"Традиционный фигурный русский пряник. Лепка". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Обучение учащихся изготавливать пряники из пластилина.

Задачи:

  • Образовательная: Познакомить с историей пряничного дела на Руси.
  • Развивающая: Способствовать развитию творческого воображения у учащихся; формировать умение в декоративном рисунке выражать свои зрительные представления об украшении предмета.
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию у учащихся уважение к труду и людям труда, интерес и любовь к искусству своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, пластилин, стеки.

Ход урока

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Организационный момент

 

2

Актуализация знаний

– Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2)

– Да, мы видим пряники.

На картинах пряники.

3

Постановка учебной задачи

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального "пряничного" теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.

Украшенные пряники разных размеров, вплоть до огромных, подносили в качестве подарков.

Среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, — Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули).

Этимология

Пряник происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. (Словарь Фасмера)

 

 

4

Первичное закрепление учебного материала

Разновидности

По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные.

  • Печатный (Слайд 3) — самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твердой породы.
  • Вырезной пряник (Слайд 4) вырезается из теста с помощью металлической формы; это самый простой и эффективный способ приготовления.
  • Лепить пряники (Слайд 5-6)— самый древний способ; особенно распространен был на Севере.

Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули – пряники в виде разных зверюшек. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления козули, по крайней мере современные промышленные, можно отнести к вырезным пряникам, хотя традиционно их обычно лепили вручную. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жженка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.

Силуэтные пряники (Слайд 7) Появились сравнительно недавно.

В городе Туле создали музей прянику. (Слайд 8-9)

 

5

Самостоятельная работа

– Изготовьте свой пряник из пластилина, используя выкройки. (Слайд 10)

Лепка пряника из пластилина.

6

Включение новых знаний в систему

Работа с пословицами (Слайд 11)

  1. «И пряником не заманишь»
  2. «Ломается, как пряник»
  3. «Без работы пряников не купишь»
  4. «Кнутом и пряником»
  5. «Слаще пряников медовых»

 

Объясняют значение пословиц.

7

Рефлексия деятельности

Составление синквейна (Слайд 12)

Придумайте стихотворение из пяти строк, в котором выразите свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Пример.

(слайд 13)

Пряник,

Красивый, вкусный..

Месить, украшать, печь.

Слаще пряников медовых.

Необычный.

 

 

Домашнее задание. (Слайд 14)

РЕЦЕПТ ПРЯНИКОВ

Требуется: 100 г сахара, 400 г меда, 400 г муки, 1 ч. л. соды, 100 г сливочного масла, 4 желтка, 2 ст. л. сметаны, 3 ч. л. пряностей (корицы, гвоздики), 30 г растительного масла.

Приготовление: Мед прокипятить несколько раз, охладить. Желтки растереть с сахаром, в них положить мед, пряности, сметану и муку, которую прежде смешать с содой. Все хорошо перемешать. Раскатать пласт и переложить его на смазанный растительным маслом противень. Печь в горячей духовке 20—25 минут. Корж охладить, вырезать из него пряничные фигуры и расписать глазурью.

ГЛАЗУРЬ БЕЛКОВАЯ

Требуется: 200 г сахарной пудры, 1 белок, сок лимона.

Приготовление: Растереть белок с сахарной пудрой до получения пышной массы, добавить сок лимона. Расписать изделия и немного подсушить в духовке.

 

Использованная литература. (Слайд 15)

  1. В.С. Кузин, учебник «Изобразительное искусство» 4 класс – Москва: «Дрофа», 2005.
  2. С.Б. Дроздова, поурочные планы по изобразительному искусству, – Волгоград: 2004.
  3. ru.wikipedia.org/wiki
  4. www.oldtula.ru/
  5. emvkusno.ru