Деньги пропали - наживешь,
время пропало - не вернешь.
Русская пословица
Когда Вы слышите понятие ≪время≫, какие образы возникают перед Вами, какие определения, крылатые выражения, всплывают из памяти? Пониманием ли мы одно и то же, обсуждая понятие ≪время≫? Ответ очевиден — мы очень разные по своему отношению ко времени. Причин тому много, одна - из области психофизиологии, это понятие — «собственная единица времени». СЕВ — это субъективная величина, которая играет роль своеобразного индивидуального шага, измеряющее текущее время (Б.И. Цуканов).
Упражнение «Собственная Единица Времени».
Как и механические часы, наши внутренние часы тоже могут идти точно, спешить или опаздывать. Почему это важно в контексте разговора о тайм-менеджменте? Это необходимо для того, чтобы не тратить свой невосполнимый ресурс времени на бесцельные размышления. Ведь планировать прошлое бессмысленно: всё уже случилось. А строить планы будущего в отрыве от настоящего - бесполезное занятие.
Тайм-менеджмент— это инструмент для планирования своего настоящего, которое неразрывно связанно с будущим. Свои психофизиологические особенности восприятия времени нужно, прежде всего определить, а затем учитывать при организации времени.
Для этого вам необходимо закрыть глаза, и, не просчитывая, открыть их через 1 мин., по вашему мнению. В результате экспериментального измерения ≪собственной единицы времени≫ мы увидим, к какой группе людей вы относитесь, что же делать со своими внутренними часами? Идут ли они верно или требуют ремонта:
1 - люди, чьи внутренние часы сильно спешат. Их интересы устремлены вперед в будущее (они живут ≪там и потом≫). Им характерно ставить цели в отрыве от настоящего, не соотнося их с конечным результатом и затрачиваемыми ресурсами;
2 - люди, чьи внутренние часы отстают. Их интересы обращены в прошлое (они живут ≪там и тогда≫), планируют свое прошлое, что абсолютно бессмысленно;
3 - люди, чьи внутренние часы идут точно. Их жизнь зафиксирована только на настоящем (только ≪здесь и сейчас≫), размышления о перспективах, планирование будущего – необходимый ресурс эффективного управления временем;
4 - люди, чьи внутренние часы немного убегают вперед. Их интересы связаны с настоящим, которое является частью будущего (≪мое завтра начинается сегодня≫). Умелая стратегия – эффективный способ достижения любой цели.
Переход российской экономики на рыночные рельсы потребовал резкого повышения интенсивности труда руководителей организаций. Руководители образовательных учреждений – не исключение. Как показывают многочисленные исследования, руководители из-за нехватки времени увеличивают свой рабочий день, расширяя временные рамки рабочего пространства, перенося его в другие сферы. В итоге им не остается времени и сил на повышение своей квалификации, отдых и сохранение здоровья, семью, личностное развитие. Нехватка времени – не причина, а следствие плохой самоорганизации руководителя. Если руководитель образовательного учреждения постоянно занят «горящими делами», поддается стихийному ходу событий, не управляет собственным временем, а зависит от обстоятельств, то вскоре он теряет способность отличать главное от второстепенного, выделять из множества конкретных ситуаций важные проблемы. Остаются в стороне важные вопросы, а это в свою очередь, порождает массу новых текущих проблем. Наука и практика управления убедительно доказывает возможность и необходимость эффективной организации личного труда руководителей, предполагающую точное знание человеком того, чего он хочет в каждый определенный момент времени, умение ставить цели и достигать их, умение планировать свое время с высокой эффективностью для себя и учреждения в целом. Именно тайм-менеджмент помогает найти баланс и наладить гармонию в личной и профессиональной жизни. Зная азы тайм-менеджмента, можно научиться эффективно распоряжаться временем, правильно организовать свою деятельность, избавиться от стресса и, что не менее важно, находить время на отдых.
Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, разрабатываемая в большей степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования. Среди отечественных работ в этой области стоит отметить как получившие наиболее широкое распространение исследования и подходы Г.Х.Попова, среди западных – технологии Ст.Кови (США), Л.Зайверта (Германия), К.Меллера (Дания). Усилиями этих и других исследователей тайм-менеджмент к 70-м г.г. XX в. оформился как самостоятельная дисциплина, предлагающая менеджеру-практику широкий выбор систем планирования и самоорганизации. В современном менеджменте тайм-менеджмент рассматривается как технология, позволяющая более рационально использовать рабочее время, повышая при этом эффективность собственной деятельности.
Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного. (Современный экономический словарь, под редакцией Райзберг Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Москва: ИНФРА-М, 2007)
Методы тайм-менеджмента не изолированы, что характерно для классического подхода, а существуют в контексте управления организацией (приложение 3).
