Способы разрешения педагогических конфликтов

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (985 кБ)


Семинар для педагогов проводился в рамках программы “Обучение здоровью”, реализуемой в школе. Для работы семинара заранее была проведена психодиагностика педагогического коллектива, которая позволила выявить типичные способы реагирования сотрудников на конфликтные ситуации.

Цель: способствовать формированию сотрудничества в педагогическом коллективе, как наиболее выигрышного способа поведения в конфликтных ситуациях.

План семинара:

  1. Понятие “Конфликт”
  2. Упражнение “Водоворот”
  3. Конфликтогены, их виды. Классификация педагогических конфликтов.
  4. Типология стилей поведения в управлении конфликтами.
  5. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, листы бумаги с заданиями (Приложение 1), раздаточные материалы по количеству участников (Приложение 2), маркеры разных цветов, магниты.

ХОД РАБОТЫ

I. Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня работа нашего педагогического семинара будет посвящена сохранению здоровья. Здоровья физического и психического. Современный человек испытывает дискомфорт от состояния психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях [3].  В психологии, физиологии и медицине такое состояние называют стрессом. В большинстве случаев причиной стресса может стать конфликт. Вот именно о конфликте сегодня пойдет речь.

II. Рабочая часть

Что же такое “конфликт”? (Слайд 2)

“Конфликт”- от лат. “conflictus” - столкновение равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, идей, характеров, настроений, действий, вызывающее отрицательно окрашенные эмоциональные переживания [1].

Для нашей дальнейшей работы мы разделимся на 5 групп. Группам педагогов раздаются листы с заданием и маркеры.

Упражнение “Водоворот” (Приложение 1)

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написан вопрос определенным цветом - это и есть цвет вашей команды.

Вы пишете ответ на вопрос в верхней части листа, затем загибаете лист бумаги так, чтобы другая команда не видела ваш ответ.

По команде “Передаём”- отдаём лист команде по часовой стрелке от вас.

После того, как команда получит лист своего цвета - презентация ответов. (Слайд 3)

На выполнение одного задания время- 1-2 минуты.

Задания:

  1. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ИЗБЕГАНИЕ”.
  2. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ПРИСПОСОБЛЕНИЕ”.
  3. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОПЕРНИЧЕСТВО”.
  4. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “КОМПРОМИСС”.
  5. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОТРУДНИЧЕСТВО”.

После того, как задания будут выполнены - от группы 1 участник подводит итоги, презентуя ответы коллег. Обращают внимание на совпадения и разногласия в мнениях.

Давайте заглянем в словарь синонимов (Слайд 4). В словаре мы нашли вот такие синонимы слова “конфликт”-

  • выяснение отношений
  • столкновение
  • грызня
  • инцидент
  • коллизия
  • раздор
  • раздрызг
  • разлад
  • размолвка
  • разногласие
  • рамсы
  • спор
  • ссора
  • стычка
  • сражение или война [5], [6] 

Причиной конфликта являются конфликтогены. Это слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. (Слайд 5)

Классифицируют конфликтогены следующим образом:

1. Стремление к превосходству;

2. Проявление агрессии;

3. Проявление эгоизма. (Слайд 6)

Педагогические конфликты рассматривают как:

  • мотивационные;
  • недостатки организации обучения в школе;
  • конфликты взаимодействий. [4] (Слайд 7)

Томас Кеннет (Thomas Kennet) – известный американский специалист в области психологии конфликта. Внес значительный вклад в современную конфликтологию тем, что выделил пять основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработал тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов (Приложение 3).

Конфликтами можно и нужно управлять! Рассматривают 5 стилей поведения в управлении конфликтами. Это избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество.

Рассмотрим хрестоматийный пример классификации типологии стилей поведения. (Слайд 8). Характеризуют стили поведения в двух измерениях. По горизонтальной оси откладывают степень, в которой участник конфликта рассматривает чужие интересы как приоритетные. По вертикальной оси отмечаются степени удовлетворения личных интересов.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Типология поведения в конфликте не является раз и навсегда заданной. Каждый раз может быть использован весь арсенал стилей в зависимости от ситуации в необходимой последовательности. Кроме этого, некоторые стили могут применяться для вполне конкретных типов конфликтов.

Исследование, проводимое в педагогическом коллективе нашей школы, показало следующие результаты. (Слайд 9)

Результаты исследования стилей поведения педагогических работников в конфликте свидетельствуют о том, что большинство педагогов решают конфликты путем компромисса, либо стараются избегать конфликтных ситуаций. Почти третья часть педагогов конфликтные ситуации разрешают путем приспособления.

Возможно ли изменить компромиссное поведение на путь сотрудничества, как наиболее эффективный и продуктивный способ поведения? Безусловно, возможно.

Существует схема рассмотрения стилей поведения в конфликте: (Слайд 10)

Случаи, когда целесообразно применение стиля

Использование стиля в условиях предотвращения конфликта

Использование стиля при разрешении возникшего конфликта [2].

Участникам выдаются раздаточные материалы (Приложение 2), в таблице представлены подробно все стили поведения в конфликте по предложенной схеме. (Слайд 11-36)

Ведущие рассматривают все типы поведения в конфликтах, озвучивая основные тезисы, акцентируя внимание педагогов на самых важных моментах.

III. Подведение итогов

Завершение работы осуществляется заполнением анкет обратной связи, где педагоги оценивают отношение к семинару. (Приложение 4)

Список литературы (Слайд 37)

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред.профессора С.А.Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г.-172 с.
  3. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 208 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

  1. Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
  2. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.