В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. А сколько за компьютером? Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Здоровый ребёнок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми, т.е. счастлив. Известно, что основная цель жизни – счастье. Но к нему ведёт одна дорога: крепкое здоровье.
Изучив состояние здоровья учащихся ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть – Кинельский, учителя начальных классов разработали программу “Здоровьесбережение и успешность”.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников, способствующей познавательному и эмоциональному развитию детей, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье;
- формировать установки на использование здорового питания;
- развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- научить следовать рекомендуемому врачами режиму дня;
- формировать знания о негативных факторах риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
- развивать готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены, становления навыков противостояния вредным привычкам.
Новизной программы является: использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни.
Программа “Здоровьесбережение и успешность” содержит:
- Характеристику контингента учащихся с позиции реального состояния здоровья детей и факторов риска, имеющих место в ГБОУ СОШ №2 п. г. т. Усть – Кинельский.
- Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
- Использование возможностей УМК “Начальная школа XXI века” и “Школа 2100” в образовательном процессе.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Реализация дополнительных образовательных программ.
- Просветительская работа с родителями (законными представителями учащихся).
- Оценка эффективности реализации программы.
Программа способствует освоению педагогами технологий обучения здоровью, создаёт благоприятные условия для формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся с учётом их индивидуальных возможностей, позволяет повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и делает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей здоровьеформирующей среды школы.
Этапы реализации программы.
Подготовительный этап:
- анализ состояния и планирование работы по данному направлению;
- изучение психолого-педагогической и методической литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме.
Основной этап:
- организация лечебно-профилактических мероприятий;
- организация закаливающих мероприятий;
- организация правильного рационального питания;
- создание необходимой психологической среды и благоприятного психологического климата.
Родители становятся единомышленниками с педагогами школы – к концу 1 класса;
выступление родителей на родительских собраниях о практическом опыте
использования здоровьесберегающих технологий в семье – 2 класс;
изменение отношения детей и их родителей к сохранению своего здоровья – 3 класс.
Обобщающий этап:
- изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости;
(индекс здоровья – количество не болевших учащихся в течение определенного календарного срока);
- анализ результативности программы и обобщение опыта работы.
В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: спортивный и тренажёрный залы с 25 наименованиями тренажёров, зал аэробики, медицинский кабинет, школьная столовая на 100 посадочных мест и буфет с выпечкой и горячим чаем, комната релаксации, создана и работает служба медико-психологического сопровождения (ПМПк).
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Для координации деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по программе “Здоровьесбережение и успешность” в школе создан совет “Здоровье”, в состав которого входят администрация, учителя ФК, педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник, представители родительского комитета, старшеклассники – члены Совета школы. Здоровьесберегающее пространство школы органично дополняется сетевым взаимодействием: детские сады “Буратино”, “Золотой петушок”, ЦДО “Вундеркинд” и др.
На уроках программа реализуется с помощью УМК “Начальная школа XXI века” и “Школа 2100”, которые способствуют созданию здоровосберегающей среды обучения; формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря которому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения, в том числе для так называемых правополушарных детей. Система заданий комплектов предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта при обучении.
Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимают излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.
Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты:
- Этнокультурный проект “Фестиваль национальных спортивных игр”.
- Практико-ориентированный проект “Комплекс физических упражнений”. Проект “Я выбираю здоровье” Проект “Здоровье-главное богатство человека” Конкурс рисунков “Я здоровье берегу, сам себе я помогу!”
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: “Здоровый ребёнок – успешный ребёнок”, “Разговор о правильном питании”, “Тропинки своего “Я”.
Школа стремится привлечь родителей (законных представителей) к вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Ведётся просветительская работа: лекции узких специалистов по вопросам здоровья; уроки духовно-нравственного содержания для родителей; круглые столы, посвящённые проблемам охраны и укрепления здоровья учащихся; родительские собрания. Проводятся дела с активным привлечением родителей (законных представителей) к совместной работе: “Дни здоровья” (родители помогают организовать походы, спортивные соревнования и активно участвуют в них); “Весёлые старты” (кроме команд детей, выступает команда родителей и учителей); “Папа, мама, я – спортивная семья” (соревнуются семейные команды); выставка творческих работ (наряду с работами детей, представлены работы родителей).
Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся (проводился мониторинг состояния здоровья учащихся ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский).
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Итог.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:
- направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Приложение. Презентация.