Руководитель дошкольной организации организует работу детского и педагогического коллектива, учебно-вспомогательного персонала на решение поставленных перед учреждением задач. Он отвечает перед семьей, обществом и государством за выполнение своей миссии как образовательного учреждения. Он выполняет обязанности в соответствии с законом «Об образовании», должностной инструкцией. Эти обязанности требуют не только рационального распределения времени, но и его экономии. Для каждого руководителя умение распределять свое рабочее время является одной из важнейших компетенций. Здесь важна технология использования времени: не сколько времени вы тратите, а сколько сделаете в единицу времени. Так, например, затратив на первых порах достаточно большое время на алгоритмизацию управленческих действий, впоследствии руководитель его экономит.
Здесь алгоритмизируются направления деятельности руководителя, его обязанности:
- обеспечение каждому ребенку содержания и качества образовательной подготовки в соответствии с образовательной программой;
- непрерывное обновление работы учреждения и управления, рациональность выбора концепций и перспективных целей;
- обеспечение анализа работы ДОУ, в соответствии с его целями и функциями;
- организация работы администрации, общественных организаций: отлаживание механизма действия внутреннего контроля, обеспечение рационального режима работы учреждения, всех его звеньев;
-рациональный подбор и расстановка кадров, их аттестация, тарификация, повышение квалификации;
- регулирование межличностных отношений в коллективе, информирование работников учреждения по всем вопросам, связанным с жизнедеятельностью коллектива;
-сохранение и рациональное использование финансовых средств, а также поиск внебюджетных средств финансирования;
-обеспечение связи детского сада с родительской общественностью, поддержка внешних связей со спонсорами, организациями и др;
- укрепление материально-технической базы ДОУ;
- участие в комиссиях ДОУ, формах общественного управления и др.
К числу алгоритмизированных управленческих процессов относятся циклограммы жизнедеятельности ДОУ (приложение 1)
Анализируя свою деятельность, мы видим объекты или явления, которые мешают или отвлекают от основной деятельности (работы и других запланированных дел). Это - хронофаги (от др.-греч. χρόνος «время»; φᾰγω — «пожираю») или поглотители времени —один из терминов тайм менеджмента.
Упражнение «Мои хронофаги».
Предлагаю на раздаточных листах (приложение 2) отметить значком то, что мешает Вам в достижении Ваших целей и решении задач:
Отсутствие целей
Нечеткая постановка целей
Отсутствие приоритетов
Попытка слишком много сделать за один раз
Плохое планирование дня
Личная неорганизованность, незнание того, с чего начать
Недостаток мотивации
Хаос в бумагах и на столе, необходимость тратить время на поиски нужных записей
«Расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности
Отрывающие от дел телефонные звонки
Болтовня на частные темы
Отсутствие самодисциплины
Медлительномть
Длительное ожидание
Спешка, нетерпение
Борьба с поглотителями времени - инструмент дляэффективного управления временем. С помощью различных приемов можно нейтрализовать наиболее типичные хронофаги.
Название хронофагов |
Способы нейтрализации |
Отсутствие целей |
Прием: «Список конкретных дел». |
Отсутствие приоритетов |
1. Прием «АБВ-анализ» |
Личная неорганизованность, |
1. Прием «Возможности и желания». |
Хаос в бумагах и на столе, необходимость тратить время на поиски необходимых записей |
Прием «Каталог моих дел» |
Спешка, нетерпение |
Повышение своей эффективности в соответствии с типом ВНД (темперамента) |
Наиболее эффективное использование времени — это вопрос величайшей важности и необходимости. Наше счастье и гармония во многом зависят от того, сколько времени мы посвящаем тем сферам жизни, которые наполнены, возможно, самыми важными ценностями и глубочайшими смыслами.
Упражнение «Мои сферы жизни».
Цель этого упражнения — помочь Вам осознать свои жизненные приоритеты, а также то, сколько времени Вы им посвящаете. Выделить ресурсные жизненные приоритеты.
Из предложенного перечня выберите те сферы жизни, которые важны для Вас лично: семейная жизнь, профессиональная деятельность, личное развитие, отношения с любимым человеком, общение с друзьями, финансовое благополучие, образование, быт, духовная жизнь, здоровье и отдых, хобби и т.д.(если в этом перечня нет важной для Вас сферы, добавьте ее). Впишите эти сферы в схему (приложение 3) следующим образом: на вершине — самая важная и самая значимая для Вас сфера, далее— две менее значимых, ниже — три следующих по значению сферы, и оставшиеся сферы впишите в нижний уровень.
Раскрасьте Вашу схему:
Зеленый цвет — Вы посвящаете этой сфере столько времени, сколько необходимо, и Вас это устраивает.
Желтый цвет — Вам бы хотелось больше времени посвящать этой сфере.
Красный цвет — Вы заняты в этой сфере много времени,но Вам бы хотелось этому посвящать меньше времени.
Белый цвет — эта сфера жизни Вам важна, но у Вас очень мало времени на нее, Вы хотите найти для нее время.
