», «Дай – На», «Комар – муха». |
|
Составление рассказов и сказок совместно с детьми. Помощь в изготовлении костюмов и декораций.
|
График проектных представлений:
Название спектакля | Срок репетиций, изготовления костюмови декораций (этапы работы) | Показ спектакля | Группа |
1. Показ кукольного театра для малышей «Сказка о паровозе Трубочисте и непослушном вагоне» 2. Показ кукольного театра для детей «Новогодний поезд из Куралесья» |
|
Август декабрь |
Педагоги педагоги |
3. Представление мюзикла «Вот какой рассеянный» |
2 мес. |
в январе |
Подготовительная к школе группа. |
4. Представление спектакля «Сказка о паровозе Трубочисте и непослушном вагоне» |
2 мес. |
в марте |
Старшая группа. |
5. Представление спектакля-мюзикла «Паровозик из Ромашково» |
2 мес. |
в мае |
Старшая и подготовительная группы. |
Этапы работы по организации и постановке спектакля с детьми:
Этап работы | Содержание |
Прогностическо-подготовительный |
Подготовка сценария и разработка режиссерского постановочного плана. Перспективное распределение ролей среди детей. Планирование репетиций – от знакомства с материалом до организации зрительского показа. Планирование декорационно-костюмного оформления спектакля. Планирование музыкально-шумового оформления спектакля. Планирование и согласование сроков репетиций и показа спектакля зрителям. |
Репетиционный |
Ознакомление детей с текстом сценария, беседа о замысле постановки. Этюдно-игровое знакомство с текстом и распределение ролей. Последовательные репетиции по отрывкам – событиям. Разучивание текстов роли в ходе репетиций. Последовательная организация репетиций на основе знания текста роли детьми. |
Организационный |
Подготовка декораций. Подготовка костюмов. Запись фонограммы. Подготовка бутафории и реквизита. |
Организация Показа спектакля |
Анонсирование спектакля (афиша, программа). Назначение даты показа, приглашение зрителей, организация пространства для показа. Организация участников спектакля на момент показа. Показ спектакля зрителям, управление этим процессом. |
Рефлексивно-итоговый |
Обсуждение спектакля с детьми – участниками и зрителями. Поощрение, поддержка детей за творческую активность. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада. |
Заключительный этап:
Презентация проекта.