Урок-мастерская "Великое открытие фразеологизмов". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Вид урока: урок знакомства с ярким явлением языка – ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

Форма урока: мастерская открытия нового понятия.

Технология: педагогическая мастерская. Эта технология выбрана по следующим причинам:

  1. Ориентирует учеников на самостоятельное добывание и осмысление знаний по предмету.
  2. В мастерской создаются условия для самостоятельного формулирования учащимися проблемы и рождения идей по её разрешению.
  3. Мастерская предполагает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения.
  4. Работа в мастерской позволяет ребёнку поверить в свои силы и возможности.

Возрастная группа: учащиеся 5 класса.

Цели урока:

  • Образовательные: знакомство с новым языковым понятием ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; его признаками; особенностями употребления.
  • Развивающие: создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; создание условий для развития умения формулировать проблему, предлагать пути её решения.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию у учеников интереса и любви к родному языку.

Методический комментарий: для урока необходимо подготовить несколько экземпляров «Школьного фразеологического словаря русского языка» и «Большого фразеологического словаря для детей»

Ход урока

Фаза индукции.

  1. Каждый ребёнок получает по две отксерокопированные из «Большого фразеологического словаря для детей» картинки-иллюстрации, в которых зашифрованы самые известные фразеологизмы.
  2. Учитель сообщает о том, что сегодня ученики должны совершить великое открытие – выяснить, что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; попытаться определить их главные признаки.

Работа с материалом.

Индивидуальная работа

По заданию учителя ученики внимательно рассматривают предложенные им иллюстрации, на которых зашифрован фразеологизм, пытаются представить увиденное на рисунке одним предложением или словосочетанием. В результате наблюдений они приходят к выводу, что обе картинки при их прямой расшифровке абсурдны («человек сидит в калоше», «пальма в руках спортсмена», «заблудившаяся овечка», «бездомный человек»)

Выявление проблемы детьми

И всё-таки можно ли в этих картинках увидеть смысл? Как это сделать?

Разрыв

Видя затруднение учеников, учитель задаёт вопросы-подсказки, предлагающие вспомнить то, что у слов могут быть не только прямые значения, но и переносные; предлагает вспомнить, что такое синонимы и антонимы и могут ли они быть у целых фраз?

Индивидуальная работа учеников.

Ученики предлагают идеи, выдвигают гипотезы, ищут ассоциации. Делают первые выводы.

Предполагаемые идеи:

  1. Нужно как-то по-другому слушать слова.
  2. Нужно посмотреть на картинку как на загадку. А загадки любят переносное значение слов.
  3. Надо попробовать сказать про то, что здесь нарисовано не фразой, а одним словом.
  4. А картинка, где мальчик сидит в калоше, мне знакома. Да и мама частенько мне говорит, когда я снова попадаю в смешное положение: «Ты снова сел в калошу». Значит вполне вероятно, эту картинку не надо понимать в буквальном смысле, а надо – в переносном, т.е. кто-то оказался смешном положении. Значит, и другую картинку надо рассматривать так же: искать тайный смысл.
  5. Вполне возможно, что фраза может тоже иметь и тайный смысл, и синоним. Вот на картинке мальчик ломает дрова. Это глупое действие. Вполне вероятно, что здесь зашифрован фразеологизм НАЛОМАТЬ ДРОВ, т.е. наделать глупостей. Значит, эту фразу нужно воспринимать как нечто целое. Причём её можно перевести другой фразой или словом.
  6. Раз учитель сказал, что в картинке спрятан фразеологизм, значит, это, в первую очередь, фраза, поэтому я буду искать зашифрованную фразу, так как учитель намекнул на переносное значение. Значит, и у фразы, а не только у слова, может быть переносное значение. Вот два барана столкнулись лбами, причём один баран с косой, а другой - с камнем. Значит, здесь зашифрована хорошо известная фраза «НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ». А обозначает она, наверное, непримиримую вражду. Вывод: фразеологизм – это зашифрованная фраза, расшифровывающаяся словом или фразой-синонимом.

Разрыв

Чтобы увидеть нечленимость фразеологизмов, учитель предлагает вставить в полученные фразы какие-нибудь другие слова и пронаблюдать, что в этом случае произойдёт.

В результате этапа индивидуальной работы ученики имеют возможность увидеть, как с вторжением «чужого» слова фраза перестаёт иметь свой первоначальный образный смысл. Они приходят к выводу: ФРАЗЕОЛОГИЗМ – единое, неделимое смысловое целое.

Социализация

Ученики объединяются в малые группы (по 4 человека), где представляют промежуточные результаты, корректируют их, дополняют, изменяют, улучшают, задавая интересующие их вопросы, и тем самым больше углубляясь в тему и проблему.

Затем зафиксированные на листах идеи, находки, выводы (по желанию) вывешиваются на доске. В свободном общении ученики высказывают своё мнение, задают друг другу вопросы, хвалят за интересные моменты и решения. Делают окончательные выводы по заданной теме: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые обороты, близкие по значению слову. Они могут иметь синонимы или антонимы, выраженные либо словом, либо целым словосочетанием

Рефлексия

Учащиеся рассказывают о том, какие чувства они испытывали в момент поиска, как реагировали на трудности, что особенно было интересного в уроке, а что, наоборот, вызвало отсутствие интереса.

Пример рефлексии Ученики говорят о чувствах, возникших во время работы: «очень интересно самому сделать открытие», «не страшно делать ошибки, потому что двойки не ставят», « не страшно делать ошибки – товарищи всегда помогут», «приятно осознавать себя учёным», «хотелось бросить, но я не сдался – я же не хуже всех», «фразеологизмы веселы, забавны, мудры – хочу узнать о них побольше», «я, оказывается, могу что-то сам открывать», «удивительно: я ошибался, а меня не ругали», «я мало сделал, но меня всё равно похвалили», «я действительно сделал открытие, даже два: я сам выяснил, что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМ и открыл себе себя» и т.д.

Домашнее задание

Сверьте полученные на уроке знания с информацией учебника. Похвалите себя, если ваши знания, приобретённые в результате самостоятельных размышлений и помощи одноклассников, совпали с информацией учебника.

Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы (по выбору): какова роль фразеологизмов в языке можно ли пословицы и поговорки отнести к ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?