Заполнив схему, проанализируйте ее, ответив на следующие вопросы:
1 Какая сфера жизни для Вас является значимой в настоящий момент?
2 Какими ценностями она наполнена?
3 Довольны ли Вы тем, как распределено время в этой области?
4 Вам хотелось бы посвящать этому больше времени?
5 Что бы Вы сделали (или чем бы Вы занялись) в этой области, если бы Вы имели дополнительное время? Сформулируйте это в виде конкретного дела или занятия (например, 2 раза в неделю посещать занятия по обучению танго).
6 В какой из областей Вы хотите сократить временны́е затраты?
7 Какими ценностями она наполнена?
8 Вы готовы приступить к изменениям в планировании времени в этой области?
Итог:
Назовите две важные сферы жизни, в которых Вы запланировали изменения:
Сфера номер № 1 — сфера, для которой Вы ищете дополнительное время, чтобы наполнить его важными для Вас занятиями.
Сфера № 2 — сфера-«донор», это та область, временные ресурсы которой будут перераспределены для другой сферы. Для этого Вам необходимо внести в нее организационные изменения.
В заключении семинара еще раз хочется подчеркнуть проблемы (приложение 4), выявленные практиками руководителями в контексте темы:
-Проблема нерационального использования рабочего времени;
-Большая загруженность срочными делами;
-Переносы деятельностей из одной сферы жизни в другую;
-Отсутствие бюджетирования времени при планировании деятельности;
-Отсутствие эффективной циклограмм работы педагогов, сотрудников ДОУ.
И для дальнейшей эффективной, плодотворной работы необходимо:
-Продолжение разработки алгоритмизации управленческой деятельности заведующего с минимальным шагом (день, неделя) с использованием временного бюджетирования каждого направления или вида деятельности;
-Работа с поглотителями времени посредством приемов их нейтрализации через КПК, систеиу КП и др.;
-Использовать в своей деятельности технологии экономии времени;
-Использование тайм-менеджмента в работе с сотрудниками ДОУ не только для эффективного функционирования, но и развития ДОУ;
-При определении функциональных особенностей сотрудников ДОУ учитывать профессиональную готовность личности и ее индивидуальные возможности.
В заключении необходимо обратить внимание руководителя на некоторые рекомендации по управлению временем:
- не планируйте больше 60-70% своего рабочего дня. То есть вы сможете контролировать только часть своего времени, все остальное поглотят авральные, неожиданно возникшие дела, требующие срочного решения. Если вы будете знать, что у вас в запасе 30-40% рабочего времени, то вы сможете без стрессов и результативно решить непредвиденные проблемы. Авралов нет – отлично! Потратьте время на разработку стратегических задач. Начните составлять план действий. Также можно заняться и саморазвитием: изучите нормативные акты, почитайте профессиональную литературу;
- посвятите первые 10 минут своей работы планированию дня;
- «бюджетирование» времени для выполнения крупных задач. Много времени «съедает» процесс вхождения в то самое состояние работы, во время которого вас отвлекли;
- используйте технику «красного флажка» , по командной договоренности с коллегами, вас не нужно отвлекать, когда на столе стоит красный флажок, светофор, открытка и т.п.;
-не засиживайтесь допоздна, устраивайте перерывы. Усталость имеет свойство накапливаться, а затем перерастать в нервные срывы, болезни или просто в неэффективную работу. В деловом мире хорошо знаком термин «кароши», что значит «смерть от переутомления». В Японии ведется статистика смертей на работе. Их основная причина – инсульт, инфаркт из-за стресса;
- предусматривайте ритмичный отдых. Оптимально отвлекаться от дел на 5 минут каждый час или на 15 минут каждые полтора часа. Если вы работали перед компьютером, нужно встать и подойти к окну, пройтись по улице, позвонить родителям и т.п. То есть нужно полностью «отключиться» от рабочего процесса и сменить обстановку;
- устанавливайте конкретные сроки, старайтесь укладываться во временные рамки;
- пишите себе заметки-памятки. Намечая планы на бумаге, вы сможете не только лучше их запомнить, но и систематизировать.
Используемая литература:
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. - М., 2010 г.;
- Справочник заведующего ДОУ/авт.-сост.Т.В. Комардина и др.-Волгоград: Учитель, 2013.-360с.;
- Л.Г. Богославец О.И. Давыдова Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. –М.:ТЦ Сфера, 2012 г.-130с.-(Библиотека журнала «Управление ДОУ»;
- Бережнова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. –М.:ТЦ Сфера, 2013 г.-130с (Управление ДОУ);
- А.Н. Троян Управление дошкольным образованием–М.:ТЦ Сфера, 2006 г.-160с (Учебное пособие);
- Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая тайм-менеджмент для учителя, или как эффективно организовать свое время.-М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2011 г.-40с.