Цель: познакомить учащихся с техническими приемами однослойной живописи акварельными красками – алла прима.
Задачи:
- обучающие – обучить приемам изображения;
- развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление, цветовосприятие.
- воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
Методические таблицы:
|
Бумага, карандаш, ластик, акварель, кисти, тряпочка, баночка с водой. |
План урока:
- Организация – 1 мин.
- Объяснение нового материала – 12 мин.
Педагогический рисунок - Практическая работа учащихся – 25 мин.
- Обсуждение работ, выставка – 5 мин.
- Задание на дом – 2 мин
Ход урока
I
Учитель приветствует учащихся, дети рассаживаются. В журнале отмечаются отсутствующие ученики.
II
Учитель: сегодня, ребята, мы с вами будем рисовать натюрморт в технике алла-прима. А кто мне скажет, как переводится термин «алла-прима»? (однослойная живопись акварельными красками). Работа в этой технике может выполняться по сухому и сырому листу бумаги.
Выполняя натюрморт по сухому листу в технике алла прима, рисующий наносит на бумагу один слой акварельной краски нужного цветового тона, насыщенности и светлоты. Благодаря наклонной плоскости и тому, что каждый последующий мазок кладется рядом с еще непросохшим предыдущим, цвета частично соединяются между собой, образуя плавные переливы, создавая дополнительные оттенки. Для того чтобы создать мягкие переходы одного цвета в другой, лучше вводить темные оттенки в светлые, а не наоборот. Внести поправки в красочный слой можно, пока он не высох.
Учитель демонстрирует приемы работы.
Работа в технике алла прима по сырому листу выполняется с учетом следующих правил.
Необходимо смочить лист водой и дать немного времени для того, чтобы она впиталась в него, сделав лист пористым.
В процессе работы цветом следует брать на кисть более густой красочный слой, чем обычно, так как на поверхности листа уже содержится вода. Чем гуще будет взят цвет, тем меньше он будет расходиться за пределы контура рисунка и будет более насыщенным.
Работать по сырому листу надо быстро, чтобы успеть выполнить работу и внести все необходимые изменения до того, как высохнет бумага. В случае если к какой-то части работы вы не успели подойти, а она уже высохла, следует смочить ее водой заново.
Писать по сырому листу следует от светлого к темному. В процессе работы важно контролировать степень расплывания краски, стараясь удерживать ее в границах контура до момента высыхания красочного слоя.
Учитель демонстрирует приемы работы.
III
Приступаем к выполнению задания. Учитель осуществляет контроль за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
IV
Закрепляем материал. Учитель задает вопрос: «В чем заключается сходство и различие написания работ акварелью по сухому и сырому листу в технике алла прима?».
Проводится обсуждение, анализ выполненных работ. Ребята демонстрируют свои рисунки, высказывают свое мнение по поводу живописного решения натюрморта.
Учитель дает пожелания и рекомендации учащимся относительно композиции, цветового решения, техники исполнения натюрморта.
V
Домашнее задание. Учитель: «Узнайте о голландских художниках, работавших в жанре натюрморта».
Этапы урока | Что делают | |
Учитель | Ученики | |
I | Решает организационные вопросы | Приветствуют учителя, занимают рабочие места |
II | Объясняет теоретический материал, демонстрирует приемы работы | Внимательно смотрят, задают вопросы, ведут диалог с учителем |
III | Осуществляет контроль за деятельностью учащихся, оказывает индивидуальную помощь | Изобразительная деятельность |
IV | Задает вопросы в ходе беседы с классом. Руководит обсуждением работ, дает необходимые рекомендации по рисункам | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, дают оценку рисункам |
V | Поясняет домашнее задание | Записывают в дневник |
Вопросы для анализа:
- достигнуты ли на уроке поставленные цель и задачи;
- оптимально ли протекал учебный процесс;
- какие формы, методы и приемы (технологии) были использованы для активизации познавательной деятельности на уроке;
- формировался ли интерес школьников к предмету;
- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;
- соблюдались ли на уроке нормы СанПиНа;
- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);
- как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;
- удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;
- какая общая оценка урока;
- довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
- что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автора Ломова С. П.