Цели:
- Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
- Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
- Воспитывать детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
- Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.
Планируемые результаты:
– учащиеся научаться определять основные свойства почвы;
– в процессе опытов установят состав почвы;
– узнают о преобладающих почвах родного края;
– узнают о животных почвы.
Оборудование: карточки – опоры: (плоский и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.
I. Мотивация к учебной деятельности. (1–2 мин.)
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.
Что мы уже изучили?
(Воду и воздух) – вешаю таблички на доску.А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:
Меня ногами топчут,
Пашут, боронуют,
А я всё терплю,
И добром плачу.
Земля (табличка).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5–6 мин.)
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
– Вы, должно быть, догадались как она называется? (Земля.)
– У слова “земля” несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое
значение слова нам пригодится? (Почва.)
– Где вы встречали почву?
– Как выглядит почва?
– Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску
сообщения.)
Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?
(Воздух и вода имеют свои свойства.)
Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.
Отгадайте загадки:
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. Песок - Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина - Я и туча, и туман, я ручей и океан,
Я летаю и бегу и стеклянной быть могу. Вода - Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим. Воздух
Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?
III. Выявление причины и места затруднения. 1–2 мин.
Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие – то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли , чтобы определить свойства воды? (проводили опыты). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.
(Спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло.)
Правила техники безопасности.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин.
– Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.
Определяем последовательность опытов, смотрим в рабочую тетрадь.
V. Реализация построенного проекта. 10 мин.
Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.) Какой вывод можно сделать?
В почве есть воздух.
Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной.) Что доказывает опыт?
В почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить Ладу. (Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.)
Вывод – в почве есть перегной.
Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (Плодородие.) Спросить Ладу.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. (Для Лады (незрячая девочка) в баночке дать песок и глину.)
Что мы ещё раз доказали?
В почве есть песок и глина.
Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы видим? (Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли. Делаем вывод. В почве содержатся соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.
Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.
Оцените свою работу (критерии в рабочей тетради).
Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4–5 мин.
С. 74–75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом. (Cообщения детей.) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (Предположения детей.)
С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.
С. 77 учебник. Задания в рубрике “Атлас – определитель”. Что произойдёт , если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.
VIII. Включение в систему знаний и повторения.
Обсудим. “Великан на поляне”. Прочитайте текст в рубрике “Подумаем”. Как вы ответите на вопрос в нём?
IX. Рефлексия. Выберите правильные ответы.
1. К какой природе можно отнести почву?
А) К живой;
Б) к неживой;
В) неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
А) Из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.
Б) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей.
В) Из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней
растений, различных животных, обитающих в почве.
3. Что растения получают из почвы?
А) Перегной, песок, глину.
Б) воздух, воду, соли.
В) останки растений и животных.
4. Что влияет на плодородие почвы?
А) Наличие в почве перегноя.
Б) Наличие в почве воды.
В) Наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
А) Благодаря животным, обитающим в почве.
Б) Благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве.
В) Благодаря микробам, живущим в почве.
Домашнее задание. Прочитать текст в учебнике на с. 74–77. Выполнить задания в рабочей тетради.
Использованная литература и ЭОР
Дидактическое обеспечение:
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.
- А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
Методическое обеспечение:
- А.А. Плешаков. Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012.
- Технологические карты: Окружающий мир (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
- Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова “Окружающий мир”.
- А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство “Просвещение” 2012.
- А.А.Плешаков. Атлас – определитель От земли до неба Пособие для учащихся общеобразовательных школ. Издательство “Просвещение” 2012.